Уроки пандемии: ориентация на стальную магистраль

Интервью
04.08.2020, 11:03
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

С началом пандемии приостановилось железнодорожное пассажирское сообщение, однако грузовые и контейнерные перевозки продолжались. Более того, компании, занятые в этом сегменте рынка, быстро переориентировались, «перехватив» товары у авиа- и автоперевозчиков. К примеру, мультимодальная транспортно-логистическая компания «KTZ Express», бизнес которой – контейнерные перевозки, перевозила и почтовые отправки из Китая в Европу, и гуманитарный груз, помогая стране строить инфекционные больницы нового типа.

Руководитель дочерней организации АО «НК «ҚТЖ» – АО «KTZ Express» – Дмитрий Абдуллаев подробно рассказал, какие уроки удалось усвоить во время кризиса.

– Дмитрий Вагифович, расскажите, как сказывается на контейнерных перевозках ситуация в мировой экономике в связи с пандемией коронавируса?

– Если говорить об ограничениях, связанных с распространением коронавируса, то сейчас они не оказывают прямого влияния на рост железнодорожного контейнерного транзита по территории РК.

Очевидно, что в начале вспышки пандемии в феврале в соседнем Китае мы наблюдали снижение объемов контейнерных перевозок на 39% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Однако пауза была кратковременной. Предприятия в Китае какое-то время были закрыты, но в марте пик заболеваемости стал спадать, после снятия карантинных мер контейнерный трафик быстро восстановился. В марте перевозки из КНР возобновились полностью. В целом, рост транзитных контейнерных перевозок за период январь-июнь через территорию Казахстана наблюдается по всем направлениям. В сравнении с аналогичным периодом 2019 года рост составил 54%.

– На различных отраслях пандемия сказалась по-разному. Что можно сказать о контейнерных перевозках, какие произошли изменения в части структуры грузов, например?

– Из-за закрытия авто- и авиагрузовых сообщений, многие грузоотправители переориентировали грузы с авто- и авиатранспорта на железнодорожный. Например, в апреле мы экспедировали по территории Казахстана контейнерный поезд «China-Europe Express» по маршруту Чунцин – Вильнюс.

Примечательно, что в составе погрузки – почтовые посылки, отправленные национальной почтовой службой Китая «China Post Group», получателем же явилась национальная почта Литвы «Lithuania Post». Такие посылки до пандемии отправлялись авто- или авиатранспортом.

Кроме того, KTZ Express реализует транспортнологистический проект по организации регулярных перевозок продовольствия в собственных рефрижераторных контейнерах, который обеспечивает поставку грузов казахстанского агропромышленного сектора на экспорт.

Так, 4 июня текущего года успешно организована отправка замороженной мясной продукции ТОО «Актюбинский мясной кластер» в рефрежераторных контейнерах из Актобе на экспорт в КНР. Также в условиях пандемии мы осуществляем перевозки гуманитарного груза.

Например, по заказу Комитета по государственным материальным резервам Министерства национальной экономики РК организована отправка казахстанской муки общим весом порядка 10000 тонн в Таджикистан и Кыргызстан.

А ранее для строительства быстровозводимого инфекционного госпиталя, осуществляемого BI Group близ города Алматы, KTZ Express были доставлены 226 мобильных домиков из Мангистауской области в Алматы. Стоит отметить, что ценный груз провел в пути всего трое суток и был доставлен на место назначения на один день раньше запланированной даты.

– Какой тренд сегодня сохраняется на рынке контейнерных перевозок?

– Контейнерные поезда продолжают курсировать регулярно по установленному расписанию как внутри страны, так и в международном сообщении через Казахстан в/из Китая назначением на страны Центральной Азии, СНГ, Европу, Турцию. Рост наблюдается на всех маршрутах. Скажем, на перспективном маршруте Китай – Центральная Азия – Китай за 6 месяцев текущего года рост составил 32% (106,8 тысячи ДФЭ).

Среди знаковых отправок по данному маршруту – перевозка контейнерных поездов с катодной медью и цинком Алмалыкского горно-химического комбината в партнерстве с Узбекской железной дорогой. Сырье регулярно отправляется со станции Сергели (Узбекистан) и проделывает путь по Транскаспийскому маршруту через казахстанские приграничные станции, попадая в порт Актау, откуда на фидерном судне – в порт Баку.

Затем груз доставляется в турецкие города Стамбул, Анкара и Мерсин. Также в тренде остаются перевозки в/из России через территорию Казахстана, где рост за первое полугодие 2020 года составил 45%. По данному маршруту АО «KTZ Express» продолжает осуществлять перевозку древесины, именно этот вид перевозок способствовал росту общего объема 2019 года в направлении из России в Китай и обратно почти в три раза.

В конце марта компания возобновила доставку металлопроката из Китая в Россию, поезд будет отправляться на регулярной основе два раза в месяц.

