Порты Каспия являются ключевыми звеньями ТМТМ

Александр Жабчук
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

С планами по повышению пропускной способности международных торговых путей на Каспии и инфраструктурой портов Актау и Курык ознакомились представители СМИ в рамках пресс-тура, организованного АО «НК «Қазақстан темір жолы».

Порты Каспийского моря являются одними из ключевых звеньев Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), пролегающего через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию, Черное море и далее в страны Европы. 

Порт Актау 

В современных геополитических реалиях роль среднего коридора значительно возросла, в связи с чем главой государства поставлены задачи по развитию портовой инфраструктуры и созданию контейнерного и транспортно-логистического хаба в регионе.

– На сегодняшний день порт Актау – это многофункциональный комплекс по предоставлению услуг перевалки грузов и судозахода. Морская гавань способна обработать порядка 12 млн тонн различных грузов, в том числе до 7,5 млн тонн нефти, – проинформировал журналистов главный менеджер отдела транспортной логистики АО «НК «Актауский морской торговый порт» Кайрат Калиолла. ­

За первое полугодие 2023 года через порт перевалено 2,3 млн тонн грузов, включая 1,8 млн тонн нефти, 118 тысяч тонн зерна, 112 тысяч тонн металла. Объемы перевалки нефти выросли на 63%, металла – в два раза. 

– Драйвером нашего дальнейшего развития являются контейнерные перевозки по ТМТМ. За шесть месяцев этого года перевалили 11,6 тысячи ДФЭ-контейнеров, в прошлом году объем перевалки составил 30,7 тысячи ДФЭ, план на этот год – порядка 35 тысяч ДФЭ, – отметил спикер.

К 2025 году на территории морпорта будет сдан в эксплуатацию контейнерный хаб. Проект позволит оказывать полный спектр услуг по перевалке контейнеров – до 300 тысяч ДФЭ в год. Кроме того, предусмотрен ряд мер для увеличения мощностей сухогрузных причалов. В частности, планируется удлинить причал № 3, провести реконструкцию нефтеналивных причалов № 9, 10 и причала № 12 с проведением дноуглубительных работ. 

Порт Курык

Демонстрирует рост перевалки грузов и порт Курык. В первом полугодии перевалка превысила 1 млн тонн, что на 18% больше аналогичного показателя предыдущего года. 

– В прошлом году мы увеличили наши объемы в два раза. По итогам этого года прогнозируем рост порядка 20%, – сообщил генеральный директор ТОО «Порт Курык» Серик Ахметов.

Он также проинформировал, что осенью этого года на территории порта планируется ввод в эксплуатацию зернового терминала мощностью 1 млн тонн в год с единовременным хранением 25 тысяч тонн зерновых культур. Терминал позволит увеличить объемы экспорта зерновых культур по направлению Казахстан – Иран и страны Кавказского региона и далее.

Кроме того, в рамках развития портовой инфраструктуры к 2025 году в порту Курык планируется строительство многофункционального морского терминала «Саржа», включающего зерновой и универсальный терминалы, терминалы наливных и генеральных грузов, а также транспортно-логистический центр. 

Работа морских гаваней Каспия

Порты Актау и Курык получили статус EcoPort от Европейской организации морских портов, который дает возможность для расширения взаимоотношений с европейскими портами и стимулирует снижение негативного воздействия портов на окружающую среду, а также улучшение экологической ситуации в Каспийском регионе.

Во время пресс-тура журналисты воочию понаблюдали за работой морских ворот Казахстана, которая ведется здесь круглосуточно. Традиционно посещение таких объектов начинается с выдачи средств индивидуальной защиты, а также вводного инструктажа по технике безопасности. 

Начальник службыохраны труда и промышленной безопасности порта Актау Жанат Нукибаев предупредил, что на момент визита творческого десанта на причалах № 4 и 5 ведутся нефтеналивные работы, поэтому там категорически запрещается курить, а на грузовых терминалах – находиться под кранами и вблизи причала. 

В порту Актау функционируют три нефтяных причала годовой мощностью 7,5 млн тонн, три универсальных сухогрузных причала для обработки генеральных, тарно-штучных и негабаритных грузов, причал для перегрузки зерна и универсальный причал по приему паромов с пропускной способностью два миллиона тонн в год, а также зерновой терминал мощностью 800 тысяч тонн в год. Общая фактическая пропускная способность порта составляет 11,8 млн тонн. 

– Морская гавань играет стратегическую роль в регионе в перевалке нефти, металла, зерна. Нефть и нефтепродукты экспортируются в направлении Азербайджана и Махачкалы, зерно – в направлении Ирана, – рассказал Кайрат Калиолла. ­– Из-за геополитической ситуации ТШО в текущем году начала отгружать нефть через порт Актау в Баку, далее по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан.

Гостям удалось увидеть процесс швартовки в порту нефтеналивного танкера «Казахстан», а после побывать на борту буксира «Женис» под управлением опытного капитана Артура Артюшина. 

Для человека несведущего удивительно наблюдать, как этот «маленький помощник» легко справляется с безопасной постановкой крупнотоннажного судна к причалу. Но, несмотря на небольшие размеры, мощность буксира – 1 700 лошадиных сил, что позволяет обрабатывать суда с разными видами грузов при любых погодных условиях. 

