Порт Курык - гордость всего Казахстана

Интервью
15.12.2017, 17:36

В День индустриализации РК в режиме телемоста с участием Главы государства Нурсултана Назарбаева в порту Курык в тестовом режиме запущен автомобильный пирс с гидротехническими сооружениями для осуществления судозахода автомобильного парома. АО «НК «ҚТЖ» выполнило задание Елбасы, данное им в Послании этого года. О реализации этого проекта рассказал вице-президент АО «НК «ҚТЖ» по инфраструктурным проектам Бауыржан Урынбасаров. 

– В  этом году АО «НК «ҚТЖ» реализовало несколько крупнейших инфраструктурных проектов в масштабах страны. Это новые железнодорожный вокзал и аэропортовкий терминал в столице, вторые пути на линии Алматы – Шу. И конечно, автомобильная составляющая каспийского порта Курык. При всей уникальности первых трех объектов хочется особо выделить последний. Новый морской порт развивается быстрыми темпами на совершенно новой площадке. Расскажите о его роли в транспортно-логистической цепочке страны. 

– Все названные объекты, осуществленные АО «НК «ҚТЖ», очень важны для экономики  страны, всего транспортно-логистического комплекса Казахстана. Они звенья одной цепи. Каждый из них несет большую нагрузку в части привлечения грузо- и  пассажиропотока. Глава государства в своем Послании в начале года поставил задачу довести объем транзитных перевозок контейнеров до двух миллионов  ДФЭ. Новые объекты нацелены на выполнение этого задания. 

Курык – первый порт, который строит Казахстан за годы независимости. Для нас он играет особую роль, так как является ключевым звеном в Транскаспийском транспортном коридоре. По оценкам экспертов, грузооборот в направлении Китай – Турция – Южная Европа оценивается до 300 тысяч ДФЭ. Эти контейнеры будут грузиться на железнодорожные паромы в Курыке, затем через Каспий  транспортироваться в Баку, Турцию и далее по всему маршруту. Мы создали новый современный порт, который может принимать автомобильные и железнодорожные паромы круглогодично. Здесь удобное географическое расположение – естественная бухта благоприятна для судозахода. По климатическим условиям намного надежнее, чем Баутино и Актау, лишь минимальное количество дней она не может принимать корабли во время шторма. Здесь кратчайшее расстояние до наших основных портов-партнеров Баку и Алят, поэтому паромы идут на пять часов меньше, чем до порта Актау. 

– В прошлом году в Курыке пришвартовался первый железнодорожный паром, и уже в октябре отправлена миллионная тонна. Теперь начата погрузка автомобильных фур. С чем связана необходимость автомобильной составляющей? 

– Наличие автомобильного паромного комплекса связано с развитием сети автомобильных дорог Казахстана и доступности регионов по программе «Нұрлы жол», что обеспечило приток грузовых перевозок автотранспортом через паромные перевозки более чем в три раз. Наличие двух причалов железнодорожного и автомобильного комплекса в порту Курык будет способствовать развитию также сопутствующих производств нефтегазового, машиностроительного, сельскохозяйственного и логистического кластера с участием частных инвесторов в припортовой зоне. Прогноз инвестиций в рамках концепции развития Курыка составляет 120 миллиаржов тенге до 2030 года. Строительство второго причала в порту Курык важно для развития паромных перевозок грузовых автомобилей. С введением ряда институциональных мер в Грузии, Азербайджане, Казахстане, в том числе упрощение таможенных и технологических процедур, взаимодействия процессов между странами в 2016 году, увеличены паромные перевозки грузовых автомобилей с 1 671 единиц в 2015 году до 10 тысяч в 2017-м. Общий потенциал автотранспортной техники, задействованной в коммерческих перевозках, к 2020 году составит около 38 тысяч единиц. 

– Азербайджан недавно построил порт Алят, обновляется Туркменбаши. Какое место в этом ряду занимает Курык? 

– Все прикаспийские государства сейчас активно развивают портовую инфраструктуру. Мы тоже в прошлом году ввели в эксплуатацию  Северный морской терминал в порту Актау, тем самым его мощность увеличилась с 16 до 19 миллионов тонн в год. С вводом второй фазы порта Курык мощность казахстанского логистического узла на Каспии составит 26 миллионов тонн грузов в год, что синхронизировано с планами развития морской и логистической инфраструктуры стран Каспийского бассейна. Мы войдем в первую тройку портов Каспия. Таковы будут наши позиции в ряду иранских, туркменских, азербайджанских и российских собратьев. Инвестиционное развитие портовой инфраструктуры стран Каспийского бассейна свидетельствует о том, что к 2020 году страны Каспия увеличат мощности своих портов в полтора раза (Азербайджан – до 38 миллионов тонн, порты Ирана – до 40, Туркменистана – 22, России 29 и Казахстана – до 26 миллионов тонн в год). Порт Курык обеспечит дополнительно пропускную способность логистического узла на Каспии до 6,1 миллиона тонн грузов. 

– Курык и Алят являются дружественными гаванями? 

– В прошлом году подписан соответствующий документ о том, что они являются портами-побратимами. Это не просто громкие слова. При строительстве порта Курык мы консультировались, нам давали хорошие советы сотрудники порта Алят. Система управления движения судами, автоматизированная система управления внутренней логистикой порта Курык интегрирована в такие же надежные аналогичные системы  порта Алят. Идет синхронизация порта Курык и Алят, они работают в едином технологическом цикле. Каспийское азербайджанское морское пароходство, которое владеет паромами, тоже включено в единую систему. Мы все в единой логистичекой цепи. В эту же информационную систему включены автоматизированные системы управления железнодорожных администраций Казахстана, Азербайджана и Грузии, порта Батуми и, конечно же, наш основной транспортно-логистический узел – СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», где зарождаются в своей основной массе грузы всего Транскаспийского коридора. Все информационные системы работают в едином информационном пространстве. 