Доставка груза осуществляется на завод ООО «РусТехнологии Муром», который является крупнейшим производителем оцинкованной стали. Кроме того, по маршруту Россия – Китай транзитом через Казахстан организовывается регулярная отправка железной руды. Ежемесячный объем в среднем составляет от 25 до 100 тысяч тонн.

– Расскажите, какие меры уже приняты для сохранения и увеличения объемов грузопотоков в условиях посткризисного восстановления?

– Отмечу, что остановка предприятий в Европе в связи с пандемией привела к резкому замедлению и товаропотоков в Китай, и перевозок порожних контейнеров. Одна из важных мер, принятых для обеспечения бесперебойной доставки грузов в сообщении Китай – Европа – Китай, сохранения и увеличения объемов грузопотоков в условиях посткризисного восстановления, – обеспечение своевременного возврата порожних контейнеров из Европы в Китай.

В связи с этим железнодорожные администрации Казахстана, России и Беларуси ввели симметричную скидку 40% на перевозки порожних контейнеров из Европы в Китай. Сниженные ставки применяются при транзитной перевозке порожних универсальных контейнеров (длиной 40 и 45 футов) на специализированных платформах в составе контейнерных поездов длиной не менее 57, но не более 82 условных вагонов. Данные тарифные условия призваны улучшить балансировку потоков контейнеров на маршруте Китай – Европа – Китай

– Как отражается введение карантинных мер на работе сотрудников офиса? Как происходит взаимодействие с клиентами? Страдают ли процессы «на удаленке»?

– С 20 марта мы перевели на удаленный режим работы основную часть работников центрального аппарата в соответствии с распоряжением Президента Республики Казахстан и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.

Однако, это нисколько не отразилось на качестве предоставляемых нами услуг: мы полностью обеспечили функционирование всех необходимых информационных систем в удаленном режиме и обеспечили сотрудников необходимой оргтехникой и компьютерами.

Для обеспечения бесперебойной работы в АО «KTZ Express» автоматизированы все бизнес-процессы для обслуживания клиентов. Мы запустили личный кабинет и предоставляем скидки при размещении заявки на получение транзитных кодов для клиентов на сайте my.ktze.kz. Возможности личного кабинета позволяют не только подавать заявки на перевозку, но и отслеживать дислокацию грузов и историю заказов.

Кроме того, внедрена автоматизированная система управления взаимоотношениями с клиентами CRM, комплексная система ИРС «Перевозки», на базе которой автоматизируются процессы управления перевозками и парком подвижного состава, а также решаются задачи оперативно-финансового учета.

Созданные условия позволяют привлекать дополнительные грузы, что отвечает стратегии KTZ Express по развитию электронных сервисов с целью создания комфортной среды для клиентов и автоматизации процессов взаимодействия участников перевозки.

Благодаря данным продуктам мы эффективно управляем перевозками, контролируем состояние и комплектацию вагонов и осуществляем планирование движения даже в сложившихся условиях – удаленно. 

Интервью
16.04.2025
На связи 24/7: О роли коммуникации в работе рассказали в АО «Пассажирские перевозки»
Регионы
16.04.2025
Итоги первого квартала 2025 года подвели на координационном совете уральские железнодорожники
Регионы
16.04.2025
Цифровой аппарат для медосвидетельствования работников появился в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
16.04.2025
Центр трансформации бизнеса КТЖ внедряет передовые технологии
Новости
16.04.2025
Глава Минтранса представил стратегию развития ТМТМ на IV Анталийском дипломатическом форуме
Регионы
16.04.2025
Почти 10 тысяч фитинговых платформ были погружены в Костанайском регионе
Регионы
15.04.2025
Более 500 железнодорожников приняли участие в субботнике в Карагандинском регионе
Регионы
15.04.2025
Меры пожарной безопасности усиливают в Алматинской области
Новости
15.04.2025
ВЖДО подвела итоги работы за 2024 год
Новости
15.04.2025
Более 740 тонн рельсов для строительства столичного LRT прибыли на станцию Сороковая
Регионы
15.04.2025
Мужчина погиб под колесами поезда на станции Павлодар
Новости / Архив
15.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №28 от 15 апреля 2025 года
Новости
14.04.2025
Казпрофтранс помог школьнице из Щучинска представить проект «умной остановки» в Актобе
Регионы
14.04.2025
Лекции к 80-летию Победы читают в музее железнодорожников Уральска
Грузовые перевозки / Цифра недели
14.04.2025
Железнодорожные перевозки выросли на 4,4%
Новости
14.04.2025
Минтранс сообщил о начале модернизации 125 железнодорожных вокзалов
Регионы
14.04.2025
Железнодорожники и полицейские продолжают вести профилактические беседы с уральскими школьниками
Пассажирские перевозки
14.04.2025
КТЖ готовит пассажирские поезда к летним перевозкам
Инфраструктура
11.04.2025
КТЖ приступит к модернизации участка Алтынколь – Жетыген в этом году
Новости
11.04.2025
Железнодорожники обсудили развитие логистических маршрутов в Минске