Еще одна остановка – погрузочно-разгрузочный комплекс, где на момент приезда СМИ с помощью портального крана завершался процесс выгрузки контейнеров со специализированного судна «Беркут» принадлежности НМСК «Казмортрансфлот». Во время таких работ на крановщика возлагается особая ответственность.

– Работа у нас разнообразная и, конечно, сложная. Сменный график: день – ночь – 48. Грузы – от контейнеров, полувагонов до автомобилей, мешков с цементом и так далее, – делится единственная в коллективе женщина – машинист портального крана Лилия Романенко. – Вся смена проходит в напряжении, так как нужно быть очень внимательным, особенно при работе с людьми. Главное – добросовестно относиться к своим обязанностям, соблюдать технику безопасности и все необходимые инструкции.

За более чем 30 лет работы в порту она обучила не одно поколение машинистов портального крана, коллеги отзываются о ней как о профессионале своего дела, с которого нужно брать пример.

В том, что на каждом этапе производственного процесса в порту Актау работают профессионалы, журналисты убедились, побеседовав также со старшим стивидором Кайратом Жумагалиевым, докером-механизатором Евгением Галатырем и другими работниками погрузочно-разгрузочного комплекса.

Следующим этапом программы пресс-тура стало посещение порта Курык, через который экспортируются нефть, металлы, химическая продукция, зерно, уголь, удобрения. Импортируются продукты питания, промышленное оборудование, стройматериалы и другие грузы. Транзитом через порт идут электроника, различное оборудование, текстиль, продукция химической отрасли, изделия из металла и прочее. 

В порту работают два железнодорожных и два автомобильных причала. Ведется строительство второго пускового паромного комплекса и зернового терминала. 

Участники пресс-тура понаблюдали за процессом погрузки на паром, побывали в пунктах таможенного оформления и ознакомились с технологией обработки грузопотока по принципу «одного окна».

А во время беседы с генеральным директором ТОО «Порт Курык» Сериком Ахметовым узнали о планах по увеличению пропускной способности порта и перспективах развития международных торговых путей на Каспии. 

– Курык – важнейшая точка на Каспийском море, которая дает возможность развития среднего коридора, соединяющего страны Центральной Азии с открытой водой. В современном мире 96% логистики – это транспортировка по открытой воде. На сегодня ближайшая открытая вода для Казахстана – Черное море. Как вы знаете, сейчас в Азербайджане ведутся работы по строительству Зангезурского коридора. После его ввода мы сможем, минуя Грузию, попасть в Турцию, соответственно, получить выход к Средиземному морю и более быстрые сроки доставки грузов. Чем больше мостов в разные геополитические точки, тем больше вариативность у Казахстана и выше наша транспортная и экономическая безопасность, – уверен Серик Ахметов. 

Грузовые перевозки
13.03.2025
Казахстан и ОЭСР обсуждают перспективы дальнейшего сотрудничества
Новости
13.03.2025
Развитие транспортного коридора Север-Юг обсудили Казахстан и Россия
Регионы
13.03.2025
Более 60 раз в течение двух лет машинистам поездов пришлось экстренно тормозить в Карагандинском регионе
Инфраструктура
13.03.2025
Почти 50 км железной дороги капитально отремонтируют в Кызылординском регионе
Регионы
13.03.2025
Учебно-показательный комиссионный осмотр прошел на станции Оскемен-1
КТЖ в лицах
13.03.2025
Райхан Альсеитова - 37 лет на железной дороге
КТЖ в лицах
13.03.2025
«Душа поет, и есть уверенность в будущем»: Оператор по обработке перевозочных документов Гульсара Жайляуова — о работе на станции Илецк
Регионы
13.03.2025
Показательный комиссионный осмотр прошел на станции Жанаарка
Новости
13.03.2025
Около 200 участников собрал форум «Сенімді тұлек» в КТЖ
Новости
13.03.2025
Теорию цифрового перехода транспортно-логистического комплекса в странах ЕАЭС обсудили в Ташкенте
Новости
13.03.2025
Джип преградил путь пассажирскому поезду на перегоне Медеу – Жетісу
КТЖ в лицах
12.03.2025
«Вижу свое будущее на стальной магистрали»: сигналист Ирина Шаханова — о начале трудового пути
Инфраструктура
12.03.2025
Движение по маршруту «Достык – Бескөл» в марте откроют в Казахстане
КТЖ в лицах
12.03.2025
«Внести вклад в развитие железнодорожного транспорта»: Инженер-технолог станции Алтынколь Шолпан Мукашева — о своей работе
Инфраструктура
12.03.2025
Около 160 км пути оздоровят железнодорожники Шымкентского отделения магистральной сети
КТЖ в лицах
12.03.2025
О необычном хобби рассказала электромеханик-приемщик приборов СЦБ Лариса Григорьева
Новости
12.03.2025
Машинисту поезда удалось избежать ДТП в районе станции Сурган
Новости
12.03.2025
КТЖ добилось ужесточения ответственности за нарушение правил безопасности на железной дороге
Пассажирские перевозки
12.03.2025
Финиками и водой угощают пассажиров проводники поездов КТЖ
КТЖ в лицах
11.03.2025
«Не могу сидеть без дела»: 31 год работает слесарем по осмотру и ремонту локомотива Алмагуль Нурмахина