– Наши казахстанские порты дополняют друг друга, действуют в комплексе, а не конкурируют друг с другом? 

– Конечно, они не конкурируют между собой, потому что у них разные условия транспортировки грузов. АММТП и АМСТ обеспечивают перевалку генеральных, как мы говорим, сухих грузов – это зерно, металлы, строительные материалы, удобрения и другие. Курык – это железнодорожные вагоны и фуры, которые грузятся на железнодорожные или автомобильные паромы. Груз, который погрузился в Казахстане или идет транзитом через нашу территорию, в этих же вагонах грузится на паром и далее следует по морю в направлении Баку или Алят. Где опять же становится на рельсовую колею и уже по железной дороге Азербайджана, Грузии на границу Ахалкалаки – Карс попадают на территорию Турции и далее идут к странам Средиземноморского бассейна. 

– Панирует ли ҚТЖ приобретать паромы? 

– За последние годы приобрели четыре сухогруза, два из которых –  семитонники. Планируем до 2024 года приобрести дополнительно 2-4 парома. Эти планы должны состояться.  

– Скажите, казахстанские бизнесмены заинтересованы в участии в  этом проекте? 

– Это инвестиционно привлекательный объект. Компания «Семург-инвест» видит здесь перспективы и уже приступила к строительству сопутствующей инфраструктуры порта – транспортно-логистического центра, газонаполнительной станции, автостоянки для углубленного досмотра, склада временного хранения, завода по производству кессонов. Эти объекты будут способствовать привлечению инвестиций в регион.  Мы считаем, что порт Курык является точкой роста не только экономики района, но и всего Мангистауского региона в целом. Планируется создание более 1 100 новых рабочих мест, а к 2030 году – порядка 2 500. 

– Вы уже отмечали, что для Казахстана – это новое дело – строительство морских портов. Как решались кадровые вопросы? 

– Строят Курык тысячи наших казахстанцев, наши надежные партнеры – ТОО «Integra Constraction KZ», ТОО «Концерн Найза Курылыс». При строительстве такого уникального сооружения как морской порт мы приобрели богатый опыт в строительстве гидротехнических сооружений, железнодорожного и автомобильного пирсов, причалов, защитных молов, выполнения дноуглубительных работ и многого другого.  Наши строители учатся, открывают новые профессии в такой новой для себя сфере. Найза Курылыс, приобретя такой опыт, сможет в дальнейшем участвовать в аналогичных проектах не только на Каспии, но и на побережьях других морей. Они открыли в Курыке специальное подразделение ГСМ – ГидроСпецМонтаж, которое на нашем строительном рынке уникально. В любом деле самое ценное – это человеческий капитал. И нам приятно, что на Курыке работают профессионалы своего дела Алий Карабалин, Елюбай Орымбаев и многие другие, которые на протяжении своей трудовой биографии приобрели немалый опыт возведения железнодорожной, автомобильной инфраструктуры, и теперь реализуют его на этом важном проекте. Здесь они не только сами обогатились знаниями, но взрастили новое поколение строителей морской портовой инфраструктуры Казахстана. Мы этим гордимся!

Ирина Бектиярова

Инфраструктура
27.11.2024
Более 250 км железнодорожного полотна капитально отремонтировало ТОО «Теміржол жөндеу»
Регионы
27.11.2024
Меры предотвращения наездов на людей и скот обсудили в Алматинском отделении магистральной сети
Регионы
27.11.2024
Обеспечение безопасности движения проверят в Оскеменском эксплуатационном вагонном депо
Новости
27.11.2024
Более 250 студентов и школьников побывали на экскурсии в Центре оценки и развития персонала железнодорожного транспорта
Новости
27.11.2024
Казахстан намерен увеличить пропускную способность коридора «Север-Юг» до 20 млн тонн
Новости
26.11.2024
Более 155 мостов построят во время строительства новых железных дорог в Казахстане
Новости
26.11.2024
Олжас Бектенов дал ряд поручений Минтранспорта и КТЖ
Новости
26.11.2024
До 2027 года КТЖ построит 9 терминалов
Новости
26.11.2024
Развитие железнодорожной отрасли и транзитного потенциала рассмотрели в правительстве Казахстана
Новости
26.11.2024
Объемы контейнерных перевозок за три года выросли на 30%
Грузовые перевозки
26.11.2024
Минтранс: объем грузоперевозок вырос на 3,5% в Казахстане
Новости
26.11.2024
Более 1600 договоров с отечественными производителями заключило КТЖ в 2024 году
Инфраструктура
26.11.2024
Ремонтные работы железных дорог завершили на 96% в Казахстане
Грузовые перевозки
26.11.2024
Годовой план по сдаче грузов через Достык – Алашанькоу выполнили досрочно
Пассажирские перевозки
26.11.2024
Нацперевозчик напомнил правила использования стоп-крана в пассажирских вагонах
Новости
26.11.2024
Развитие ТМТМ обсудили в Стамбуле
Инфраструктура
26.11.2024
Инфраструктуру железных дорог продолжают улучшать в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости / Архив
26.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №100 от 26 ноября 2024 года
Новости
25.11.2024
Неизвестные похитили болты скрепления пути на перегоне Көкпекті – Нұра
Новости
25.11.2024
Около 3 тысяч раз пришлось применить экстренное торможение машинистам КТЖ в 2024 году