Порты Каспия являются ключевыми звеньями ТМТМ

Александр Жабчук
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

С планами по повышению пропускной способности международных торговых путей на Каспии и инфраструктурой портов Актау и Курык ознакомились представители СМИ в рамках пресс-тура, организованного АО «НК «Қазақстан темір жолы».

Порты Каспийского моря являются одними из ключевых звеньев Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), пролегающего через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию, Черное море и далее в страны Европы. 

Порт Актау 

В современных геополитических реалиях роль среднего коридора значительно возросла, в связи с чем главой государства поставлены задачи по развитию портовой инфраструктуры и созданию контейнерного и транспортно-логистического хаба в регионе.

– На сегодняшний день порт Актау – это многофункциональный комплекс по предоставлению услуг перевалки грузов и судозахода. Морская гавань способна обработать порядка 12 млн тонн различных грузов, в том числе до 7,5 млн тонн нефти, – проинформировал журналистов главный менеджер отдела транспортной логистики АО «НК «Актауский морской торговый порт» Кайрат Калиолла. ­

За первое полугодие 2023 года через порт перевалено 2,3 млн тонн грузов, включая 1,8 млн тонн нефти, 118 тысяч тонн зерна, 112 тысяч тонн металла. Объемы перевалки нефти выросли на 63%, металла – в два раза. 

– Драйвером нашего дальнейшего развития являются контейнерные перевозки по ТМТМ. За шесть месяцев этого года перевалили 11,6 тысячи ДФЭ-контейнеров, в прошлом году объем перевалки составил 30,7 тысячи ДФЭ, план на этот год – порядка 35 тысяч ДФЭ, – отметил спикер.

К 2025 году на территории морпорта будет сдан в эксплуатацию контейнерный хаб. Проект позволит оказывать полный спектр услуг по перевалке контейнеров – до 300 тысяч ДФЭ в год. Кроме того, предусмотрен ряд мер для увеличения мощностей сухогрузных причалов. В частности, планируется удлинить причал № 3, провести реконструкцию нефтеналивных причалов № 9, 10 и причала № 12 с проведением дноуглубительных работ. 

Порт Курык

Демонстрирует рост перевалки грузов и порт Курык. В первом полугодии перевалка превысила 1 млн тонн, что на 18% больше аналогичного показателя предыдущего года. 

– В прошлом году мы увеличили наши объемы в два раза. По итогам этого года прогнозируем рост порядка 20%, – сообщил генеральный директор ТОО «Порт Курык» Серик Ахметов.

Он также проинформировал, что осенью этого года на территории порта планируется ввод в эксплуатацию зернового терминала мощностью 1 млн тонн в год с единовременным хранением 25 тысяч тонн зерновых культур. Терминал позволит увеличить объемы экспорта зерновых культур по направлению Казахстан – Иран и страны Кавказского региона и далее.

Кроме того, в рамках развития портовой инфраструктуры к 2025 году в порту Курык планируется строительство многофункционального морского терминала «Саржа», включающего зерновой и универсальный терминалы, терминалы наливных и генеральных грузов, а также транспортно-логистический центр. 

Работа морских гаваней Каспия

Порты Актау и Курык получили статус EcoPort от Европейской организации морских портов, который дает возможность для расширения взаимоотношений с европейскими портами и стимулирует снижение негативного воздействия портов на окружающую среду, а также улучшение экологической ситуации в Каспийском регионе.

Во время пресс-тура журналисты воочию понаблюдали за работой морских ворот Казахстана, которая ведется здесь круглосуточно. Традиционно посещение таких объектов начинается с выдачи средств индивидуальной защиты, а также вводного инструктажа по технике безопасности. 

Начальник службыохраны труда и промышленной безопасности порта Актау Жанат Нукибаев предупредил, что на момент визита творческого десанта на причалах № 4 и 5 ведутся нефтеналивные работы, поэтому там категорически запрещается курить, а на грузовых терминалах – находиться под кранами и вблизи причала. 

В порту Актау функционируют три нефтяных причала годовой мощностью 7,5 млн тонн, три универсальных сухогрузных причала для обработки генеральных, тарно-штучных и негабаритных грузов, причал для перегрузки зерна и универсальный причал по приему паромов с пропускной способностью два миллиона тонн в год, а также зерновой терминал мощностью 800 тысяч тонн в год. Общая фактическая пропускная способность порта составляет 11,8 млн тонн. 

– Морская гавань играет стратегическую роль в регионе в перевалке нефти, металла, зерна. Нефть и нефтепродукты экспортируются в направлении Азербайджана и Махачкалы, зерно – в направлении Ирана, – рассказал Кайрат Калиолла. ­– Из-за геополитической ситуации ТШО в текущем году начала отгружать нефть через порт Актау в Баку, далее по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан.

Гостям удалось увидеть процесс швартовки в порту нефтеналивного танкера «Казахстан», а после побывать на борту буксира «Женис» под управлением опытного капитана Артура Артюшина. 

Для человека несведущего удивительно наблюдать, как этот «маленький помощник» легко справляется с безопасной постановкой крупнотоннажного судна к причалу. Но, несмотря на небольшие размеры, мощность буксира – 1 700 лошадиных сил, что позволяет обрабатывать суда с разными видами грузов при любых погодных условиях. 

