Новые поезда, интернет в пути и туристические маршруты: железная дорога становится комфортнее


Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
АО «Пассажирские перевозки» подвело итоги летнего сезона и продолжает обновление отрасли: компания модернизирует подвижной состав, внедряет новые стандарты сервиса, развивает туристические маршруты и цифровые решения – от онлайн-табло до интернета в пути. Эти шаги делают железную дорогу современным и удобным видом транспорта. О повышении комфорта пассажиров, модернизации вокзалов, запуске уникальных туристических поездов и борьбе с безбилетным проездом рассказал председатель правления АО «Пассажирские перевозки» Ануар Ахметжанов.
– Каковы итоги летних пассажирских перевозок? Насколько увеличился пассажиропоток по сравнению с прошлым годом?
– За первые семь месяцев 2025 года услугами национального перевозчика воспользовались свыше 7,8 миллиона пассажиров. Только за летний период мы перевезли четыре миллиона 112 тысяч человек, что больше, чем в прошлом году. Особенно популярными были направления к курортным зонам и крупным городам.

– Какие направления пользовались наибольшим спросом?
– В Астану перевезено 666 тысяч пассажиров, в Алматы – 750 тысяч, в Шымкент – 257 тысяч. Среди курортных направлений лидируют озеро Алаколь (380 тысяч пассажиров) и зона отдыха Бурабай (408 тысяч).
– Какие дополнительные меры предприняли для удобства пассажиров?
– Для летних перевозок мы запустили 13 дополнительных маршрутов. К примеру, к озеру Алаколь были назначены поезда Астана – Достык, Алматы-2 – Достык, Семей – Шар – Достык, Оскемен-1 – Актогай – Достык, Кызылорда – Достык, Павлодар – Достык.
Кроме того, усилили востребованные маршруты Астана – Алматы, Астана – Шымкент и Актобе – Астана. Для туристов с 26 по 31 августа курсировал поезд Алматы – Туркестан – Самарканд – Бухара – Ташкент – Алматы.
Были запущены медицинский поезд «Саламатты Қазақстан», детский туристический поезд «Туған елге саяхат», а также новый пригородный маршрут до курортной зоны Боровое.
– Что нового предложили для улучшения сервиса?
– Мы активно развиваем сервис «Лист ожидания». Он позволяет пассажирам быстро приобрести освободившиеся места. С начала 2025 года им воспользовались более 281 тысячи человек, из них 105 тысяч смогли выкупить билеты. Услуга доступна на сайте bilet.railways.kz и в билетных кассах.
– Какие направления были наиболее популярными у пассажиров в летний сезон?
– Наибольшим спросом пользовались маршруты Астана – Алматы, Астана – Шымкент, Алматы – Шымкент, Астана – Семей и Алматы – Семей. Это традиционно самые загруженные линии, где пассажиропоток стабильно высокий.
– Планируется ли назначение дополнительных поездов на осенние и зимние праздники, учитывая традиционный рост спроса?
– Мы всегда анализируем загрузку маршрутов. Назначение дополнительных поездов рассматривается при необходимости. Если в праздничные периоды будет наблюдаться рост пассажиропотока и высокая загрузка, мы оперативно введем дополнительные составы, как это практикуется ежегодно.
– Ведется ли работа по борьбе с безбилетным проездом, и какие меры оказались наиболее эффективными?
