Развитие ТМТМ: экспортные перевозки из Казахстана выросли на 130,8%

Александр Жабчук
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В новых геополитических реалиях Транскаспийский международный транспортный маршрут стал основным коридором для транспортировки казахстанских экспортных и транзитных грузов. В первом полугодии объем грузоперевозок по ТМТМ вырос более чем на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. 

Инициативе создания проекта ТМТМ (Средний коридор) в этом году исполняется 10 лет – Соглашение об учреждении Координационного комитета по развитию маршрута подписано главами железнодорожных администраций Казахстана, Азербайджана и Грузии в ноябре 2013-го в Астане. Позже была создана международная ассоциация ТМТМ со штаб-квартирой в столице РК, которая сегодня объединяет 19 транспортно-логистических компаний. До конца года ожидается вступление еще четырех. 

По Среднему коридору, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в страны Европы, осуществляются контейнерные перевозки железнодорожным и морским транспортом.

За шесть месяцев 2023 года объем грузоперевозок по ТМТМ составил 1 323 тысячи тонн, что на 72,2% больше по сравнению с первым полугодием прошлого года. При этом наблюдается рост экспортных перевозок из Казахстана на 130,8%. Их доля в общем объеме грузоперевозок по маршруту составила 78% – 1 031,3 тысячи тонн. Импортные перевозки в нашу страну относительно аналогичного периода 2022 года выросли на 27,5% и составили 194,5 тысячи тонн. 

И если на этапе создания ТМТМ наблюдался некий скептицизм относительно спроса на маршрут со стороны грузоотправителей, то последние годы не оставили сомнений в актуальности и востребованности Среднего коридора. Он стал альтернативой Транссибу в доставке грузов из Китая в Европу и обратно. 

В его развитии заинтересованы как азиатские, так и европейские представители бизнеса. О чем во время недавнего визита в Казахстан сообщил президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. По его мнению, геополитические изменения требуют изменений в связях между Востоком и Западом, между Азией и Европой. 

– Если мы с точки зрения безопасности хотим иметь надежные условия для транспортировки, то в долгосрочной перспективе нужно расширять Middle Corridor, – сказал он. 

О приоритетном значении ТМТМ для нашей страны неоднократно заявлял и Глава государства Касым-Жомарт Токаев. В своем выступлении на саммите «Центральная Азия + Совет сотрудничества арабских государств Залива» он отметил, что Казахстан намерен планомерно увеличивать грузопоток через ТМТМ и к 2030 году довести его до 500 тысяч контейнеров в год. 

Эта амбициозная цель достижима, хотя и требует развития новых логистических сервисов и инфраструктуры, в том числе на Каспии. 

К 2025 году в рамках развития портовой инфраструктуры на территории морпорта Актау будет сдан в эксплуатацию контейнерный хаб, позволяющий осуществлять перевалку до 300 тысяч ДФЭ в год. Также будет проведена реконструкция причалов.  В порту Курык к этому времени планируется строительство многофункционального морского терминала «Саржа», включающего зерновой и универсальный терминалы, терминалы наливных и генеральных грузов, а также транспортно-логистический центр.  

Немаловажную роль в развитии ТМТМ играют сроки доставки грузов: чем они меньше, тем привлекательнее маршрут для грузоотправителей. Поэтому большая работа ведется в этом направлении. Если на первоначальном этапе грузы по Среднему коридору проходили в течение 53 дней, то сегодня срок сокращен до 18-23 дней.

Этому способствовал запуск в конце прошлого года регулярных контейнерных шаттл-поездов со станции Алтынколь. Оператором выступают KTZ Express, ADY Container и GR Logistics and Terminlas. Составы курсируют строго по установленному расписанию по маршруту Алтынколь – порт Актау – порт Баку – порт Поти/Батуми и станция Ахалкалаки (Грузия). От станции Алтынколь до порта Поти и Батуми поезд следует в течение 11-13 дней.

Что касается дальнейших перспектив ТМТМ, в июне 2023 года подписано трехстороннее соглашение о создании совместного предприятия между АО «НК «Қазақстан темір жолы», ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и АО «Грузинская железная дорога», что позволит сократить срок прохождения товаров из Китая в Европу и обратно по маршруту до 10-15 дней.

Деятельность совместного предприятия обеспечит высокое качество интермодальных транспортных и логистических услуг, согласование трансграничных тарифов и внедрение унифицированной IT-платформы для полной автоматизации грузоперевозок из Китая в Турцию. 

Оглядываясь на 10 лет назад, сегодня можно с уверенностью сказать, что с момента основания Ассоциации ТМТМ достигнут значительный прогресс в развитии Middle Corridor. Это стало возможным благодаря совместным усилиям и слаженной работе всех ее участников. Но главные успехи еще впереди.

Новости
02.05.2024
Работники Актауского порта прошли обучение по оказанию первой доврачебной помощи
Новости
02.05.2024
Дорожную карту по развитию транспортного коридора «Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан» приняли в Термезе
Новости
02.05.2024
Платформы Digital Trade Corridor и Tez Customs презентовали в Астане
Новости
02.05.2024
Волонтеры-железнодорожники протянули руку помощи пострадавшим от паводков
Регионы
02.05.2024
Семинары-совещания прошли на предприятиях железной дороги в Оскеменском регионе
Новости
02.05.2024
Условия перевозки домашних животных напомнили в КТЖ
Новости
02.05.2024
Медицинский поезд начал свою работу с западных регионов
Новости
02.05.2024
Аким Алматы отметил железнодорожников за работу в борьбе с паводками
Новости
30.04.2024
КТЖ: заявки нефтеперерабатывающих заводов обеспечиваются на 100%
Регионы
30.04.2024
Железнодорожники организовали экскурсию для студентов в Караганде
Регионы
30.04.2024
Тренинг на тему безопасности на рабочем месте прошел в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Регионы
30.04.2024
Председателя ОО «КАЗПРОФТРАНС» выбрали в Костанайском филиале
Новости / Цифра недели
30.04.2024
Более 1400 км железных дорог отремонтируют в Казахстане
Пассажирские перевозки
30.04.2024
КТЖ продлит маршрут поезда Тальго «Астана-Костанай» до станции Актобе
Новости / Архив
30.04.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №37 от 30 апреля 2024 года
Новости
29.04.2024
Работники станции Сороковая сразились в конкурсе-викторине по вопросам охраны труда
Регионы
29.04.2024
Железнодорожников наградили за соблюдение безопасности и охрану труда в Павлодаре
Новости
29.04.2024
Всемирный день охраны труда отметили на железной дороге в Казахстане
Регионы
29.04.2024
День охраны труда отметили железнодорожники в Караганде
Новости
29.04.2024
Профсоюзный актив железнодорожного узла «Астана» обсудил с коллегами из России и Беларуси вопросы охраны труда