Еще одна остановка – погрузочно-разгрузочный комплекс, где на момент приезда СМИ с помощью портального крана завершался процесс выгрузки контейнеров со специализированного судна «Беркут» принадлежности НМСК «Казмортрансфлот». Во время таких работ на крановщика возлагается особая ответственность.

– Работа у нас разнообразная и, конечно, сложная. Сменный график: день – ночь – 48. Грузы – от контейнеров, полувагонов до автомобилей, мешков с цементом и так далее, – делится единственная в коллективе женщина – машинист портального крана Лилия Романенко. – Вся смена проходит в напряжении, так как нужно быть очень внимательным, особенно при работе с людьми. Главное – добросовестно относиться к своим обязанностям, соблюдать технику безопасности и все необходимые инструкции.

За более чем 30 лет работы в порту она обучила не одно поколение машинистов портального крана, коллеги отзываются о ней как о профессионале своего дела, с которого нужно брать пример.

В том, что на каждом этапе производственного процесса в порту Актау работают профессионалы, журналисты убедились, побеседовав также со старшим стивидором Кайратом Жумагалиевым, докером-механизатором Евгением Галатырем и другими работниками погрузочно-разгрузочного комплекса.

Следующим этапом программы пресс-тура стало посещение порта Курык, через который экспортируются нефть, металлы, химическая продукция, зерно, уголь, удобрения. Импортируются продукты питания, промышленное оборудование, стройматериалы и другие грузы. Транзитом через порт идут электроника, различное оборудование, текстиль, продукция химической отрасли, изделия из металла и прочее. 

В порту работают два железнодорожных и два автомобильных причала. Ведется строительство второго пускового паромного комплекса и зернового терминала. 

Участники пресс-тура понаблюдали за процессом погрузки на паром, побывали в пунктах таможенного оформления и ознакомились с технологией обработки грузопотока по принципу «одного окна».

А во время беседы с генеральным директором ТОО «Порт Курык» Сериком Ахметовым узнали о планах по увеличению пропускной способности порта и перспективах развития международных торговых путей на Каспии. 

– Курык – важнейшая точка на Каспийском море, которая дает возможность развития среднего коридора, соединяющего страны Центральной Азии с открытой водой. В современном мире 96% логистики – это транспортировка по открытой воде. На сегодня ближайшая открытая вода для Казахстана – Черное море. Как вы знаете, сейчас в Азербайджане ведутся работы по строительству Зангезурского коридора. После его ввода мы сможем, минуя Грузию, попасть в Турцию, соответственно, получить выход к Средиземному морю и более быстрые сроки доставки грузов. Чем больше мостов в разные геополитические точки, тем больше вариативность у Казахстана и выше наша транспортная и экономическая безопасность, – уверен Серик Ахметов. 

Регионы
03.12.2024
Руководство КТЖ побывало на предприятиях железнодорожного узла Алматы (ФОТО)
Грузовые перевозки
03.12.2024
ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» закупило 36 автобусов и микроавтобусов
Регионы
03.12.2024
Руководство КТЖ встретилось с грузоперевозчиками Жамбылского отделения
Регионы
03.12.2024
Новый автобус для перевозки работников появился на станции Оскемен-1
Новости
03.12.2024
Внезапные ночные проверки проводят в Акмолинском отделении ГП
Новости
03.12.2024
Более 7500 поездов проследовали в направлении «Китай — Европа» через Хоргос
КТЖ в лицах
03.12.2024
«Не нравилось бы, давно бы ушел»: Осмотрщик вагонов рассказал о своей работе
Новости
03.12.2024
Детская железная дорога возобновила свою работу в Семее
Новости / Архив
03.12.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №102 от 03 декабря 2024 года
Грузовые перевозки
02.12.2024
Трехсотый контейнерный поезд проследовал по ТМТМ в 2024 году
Регионы
02.12.2024
Руководство КТЖ проводит осмотр линейных предприятий железнодорожного узла Тараз (ФОТО)
Регионы
02.12.2024
Итоги работы подвели в Алматинском эксплуатационном вагонном депо
Регионы
02.12.2024
Двухмесячник «Укрепление трудовой дисциплины – основа профилактики производственного травматизма» прошел в Уральском регионе
КТЖ в лицах
02.12.2024
Высококлассный эксперт локомотивного хозяйства Серик Дюсенов отмечает 60-летний юбилей
Интервью
02.12.2024
Более 3 тыс. несоответствий по содержанию и эксплуатации технических средств и подвижного состава выявили карагандинские ревизоры
Грузовые перевозки
02.12.2024
Рекордный объем зерна нового урожая погрузили в ноябре по сети КТЖ
Регионы
02.12.2024
Железнодорожной линии Хромтау – Алтынсарино исполнилось 20 лет
Новости
02.12.2024
Казахстан и Китай начали обмен иностранными бланками разрешений в электронном формате
Новости
02.12.2024
Дополнительные поезда на декабрьские праздники запустит КТЖ
История железной дороги
02.12.2024
«Нужно работать в нужное время в нужном месте»: Ветеран железной дороги рассказала о своей работе в ГВЦ