– Да, борьба с безбилетным проездом и незаконной перепродажей билетов ведется системно. Для повышения эффективности приняты конкретные меры. В Кодекс РК об административных правонарушениях внесены изменения: теперь за перепродажу или незаконную продажу железнодорожных билетов предусмотрены штрафы от 100 до 250 МРП, а при повторных нарушениях – от 200 до 500 МРП. Расширены официальные каналы реализации билетов – сегодня это 15 сайтов, около 30 тысяч автоматов самообслуживания, туристические агентства, почтовые отделения и другие точки. Для удобства пассажиров внедрена услуга «Лист ожидания» на сайте bilet.railways.kz, которая уведомляет о появлении свободных мест, а также реализована возможность покупки билетов по сквозным маршрутам с пересадкой при отсутствии прямых мест. Чтобы исключить схемы перепродажи, установлен специальный алгоритм задержки мест с возвращенных билетов. Для людей с ограниченными возможностями создана система онлайн-покупки льготных билетов с автоматической проверкой статуса. Кроме того, мобильные группы регулярно проводят проверки поездов, на вокзалах звучат громкоговорящие предупреждения, а совместно с ДВД организуются внезапные рейды. Все выявленные случаи перепродажи передаются в уполномоченные органы, а к нарушившим дисциплину кассирам применяются меры ответственности.
Следует подчеркнуть: для расследования конкретных случаев перепродажи проездного документа необходимо предоставить сам билет, купленный у перекупщика. Только так можно выявить схему и причастных лиц.
– Одной из ключевых задач компании является обновление пассажирских вагонов. На каком этапе сейчас этот процесс и каковы планы на ближайшие годы?
– На сегодняшний день парк АО «Пассажирские перевозки» насчитывает 2 204 вагона. Мы планируем полное обновление подвижного состава к 2030 году, постепенно выводя старые вагоны из эксплуатации.
Уже подписан договор с Stadler Bussnang AG на закупку 557 современных вагонов, которые будут производиться по технологии Stadler и поступать с 2025 по 2030 год.
С 2022 по 2025 год мы получили 255 вагонов и 18 электропоездов, а до конца этого года прибудет еще 63 вагона. В 2024 году было приобретено 118 вагонов производства ТОО «ЗИКСТО», а за семь месяцев 2025 года – 56 вагонов.
Кроме того, ведется работа по закупке еще 100 вагонов ТОО «ЗИКСТО» с поставкой до 2026 года. Все новые составы оснащены современными системами безопасности и комфорта. К 2030 году средний возраст вагонов снизится до 13 лет, а весь парк будет обеспечен кондиционированием воздуха.
– Как обновление подвижного состава отражается на уровне комфорта и безопасности перевозок?
– Введение новых вагонов значительно повышает комфорт и безопасность поездок. Пассажиры отмечают просторные салоны, улучшенные спальные места, современные системы климат-контроля и более высокий уровень сервиса. Это укрепляет доверие к национальному перевозчику и стимулирует развитие как внутреннего, так и международного сообщения.
Сегодня новые вагоны уже курсируют на популярных маршрутах: Актобе – Атырау, Павлодар – Туркестан, Кызылорда – Семей, Алматы – Павлодар, Алматы-2 – Саратов.
– Какие шаги предпринимаются для повышения качества сервиса и клиентоориентированности?
– Для обеспечения комфорта и безопасности пассажиров мы реализуем комплексную программу модернизации сервиса, стандартизации услуг и обновления подвижного состава.
Мы обновили стандарт комплектации вагонов МСИ. Так, увеличили размер полотенец, внедрили матрацы с антискользящим покрытием, улучшили подушки за счет нового наполнителя, добавили наволочки с удобным клапаном, увеличили количество ковровых дорожек, ввели банный халат в вагонах класса Гранд Тальго.
Кроме того, разработана Концепция дифференцированного сервиса по типам поездов и классам обслуживания. В ее рамках предусмотрены детский манеж и игровая зона, душевые кабины, индивидуальные чайные наборы, гигиенические наборы, шторы для плацкартных вагонов, услуга глажки одежды в пути, бортовое питание (пока в пилотном режиме).
– Как организовано обучение и переподготовка поездных бригад? Есть ли новые программы, направленные на улучшение обслуживания пассажиров?
– Наши проводники проходят специальное обучение по оказанию первой медицинской помощи. Это включает помощь при сердечно-сосудистых проблемах, навыки проведения искусственного дыхания, а также подготовку к оказанию помощи при родах. Основная цель – обеспечить безопасность и комфорт пассажиров в любой ситуации.
