Вызовы открывают возможности

Фото автора
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Морские порты Казахстана готовятся стать частью новой системы Евроазиатской логистики.

На сегодняшний день одними из звеньев разветвленной сети казахстанских мультимодальных перевозок являются морские инфраструктурные мощности портов Актау и Курык, предоставляющие отечественным и иностранным грузоотправителям выход на мировые торговые рынки.

Располагаясь в точке пересечения нескольких международных транспортных маршрутов, морские порты обеспечивают круглогодичную перевозку всех видов грузов с Востока на Запад, с Севера на Юг и в обратном направлении.

Между тем к 2030 году потенциал Транскаспийского международного транспортного маршрута оценивается до 20 миллионов тонн грузов в год, в том числе включая контейнерные перевозки до двух миллионов ДФЭ, что потребует соответствующего развития портовой инфраструктуры для потенциальной переориентации на данный коридор от 3% до 20% ежегодного объема транзитных грузов, следующих по направлению Восток – Запад через альтернативные транзитные маршруты.

Для укрепления транзитного потенциала страны МИИР РК разработало «Концепцию развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года», охватывающую вопросы развития всех видов транспорта и логистики.

Кроме того, в порту Актау планируется создание контейнерного хаба на базе свободной экономической зоны «Морской порт Актау», который улучшит транспортную связанность на маршруте ТМТМ.  

К тому же обновляется перегрузочный парк и в третьем квартале 2024 года в порт будет поставлен один из трех запланированных кранов грузоподъемностью до 63 тонн, а в последующем за счет средств ЕБРР будет профинансировано приобретение дополнительных кранов, ричстакеров и терминальных тягачей.  

Интеграция морских портов Актау и Курык в мультимодальные логистические цепочки также будет осуществляться через активное развитие цифровизации и автоматизации перевозочного процесса в морских портах с объединением с прикаспийскими портами.

При этом межгосударственная координация перевозок проводится уже сегодня в рамках исполнения Дорожных карт по синхронному устранению «узких» мест и развитию ТМТМ по территориям Казахстана, Азербайджана, Турции и Грузии на 2022-2027 годы, где транспортными ведомствами предусмотрены практические шаги более полного раскрытия транзитно-транспортного потенциала всего Каспийского региона.

Значительно ускорить процесс прохождения процедур и повысить эффективность перевозок также позволит цифровизация контрольно-надзорных функций государственных органов с созданием системы электронного документооборота в морских пунктах пропуска по принципу «единого окна».

А для снижения числа аварийных случаев на морском транспорте будет внедрена система управления движением судов в порту Актау с последующим ее объединением с аналогичными системами портов Курык и Баутино.

 

Новости
04.12.2025
Экспортный путь зерна до узбекской границы продемонстрировали журналистам
Новости
04.12.2025
Транзит по ТМТМ из Китая увеличился на 12%
Регионы
04.12.2025
Будни станции Арстансор: малый штат, большой участок ответственности
КТЖ в лицах
04.12.2025
«К каждому нужен подход»: будни проводницы женского вагона
Регионы
03.12.2025
Итоги работы за 10 месяцев подвели на станции Достык
Новости
03.12.2025
Более 1700 раз экстренно тормозили машинисты поездов в этом году
Интервью
03.12.2025
Перевозки, парк и цифровые решения: «Қазтеміртранс» подводит итоги и формирует стратегию развития до 2026 года
Пассажирские перевозки
03.12.2025
Поезд «Астана – Омск» начнет курсировать в декабре
Инфраструктура
03.12.2025
КТЖ перевыполнило план ремонта путей на 2025 год
Новости
02.12.2025
Навигационные пломбы в ЕАЭС начнут применять с февраля 2026 года
Новости
02.12.2025
Программно-аппаратный комплекс установили на автомотрисах Астанинской дистанции электроснабжения
Пассажирские перевозки
02.12.2025
ЕАЭС упростит железнодорожные пассажирские перевозки
Грузовые перевозки
02.12.2025
Перевозки грузов по сети ҚТЖ выросли до 287,8 млн тонн
Новости
02.12.2025
Порт Актау получил финансовую поддержку Европейского Союза
Новости / Архив
02.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №100 от 02 декабря 2025 года
Новости
01.12.2025
Железнодорожники обсудили вопросы интеграции охраны труда в бизнес-процессы
Регионы
01.12.2025
«Ұлттық диктант» написали кокшетауские железнодорожники
Новости
01.12.2025
Более 3 700 казахстанцев привлекли к ответственности за нарушения на железной дороге
Регионы
01.12.2025
Внедрение цифровых технологий и экономию топлива обсудили на семинаре в Павлодаре
Регионы
01.12.2025
Месячник «Внимание – тормозное оборудование» выявил дефекты у вагонов в ВЧД-24