10 млн тонн зерна перевезено по сети ҚТЖ в 2022 году
В Астане 6 февраля 2023 года состоялось совещание по вопросам перевозки зерна и продуктов перемола с участием председателя наблюдательного совета ТОО «КТЖ– Грузовые перевозки» Бауыржана Урынбасарова и заместителя председателя правления ТОО «КТЖ ГП» Нуржана Кельбуганова, представителей Союза зернопереработчиков Казахстана, мукомолов, грузоотправителей и трейдеров.
Отмечено, что по сети АО «НК «ҚТЖ» в 2022 году перевезло 10 млн тонн зерна. В том числе 8 млн тонн были отправлены на экспорт – это на 18% больше, чем в 2021 году. Основным рынком сбыта казахстанского зерна остались страны Центральной Азии, экспорт в этом направлении вырос на 11% и составил 5,6 млн тонн.
Также существенно вырос объем поставок в Китай – на 134%, составив 600 тыс. тонн. Этот скачок связан с развитием контейнерных перевозок.
Позитивная динамика отмечена и в перевозках продуктов перемола. Общий объем перевозок муки в 2022 году составил 3,1 млн тонн, в том числе на экспорт – 2,3 млн тонн. Это на 53% больше, чем в 2021. Основной объем отправлен в Центральную Азию - 2 млн тонн (+41% к 2021 году) и 300 тыс. тонн – в Китай.
Продолжается рост и в 2023 году. По итогам января Казахстан экспортировал 138 тыс. тонн муки (118 тыс. тонн было в январе 2022 года - увеличение на 17%).
Кроме того, существенно выросли перевозки и других видов грузов, прежде всего руды и угля, увеличилась и дальность их доставки. Это привело к скачкообразному росту нагрузки на железнодорожную инфраструктуру.
Озвучено, что на сегодняшний день в плановом порядке решается вопрос расширения и обновления локомотивного парка. В течение пяти лет планируется закупить 306 локомотивов, из них в текущем году – 109.
На заседании была обсуждена проблема с планированием перевозок. Грузоотправителям рекомендовано более конкретно составлять планы своих перевозок, не строить «воздушных» планов. Это позволит четко планировать работу и самим грузоотправителям, и железнодорожникам. Также отмечались факты наличия порожнего парка вагонов чужих стран, которые отстаивают на станционных путях, создавая заторы на сети.
Железнодорожниками совместно с грузоотправителями определили для себя объемы отгрузки наметили планы поставок.