– Проводимые ремонты железнодорожных вокзалов – повлияли ли они на работу Пассажирских перевозок, и как организуется посадка и высадка пассажиров в условиях реконструкции?
– Акционерное общество «Қазақстан темір жолы» реализует масштабный проект модернизации более 100 железнодорожных вокзалов по всей стране. Работы выполняются в соответствии с постановлением правительства РК.
Цель проекта – устранение системных проблем, связанных с износом вокзалов, приведение их к современным стандартам, обеспечение безопасности, энергоэффективности, создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями и продление срока службы объектов.
На время реконструкции основные службы, кассы и залы ожидания временно размещаются в соседних зданиях и модульных помещениях. Мы просим пассажиров с пониманием относиться к возможным неудобствам, планировать поездки заранее и соблюдать осторожность на территории ремонтных зон.
– Как продвигается обеспечение поездов доступом к интернету? Есть ли конкретные сроки и планы?
– Интернет в пути – одно из приоритетных направлений повышения качества сервиса. 25 января 2025 года стартовал пилотный проект «Интернет в поезде» на маршруте № 3/4 Астана – Алматы, который получил положительные отзывы. В апреле услуга появилась и на поезде № 67/68 Астана – Оскемен.
В начале года мы также запустили сервис «Онлайн-табло движения поездов», позволяющий проверять расписание, отслеживать задержки и получать актуальную информацию о движении. Данные поступают с GPS-трекеров, установленных на 99 маршрутах, и отображаются как для пассажиров на сайтах bilet.railways.kz и tablo-railways.kz, так и в ситуационном центре для контроля движения поездов.
Планируется дальнейшее расширение проектов, чтобы обеспечить Интернетом больше маршрутов и улучшить цифровой сервис для пассажиров.
– В последнее время большое внимание уделяется развитию внутреннего туризма. Каковы результаты работы туристического поезда Jibek Joly?
– В августе этого года мы запустили уже седьмой рейс туристического поезда Jibek Joly. Маршрут традиционно соединяет Алматы, Туркестан, Самарканд, Бухару, Ташкент и снова Алматы. За несколько сезонов более 700 туристов уже воспользовались этим предложением, что подтверждает устойчивый интерес к железнодорожным турам.
– Чем этот поезд отличается от стандартных маршрутов и какие сервисные особенности предусмотрены?
– Jibek Joly и «Керуен Экспресс» сформированы из современных вагонов отечественного производства, оборудованных для комфортных многодневных путешествий. Интерьеры украшены элементами национального орнамента, есть вагон-ресторан. Турпакет включает не только проезд, но и сопровождение гидов, экскурсионную программу, входные билеты и трансферы – это полноценный культурно-исторический тур.
– Планируется ли расширение маршрутов или запуск аналогичных туристических проектов?
– Мы продолжаем развивать железнодорожный туризм. Помимо поездов в Узбекистан реализован международный проект «Сиань – Алматы» из Китая. Эти направления укрепляют культурные связи, развивают транспортный и туристический потенциал Казахстана, а также популяризируют историческое наследие региона. Туристические рейсы организованы при содействии Узбекских железных дорог, Комитета туризма, Министерства транспорта РК и Kazakh Tourism.
– Какова роль компании в развитии внутреннего туризма и привлечении иностранных гостей?
– Железная дорога остается самым доступным и удобным способом путешествовать по Казахстану. Наши туристические поезда позволяют открыть для себя ключевые культурные и исторические места вдоль Великого Шелкового пути. Мы создаем уникальный туристический продукт, который сочетает комфорт поездки, насыщенную экскурсионную программу и знакомство с богатым наследием страны.
– Мы признательны вам за содержательную беседу. Уверены, что обновление подвижного состава, улучшение сервиса и развитие туристических маршрутов выводят АО «Пассажирские перевозки» на новый уровень.