Региональный центр управления перевозками Север: акцент на сдвоенные и тяжеловесные поезда
В 2024 году Региональный центр управления перевозками Северного региона (РЦУП Север) значительно улучшил эксплуатационные показатели и внедрил ключевые проекты в управлении перевозками. В интервью с руководителем РЦУП Север Адильханом Дакеновым Rail-news.kz обсудил важнейшие достижения центра за прошедший год и планы на 2025 год.
– Адильхан Болатович, Центр был создан в октябре 2022 года с целью централизации диспетчерского управления в Северном регионе. Можете ли вы кратко рассказать о целях создания РЦУП и достигнутых результатах за прошедший период?
– РЦУП Север был создан с целью централизовать управление перевозочным процессом на территории, охватывающей четыре крупных отделения — Акмолинское, Костанайское, Павлодарское и Карагандинское. Это позволило объединить 27 диспетчерских участков и значительно улучшить эффективность работы на территории с разветвленной железнодорожной сетью протяженностью более 6,5 тысячи километров.
Создание РЦУП Север позволило существенно сократить количество звеньев в системе управления диспетчерским персоналом. В результате структурных преобразований диспетчеры РЦУП Север теперь напрямую взаимодействуют с оперативным персоналом других служб — локомотивной, вагонной и инфраструктурной, а также с линейными подразделениями в таких городах, как Кокшетау, Костанай, Павлодар, Караганда-Сортировочная. Кроме того, налажено сотрудничество с персоналом компаний-операторов подвижного состава, таких как DAR Rail, TTC, Транко, Транссистема и PTC-Operator.
Создание центра значительно повысило эффективность управления и качество эксплуатационной работы. Были решены вопросы регулирования локомотивного парка, а также приема и сдачи поездов по внутренним стыкам отделений. Более того, возможность получения полной картины о движении поездов по всему Северному региону позволяет оперативно принимать решения при возникновении проблемных ситуаций. Основной задачей остается обеспечение контроля за движением поездов и повышение эффективности и безопасности транспортных процессов. Среди достигнутых результатов — улучшение показателей участковой скорости, оборота рабочего вагона, а также повышение производительности и среднесуточного пробега локомотивов.
– Какие важные достижения РЦУП Север в 2024 году?
– 2024 год был для нас успешным во многих аспектах. Мы значительно улучшили эксплуатационные показатели, такие как грузооборот, участковая скорость движения поездов, оборот рабочего вагона, простой на технической станции и среднесуточная производительность вагона. Количество контейнерных поездов увеличилось на 9,6% по сравнению с уровнем 2023 года, а их маршрутная скорость была улучшена.
Кроме того, в 2024 году был проведен капитальный ремонт на 226,6 километра путей, что на 94,5 километра больше, чем в 2023 году. Центр предоставил более 1,5 тысячи «технологических окон» для капитального и усиленного среднего ремонта путей, что на 670 «окон» больше по сравнению с прошлым годом. Это обеспечило гибкость и улучшение качества обслуживания.
– Какие меры были предприняты для повышения эффективности, и как это отразилось на работе локомотивных бригад?
– Мы провели ряд организационных изменений, которые позволили повысить эффективность работы локомотивных бригад. Например, удалось существенно сократить переотдых и время простоя бригад, а также снизить количество случаев, когда бригады выходили в поездку с явкой более двух часов.
В 2024 году было сформировано 2189 сквозных поездов, из которых более половины (1292 состава) были вне плана формирования перевозок для сквозного пропуска через сортировочные станции. По Северному региону было отправлено 897 маршрутных поездов с зерном. Преимущество таких поездов заключается в сокращении сроков доставки за счет пропуска без переработки на ключевых сортировочных станциях: Астана, Караганда-Сортировочная, Екибастуз, Тобол, Шу.
Особое внимание уделялось формированию сдвоенных поездов, а также поездов повышенного веса и длины. В 2024 году было сформировано 540 контейнерных сдвоенных поездов, 42 сдвоенных поезда из порожних полувагонов, 109 поездов повышенного веса (9000 тонн) и 139 поездов повышенной длины (более 350 осей). Эти меры существенно снизили потребность в локомотивном парке и локомотивных бригадах, а также сократили количество пропускных ниток в период предоставления суточных «технологических окон».
На особом контроле находился вопрос удлинения гарантийных плеч технического обслуживания поездов. Для этого на станции Есиль был организован пропуск четных и нечетных грузовых поездов с 15-минутной стоянкой и сменой локомотивной бригады, а также техническим обслуживанием на станциях Тобол и Атбасар. Полное техническое обслуживание обеспечивалось на станциях Мырза и Нура до станции Сарышаган, а также на станции Акадыр до станций Сороковая и Астана, с заменой локомотивных бригад на станции Караганда-Сортировочная в течение 15 минут. Эти меры позволили значительно повысить пропускную способность на станциях Караганда-Сортировочная и Есиль.
– Какие новшества вы внедрили в рамках цифровизации и автоматизации работы диспетчеров в 2024 году?
– В 2024 году мы реализовали несколько ключевых проектов в области цифровизации. Одним из них стал проект «Безбумажное ведение графика исполненного движения поездов» на пять поездо-участках (Тобол-Есиль, Сороковая-Ерментау, Сороковая-Караганда-Сортировочная, Караганда-Сортировочная-Кулайгыр, Кулайгыр-Мойынты). Внедрение этого проекта в автоматизированную систему ГИД «УРАЛ» позволило значительно повысить скорость и точность работы диспетчеров. В 2025 году проект будет расширен, и к нему подключатся еще два поездо-участка (Ерментау-Экибастуз, Атбасар-Астана).
Также был запущен пилотный проект «E-Telegram», который позволяет структурным подразделениям КТЖ отправлять заявки и предупреждения в электронном формате прямо на рабочие места диспетчеров. Это существенно упростило процесс оперативного управления и принятия решений.