Развитие ТМТМ: экспортные перевозки из Казахстана выросли на 130,8%

Александр Жабчук
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В новых геополитических реалиях Транскаспийский международный транспортный маршрут стал основным коридором для транспортировки казахстанских экспортных и транзитных грузов. В первом полугодии объем грузоперевозок по ТМТМ вырос более чем на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. 

Инициативе создания проекта ТМТМ (Средний коридор) в этом году исполняется 10 лет – Соглашение об учреждении Координационного комитета по развитию маршрута подписано главами железнодорожных администраций Казахстана, Азербайджана и Грузии в ноябре 2013-го в Астане. Позже была создана международная ассоциация ТМТМ со штаб-квартирой в столице РК, которая сегодня объединяет 19 транспортно-логистических компаний. До конца года ожидается вступление еще четырех. 

По Среднему коридору, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в страны Европы, осуществляются контейнерные перевозки железнодорожным и морским транспортом.

За шесть месяцев 2023 года объем грузоперевозок по ТМТМ составил 1 323 тысячи тонн, что на 72,2% больше по сравнению с первым полугодием прошлого года. При этом наблюдается рост экспортных перевозок из Казахстана на 130,8%. Их доля в общем объеме грузоперевозок по маршруту составила 78% – 1 031,3 тысячи тонн. Импортные перевозки в нашу страну относительно аналогичного периода 2022 года выросли на 27,5% и составили 194,5 тысячи тонн. 

И если на этапе создания ТМТМ наблюдался некий скептицизм относительно спроса на маршрут со стороны грузоотправителей, то последние годы не оставили сомнений в актуальности и востребованности Среднего коридора. Он стал альтернативой Транссибу в доставке грузов из Китая в Европу и обратно. 

В его развитии заинтересованы как азиатские, так и европейские представители бизнеса. О чем во время недавнего визита в Казахстан сообщил президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. По его мнению, геополитические изменения требуют изменений в связях между Востоком и Западом, между Азией и Европой. 

– Если мы с точки зрения безопасности хотим иметь надежные условия для транспортировки, то в долгосрочной перспективе нужно расширять Middle Corridor, – сказал он. 

О приоритетном значении ТМТМ для нашей страны неоднократно заявлял и Глава государства Касым-Жомарт Токаев. В своем выступлении на саммите «Центральная Азия + Совет сотрудничества арабских государств Залива» он отметил, что Казахстан намерен планомерно увеличивать грузопоток через ТМТМ и к 2030 году довести его до 500 тысяч контейнеров в год. 

Эта амбициозная цель достижима, хотя и требует развития новых логистических сервисов и инфраструктуры, в том числе на Каспии. 

К 2025 году в рамках развития портовой инфраструктуры на территории морпорта Актау будет сдан в эксплуатацию контейнерный хаб, позволяющий осуществлять перевалку до 300 тысяч ДФЭ в год. Также будет проведена реконструкция причалов.  В порту Курык к этому времени планируется строительство многофункционального морского терминала «Саржа», включающего зерновой и универсальный терминалы, терминалы наливных и генеральных грузов, а также транспортно-логистический центр.  

Немаловажную роль в развитии ТМТМ играют сроки доставки грузов: чем они меньше, тем привлекательнее маршрут для грузоотправителей. Поэтому большая работа ведется в этом направлении. Если на первоначальном этапе грузы по Среднему коридору проходили в течение 53 дней, то сегодня срок сокращен до 18-23 дней.

Этому способствовал запуск в конце прошлого года регулярных контейнерных шаттл-поездов со станции Алтынколь. Оператором выступают KTZ Express, ADY Container и GR Logistics and Terminlas. Составы курсируют строго по установленному расписанию по маршруту Алтынколь – порт Актау – порт Баку – порт Поти/Батуми и станция Ахалкалаки (Грузия). От станции Алтынколь до порта Поти и Батуми поезд следует в течение 11-13 дней.

Что касается дальнейших перспектив ТМТМ, в июне 2023 года подписано трехстороннее соглашение о создании совместного предприятия между АО «НК «Қазақстан темір жолы», ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и АО «Грузинская железная дорога», что позволит сократить срок прохождения товаров из Китая в Европу и обратно по маршруту до 10-15 дней.

Деятельность совместного предприятия обеспечит высокое качество интермодальных транспортных и логистических услуг, согласование трансграничных тарифов и внедрение унифицированной IT-платформы для полной автоматизации грузоперевозок из Китая в Турцию. 

Оглядываясь на 10 лет назад, сегодня можно с уверенностью сказать, что с момента основания Ассоциации ТМТМ достигнут значительный прогресс в развитии Middle Corridor. Это стало возможным благодаря совместным усилиям и слаженной работе всех ее участников. Но главные успехи еще впереди.

Новости
03.07.2024
Си Цзиньпин: «Поставлена новая цель – удвоить товарооборот в кратчайшие сроки»
В мире
03.07.2024
Китайский мост-тоннель установил 10 мировых рекордов
Новости
03.07.2024
Касым-Жомарт Токаев и Си Цзиньпин подписали ряд документов
Новости
03.07.2024
Главы Казахстана и Китая приняли участие в церемонии отправки железнодорожных контейнеров по ТМТМ
Регионы
03.07.2024
Поезд «Саламатты Қазақстан» прибыл в Западно-Казахстанскую область
Новости
03.07.2024
Токаев о Китае: «У нас есть все возможности для того, чтобы увеличить взаимный товарооборот»
Новости
03.07.2024
Итоги акции «Марафон зеленых дел» подвели в КТЖ
Новости
03.07.2024
Роль ШОС, сотрудничество Китая и Казахстана, «Один пояс, один путь»: посол КНР в РК дал большое интервью
Грузовые перевозки
03.07.2024
Посол КНР: Объем торговли между Казахстаном и Китаем достиг 17,6 млрд долларов
Грузовые перевозки
03.07.2024
За полгода перевозки в направлении КНР увеличились на 12,5%
Новости
02.07.2024
Более 40 документов подписали в рамках Казахстанско-Китайского делового совета
Инфраструктура
02.07.2024
Грузовые вагоны произвели в Атырау
Новости
02.07.2024
Успехи инициативы «Один пояс, один путь» отметил председатель правления «Самрук-Қазына» на Казахстанско-Китайском Деловом Совете
Грузовые перевозки
02.07.2024
Около пяти тысяч грузовых поездов прошло через Казахстан в Китай - посол КНР
Новости
02.07.2024
Марат Карабаев встретился с министром транспорта КНР в Астане
Грузовые перевозки
02.07.2024
Объем грузоперевозок по железной дороге между Казахстаном и Китаем продолжает показывать рост
Новости
02.07.2024
Первые маневровые локомотивы в рамках соглашения КТЖ и CRRC досрочно поступили на станцию Алтынколь
Грузовые перевозки
02.07.2024
Автоматизированное ведение графика исполненного движения поездов стало доступно на нескольких участках в Казахстане
Регионы
02.07.2024
Профилактические работы ведут в Алматинской дистанции электроснабжения
Грузовые перевозки
02.07.2024
Телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста внедрили в КТЖ