Стальной долгожитель: Карагандинское локомотивное эксплуатационное депо отмечает в этом году 90-летний юбилей

Инфраструктура
31.07.2023, 12:14
Александр Жабчук
Любовь Подоляк

Карагандинское локомотивное эксплуатационное депо - одно из передовых подразделений железной дороги. По объему перевозок груза и пассажиров занимает второе место по стране, уступая павлодарскому депо. В конце этого года предприятие отметит 90-летний юбилей со дня основания.

В депо трудится свыше 1400 человек, из них 1200 - работники локомотивных бригад. В коллективе — сотни квалифицированных специалистов, десятки трудовых династий.  

Журналистам довелось побывать там, где рождается движение пассажирских и грузовых поездов Карагандинского региона. 

Главные в депо 

В Карагандинском регионе сосредоточена огромная часть отраслевой промышленности страны. Локомотивные бригады долгожителя стальной магистрали обслуживают участки: Караганда - Сары-Шаган, Караганда - Астана, Караганда - Агадырь. Грузовые поезда следуют под управлением карагандинских машинистов до станции Мойынты. Ежесуточно от Астаны до Мойынты проходит до 30 пар пассажирских поездов, до 40 пар грузовых составов. 

Машинисты депо – активные новаторы. Они одни из первых в стране стали управлять современными отечественными локомотивами серии «Evolution» и разработанные компанией Alstom, покорили скоростной экспресс «Астана-Алматы», поезд «Тальго». 

К машинисту предъявляют высокие требования. Он - главный на железной дороге. От его действий зависит безопасность движения поездов, сохранность грузов и самое главное – жизни и здоровье пассажиров.

Машинист должен чувствовать путь, поезд, просчитывать и соблюдать скоростной режим на различных участках, наблюдать за сигналами и показаниями контрольно-измерительных приборов. Должен знать законы теплотехники, электротехники, механики – и наряду с этим блестяще владеть практическими навыками управления локомотивом. 

Чтобы всегда быть в тонусе, работники локомотивных бригад регулярно посещают технические занятия, проходят инструктажи. 

«Работать на железной дороге остаются преданные ей и достойные люди, профессионалы, обладающие высокой ответственностью, железной волей, выдержкой и самодисциплиной», - отмечает инструктор локомотивных бригад Вадим Ким. 

В депо говорят, что работа машиниста и его помощника – ежедневная проверка на оперативность, бдительность и внимательность. Бывают ситуации, когда есть только доли секунды, чтобы принять единственно верное решение. 

Настоящим испытанием на профессионализм стало для машиниста электровоза Алексея Свиридова событие, произошедшее в январе этого года. Из-за перепадов температур произошел, говоря железнодорожным языком, выброс пути, то есть была создана ситуация, угрожающая безопасности движения поезда. Локомотивная бригада справилась со своей задачей. Машинист сумел остановить поезд буквально в нескольких метрах от беды. 

Алексей Свиридов работает на железной дороге 16 лет. Начинал помощником машиниста, прошел обучение на курсах машиниста поездов. С 2010 года водит поезда самостоятельно. За годы работы он дважды проявил знание своего дела, не терял присутствия духа в экстремальной ситуации. 

Мастера шифровки 

Отдел расшифровки играет важную роль в ежедневной деятельности депо. Здесь анализируются результаты каждой поездки локомотивных бригад. Инженеры - расшифровщики - уникальные работники, умеющие читать записи скоростемеров.

В отдел расшифровки поступают данные, записанные на бумажном или электронном носителе - кассете регистрации параметров движения локомотивов, оборудованных КЛУБ-У (комплексное локомотивное устройство безопасности – унифицированное).  

На бумажном носителе фиксируются в виде графиков и множества линий показатели поездки: временные остановки, скорость движения локомотива и другое. Это напоминает сердечную кардиограмму. Задача расшифровщика скоростемерных лент – провести диагностику, выявить отклонения от нормы и установить диагноз, дать оценку труда машинистов и их помощников.

Кассеты регистрации расшифровываются на стационарных компьютерах и также выявляют погрешности в работе машинистов в пути следования. Расшифровщики до мелочей должны знать специфику работы локомотивных бригад. 

Затем вся информация передается машинисту-инструктору, который совместно с локомотивной бригадой проводит «работу над ошибками». 

«Наша задача – подсказывать, на что обратить внимание, как повысить уровень безопасности движения поездов. Работа расшифровщика нацелена на предупреждение нарушений и повышение потенциала локомотивщиков», —говорит инженер-расшифровщик Светлана Ильина.

Ежесуточно в отделе обрабатывается до 100 скоростемерных лент и кассет. Работа ответственная, требует внимательности. 

Светлана Ильина – одна из самых опытных в отделе. Непосредственно по нынешней специальности она работает 27 лет. За это время накопила богатый опыт. Знания и традиции расшифровки передаются от специалиста к специалисту.

Сильное звено

На рабочем месте начальника резерва локомотивных бригад Айгуль Куатовой - железный порядок. В ее кабинете расположена ситуационная карта графика работы локомотивных бригад, где в многочисленных промаркированных ячейках тщательно рассортированы фамилии машинистов, которые находятся на рабочем месте, в резерве, в отпуске или на отдыхе дома. Огромный стеллаж хранит ценную информацию и разобраться в ней может только специалист. 

- Наша главная задача – организовать режим труда и отдыха для машинистов и помощников машиниста, контролировать выработку часов локомотивных бригад. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад не может превышать 12 часов, столько же должен составлять отдых между поездками, - говорит Айгуль Куатова.

