КТЖ: выход из долговой ямы

Интервью
26.05.2020, 10:04
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Одним из самых актуальных вопросов для АО «НК «ҚТЖ» на протяжении последнего времени – сокращение долга. В компании и сейчас, во время пандемии, продолжается кропотливая работа по стабилизации финансовой ситуации. О том, какие на сегодняшний день достигнуты результаты в этом направлении и какие еще планируются меры по обеспечению финансовой устойчивости компании рассказывает заместитель председателя правления по финансам АО «НК «Қазақстан темiр жолы» Даир Кушеров.

ВРЕМЯ ПОТУЖЕ ЗАТЯНУТЬ ПОЯСА

– Насколько повлияла пандемия на финансовое состояние АО «НК «ҚТЖ»?

– В связи с карантином с 1 апреля полностью были остановлены пассажирские перевозки, возмещена стоимость по приобретенным билетам.

Естественно, до последнего времени отсутствовали поступления денег от пассажирских перевозок.

При этом по тарифному грузообороту за 4 месяца этого года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, наблюдается небольшой рост в 2%, в основном за счет транзита, который вырос на 32%.

При этом ослабление курса национальной валюты в марте текущего года привело к отрицательному финансовому результату за 4 месяца с начала года, главным образом за счет курсового убытка от валютной задолженности.

Компания своевременно отреагировала на возникшую ситуацию, провела оптимизацию расходов и капитальных вложений.

10 апреля утвержден Советом директоров ҚТЖ скорректированный бюджет компании на 2020 год с учетом влияния коронавируса, изменения курса национальной валюты, а также оптимизации затрат.

К примеру, операционные затраты сокращены на 43 миллиарда тенге, финансирование капитальных вложений оптимизировано на 31 миллиард тенге.

– В первую очередь от ЧП пострадали пассажирские перевозки. Каким способом АО «НК «ҚТЖ», как материнская компания, собирается поддерживать свою дочку в трудное время?

– В связи с вводом чрезвычай ного положения и проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий в Республике Казахстан с 16 марта нынешнего года было введено ограничение, а с 1 апреля приостанавливалось железнодорожное пассажирское движение. За 4 месяца пассажирооборот снизился на 36% к факту 2019 года.

Ввиду снижения пассажирооборота ожидается и существенное сокращение выручки. Вместе с тем, существенную поддержку намеревается оказать государство.

Предполагается, что будет сохранен текущий объем субсидий, так что в период вынужденного простоя будет предоставлена возможность покрывать затраты по фонду оплаты труда и социальным отчислениям за счет выделенных субсидий.

Кроме того, для обеспечения финансовой устойчивости АО «Пассажирские перевозки» проводится работа по переносу сроков проведения тендеров на закуп услуг и материалов, ремонт вагонов на более поздний период. Но все постепенно нормализуется. Благодаря совместной работе с уполномоченными государственными органами стало возможным возобновление движения пассажирских поездов с 1 июня. 

КОМПЛЕКС МЕР ПОМОЖЕТ

– Как АО «НК «ҚТЖ» планирует обеспечить финансовую устойчивость компании? Повлияла ли пандемия на дальнейшую финансовую стратегию компании? – Мы уже обсудили влияние пандемии на финансовое состояние компании и меры, предпринимаемые для ее минимизации. Что касается финансовой устойчивости компа нии, то здесь по-прежнему основной проблемой является высокий валютный риск.

На конец первого квартала 2020 года сумма общего долга ҚТЖ составляет 1,85 триллиона тенге, или 4,4 миллиарда долларов, из них долг в «твердой» валюте –1,7 миллиарда долларов (729 млрд тенге по текущему курсу).

При том, что производственные показатели и в прошлом году, и в I квартале имеют положительную динамику, финансовый результат отрицательный.

Только в марте текущего года курсовой убыток ҚТЖ составил 109 миллиардов тенге.

Как вам известно, при поддержке Правительства РК и фонда «Самрук-Қазына» реализуются мероприятия, направленные на оптимизацию долговой нагрузки и повышение финансовой устойчивости компании.

В прошлом году осуществлен досрочный выкуп еврооблигаций ҚТЖ 2027 года погашения номиналом в 780 миллионов долларов. Это позволило снизить долю долга в «твердой валюте» с 57 до 37% по состоянию на конец 2019 года.

Однако для ҚТЖ (при валютной выручке в 24%) валютный риск остается очень высоким. Уже сегодня доля валютного долга выросла до 40% в связи с ослаблением курса тенге в марте нынешнего года.

Во избежание дальнейших курсовых убытков ҚТЖ совместно с Самрук-Қазына выработали конкретный алгоритм действий по снижению доли долга в «твердой валюте».

Продолжается работа по сокращению размера основного долга, реализуется ряд мероприятий по снижению гарантируемой части долга дочерних компаний, а также деконсолидации долга компаний, планируемых к        передаче в конкурентную среду.

В условиях жесткой оптимизации затрат, являясь естественным монополистом по услугам магистральной сети и субъектом общественно значимого рынка по услугам перевозок, мы также продолжаем работу по изменению законодательства в области регулируемых тарифов и приближению его к существующим реалиям.

– Как на сегодняшний день обстоят дела с выводом непрофильных и убыточных активов в АО «НК «ҚТЖ»? Каков в целом эффект от продаж прогнозируется на ближайший год?

– В 2019 году из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» выведено 12 непрофильных компаний, отрицательные финансовые показатели которых в сумме составляли более 5 миллиардов тенге в год.

С начала 2020 года из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» выведены две непрофильные компании, АО «УК СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» с отрицательным финансовым показателем в размере 2 миллиардов тенге, а также получен эффект от реализации доли участия в АО «Транстелеком» в размере 2,3 миллиарда тенге.

Помимо того, до конца текущего года планируется вывести еще 5 непрофильных активов, при этом планируется получить экономический эффект от реализации двух активов.

Также будут выведены из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» три компании, которые в настоящее время генерируют убыток в размере более 3 миллиардов тенге в год. 

Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО
Новости
20.11.2024
Главы транспортных ведомств Казахстана и России обсудили сотрудничество в Москве