Контейнерные перевозки из Китая через ТМТМ выросли в 20 раз. Политолог объяснил, как это отразится на Казахстане
С начала года объем контейнерных перевозок из Китая через Транскаспийский международный транспортный маршрут увеличился в 20 раз по сравнению с показателями за первые восемь месяцев прошлого года. Председатель Ассоциации исследователей Китая, политолог Казбек Майгельдинов в интервью Rail-news.kz рассказал, как отразится рост контейнерных перевозок из Китая через ТМТМ на Казахстане.
Транзит по ТМТМ вырос в 20 раз
Объем контейнерных перевозок из Китая через ТМТМ демонстрирует существенный рост. Готов ли Казахстан к такой динамике?
Казахстан активно инвестирует в развитие транспортно-логистической инфраструктуры, это будет способствовать готовности нашей страны к росту контейнерных перевозок через ТМТМ. Буквально три месяца назад Мажилис парламента принял закон о ратификации соглашений между правительствами Казахстана и Китайской Народной Республики по развитию Срединного коридора. Если изучить этот документ, то перспектива такая: к 2040 году через данный маршрут будет перевезено до 500 тысяч контейнеров. Это очень большие цифры, Казахстан и Китай ставят сейчас весьма амбициозные задачи по развитию транспортных коридоров.
На сегодняшний день Казахстан развивает железнодорожные узлы, расширяет пропускные способности портов Каспийского моря, совершенствует логистику на пограничных переходах с Китаем Достык/ Алтынколь – Алашанькоу. В Сияне уже открылся новый сухой порт.
Я думаю, роль Казахстана, как транспортного хаба между Китаем и Европой, будет расти, и рост контейнерных перевозок в данном ключе - это объективная реальность.
Нацелен ли Китай и далее увеличивать объем контейнерных перевозок через ТМТМ?
Китай, конечно же, нацелен на то, чтобы увеличить свой объем перевозок через Серединный коридор. Он стремится диверсифицировать маршрут для своих грузов.
Недавно я был в Китае, китайские эксперты очень часто говорят, что в условиях геополитической напряженности, которые влияют и на традиционные транспортные пути, Китай как раз рассматривает разные варианты, альтернативы. Срединный маршрут - реальная альтернатива Северному маршруту через Россию. В связи с этим Китай активно будет поддерживать именно проекты развития транспортных коридоров, которые, в частности, проходят через Казахстан. Для них важно уменьшение зависимости от одного маршрута, чтобы не было перебоев. При этом они ставят в приоритеты ускорение доставки и усиление торговых связей с европейскими рынками. Основной потребитель для Китая сейчас - Европа.
Будут ли увеличиваться объемы контейнерных перевозок из Китая через ТМТМ и далее? Объемы какой номенклатуры и поставки в какие страны могли бы увеличиться?
Доля грузов, которая следует через Срединный коридор, растет, и ожидается дальнейшее увеличение.
Китай поставляет в Европу и на Ближний Восток разные товары - электронику, бытовую технику, текстиль, химтовары. Сейчас в мире растет спрос на продукцию машинного производства, на автокомпоненты. Китай в автомобилестроении бьет рекорды. Я думаю, что поставки комплектующих также станет одним из основных направлений в страны ЕС, ЦА, Ближнего Востока. При разумном вкладывании средств, поддержке, развитии транспортно-логистического направления, я думаю, грузопоток может увеличиться в два-три раза уже в ближайшие годы.
В прошлом году совместно с железнодорожными администрациями Азербайджана и Грузии было создано предприятие «Middle Corridor Multimodal Ltd». Что еще мог бы предпринять Казахстан для оптимизации мультимодального сервиса? Сотрудничество с какими странами также бы способствовало этой цели?
Казахстан сейчас старается оптимизировать мультимодальные перевозки. В Казахстане появится цифровая железнодорожная платформа. В начале этого года Министерство транспорта анонсировало внедрение нескольких цифровых проектов. Проект внедрения грузовой мультимодальной платформы Tez Customs Минтранс называет одним из приоритетных. Внедрение инновационных технологий в управлении логистикой, система автоматизации, мониторинга грузов - это нужные компоненты для развития. Также надо усиливать сотрудничество с портами Ближнего Востока, в частности Турции, и расширять связи с европейскими транспортными коридорами. Растет Центральноазиатская интеграция. Необходима интеграция с международными логистическими платформами, но здесь важен вопрос упрощения процесса оформления грузов, сокращения времени в пути. Казахстан ставит задачу сотрудничества с Ираном, странами Южного Кавказа, странами Центральной Азии. Это нужно все для того, чтобы улучшить пропускную способность и расширять транспортную сеть.
Какие вы могли бы выделить тенденции в рамках сотрудничества Казахстана и Китая в транспортно-логистической сфере за последние пять лет?
Я бы отметил рост контейнерных перевозок. За последние пять лет он показывает большой скачек.
Второе - это развитие инфраструктурных направлений: открытие новых пограничных пунктов и логистических хабов, улучшение и дальнейшая модернизация портов на Каспийском море.
Конечно же, инвестиции. Китай постоянно говорит, что Казахстан представляет для него ключевую страну в выходе на Запад. Наша страна извлекает из этого определенные дивиденды, преследует национальные интересы. В этом направлении у нас очень активно развиваются прямые иностранные инвестиции для развития транспортных коридоров.
Цифровизация логистической сферы - внедрение электронных систем, создание совместных логистических предприятий, таких как «Middle Corridor Multimodal Ltd».
Также я бы отметил рост экспорта Казахстана. За последние пять лет Китай стал крупным рынком для казахстанских сельскохозяйственной продукции, металлов, нефти. А Китай стал для Казахстана основным торговым партнером.
Эти показатели - реальные аргументы, которые свидетельствуют укреплению сотрудничества между Казахстаном и Китаем в транспортно-логистической сфере.