Начальник резерва – это всегда пунктуальный, ответственный и коммуникабельный человек. 

Ни дня без спорта и песни

Коллектив депо добивается хороших результатов не только в производственных показателях, но и в общественной жизни. 

Председатель профсоюзного комитета Ерлан Муканов рассказал, чем живет его родное предприятие сегодня. Ерлан - коренной карагандинец. Работал помощником машиниста, прошел обучение на машиниста локомотива. 

В 2020 году коллектив избрал молодого, активного и перспективного специалиста своим профсоюзным лидером. Сегодня Ерлан идейный вдохновитель всех культурных и спортивных мероприятий. Он с гордостью демонстрирует витражи со спортивными наградами. 

Трудно сосчитать сколько было побед за почти 90-летнюю историю депо. Среди работников много мастеров и ветеранов спорта.

В депо сформировалась своя футбольная команда, которая является 4-кратным чемпионом по мини-футболу среди железнодорожников Казахстана. А волейбольная команда - чемпион среди железнодорожников по Карагандинской области.

Гордость коллектива – оператор по обработке перевозочных документов центра оперативно-технического учета Галина Золотухина. Карагандинка не раз доказывала на соревнованиях, что ей нет равных в легкой атлетике, лыжных гонках и настольном теннисе. Говорят, что у некоторых участников соревнований портится настроение, когда узнают, что Галина выйдет «на поле боя», так как знают, что победа будет за ней.

Машинист электровоза Николай Сидоренко со школы занимается спортом. Он родом из Агадыря, где сильная школа гиревого спорта. Сегодня деповчанин с легкостью 200 раз поднимает гирю весом 24 кг. 

«Спорт - отличный способ оставаться в хорошей физической форме, дарит приятные эмоции», - говорит спортсмен-любитель. 

Впервые в этом году состоялись состязания среди машинистов и помощников по подледной спортивной рыбалке на Самаркандском водохранилище в Темиртау. Номинация «За самый большой вес пойманной рыбы» досталась машинисту Александру Александрову. Теперь он будет представлять железнодорожников Карагандинской области на соревновании Федерации профсоюзов РК. 

В депо есть свой хор машинистов и ансамбль домристов. На каждом празднике они поют о своей любви к железной дороге, своему родному краю.

Под перестук колес

История локомотивного депо берет свое начало в далеких 30-х годах, когда шло строительство железной дороги через станции Курорт-Боровое и Акмолинск до Караганды. Новая ветка способствовала быстрому развитию угольного производства региона, стала частью Транскаспийского Международного Транспортного Маршрута, соединяющего Азию и Европу.   

Депо создавалось на базе промывочного цеха по ремонту паровозов. Первые паровозы серии Э обслуживали участки Караганда - Анар, Караганда - Угольная. В годы Великой Отечественной войны карагандинцы бесперебойно снабжали передовую топливом, металлом, продовольствием и другими грузами. Послевоенные годы стали периодом роста производственного и эксплуатационного потенциала предприятия. 

Сегодня коллектив успешно выполняет все производственные показатели, обеспечивает безопасность движения поездов, повышает производительность труда.

Регионы
24.01.2025
Месячник «Внимание, триангель» проводят в Оскеменском эксплуатационном вагонном депо
Пассажирские перевозки
24.01.2025
Спутниковый интернет станет доступен пассажирам в поезде КТЖ №3/4 «Астана-Алматы»
Новости / Архив
24.01.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №5 от 24 января 2025 года
Спорт
23.01.2025
Тренажерный зал для железнодорожников открыли в Уральске
Новости
23.01.2025
Для детей работников железнодорожного транспорта Акмолинского региона устроили новогодний тур в Астану
Цифровизация
22.01.2025
Более 2500 портативных видеожетонов приобретет ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки»
Новости
22.01.2025
Более 36 тыс. кубометров снега убрали железнодорожники с путей за двое суток
Грузовые перевозки
22.01.2025
Welcome-тренинг для новых сотрудников прошел в ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки»
Инфраструктура
22.01.2025
О модернизации инфраструктуры рассказали в Мангистауском отделении магистральной сети
Регионы
22.01.2025
Итоги 2024 года по контейнерным перевозкам подвели в Костанайском отделении ГП
Пассажирские перевозки
21.01.2025
Более 500 человек перевезет КТЖ в связи с закрытием трасс на участках Астана-Караганды и Астана-Щучинск
Безопасность
21.01.2025
Более 460 тысяч км пути обследовано мобильными диагностическими комплексами в 2024 году
Спорт
21.01.2025
Турнир по футзалу «KAZLOGISTICS CUP» прошел в Астане
Новости
21.01.2025
Новый служебный автобус появился в Акмолинском отделении ГП
Новости
21.01.2025
Казахстан стал лидером среди стран Центральной Азии по эффективности логистики
Новости
21.01.2025
Иран заинтересован в увеличении объемов поставок казахстанского зерна до 3 млн тонн ежегодно
Интервью
21.01.2025
Региональный центр управления перевозками Север: акцент на сдвоенные и тяжеловесные поезда
Пассажирские перевозки
21.01.2025
Зона повышенной комфортности появится на вокзале «Нұрлы жол»
Новости / Архив
21.01.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №4 от 21 января 2025 года
Новости
20.01.2025
Углубление сотрудничества в сфере транспорта и логистики обсуждают Казахстан и Эстония