КТЖ: 25 лет – 25 достижений
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Начало: КТЖ: 25 жыл – 25 жетістік
15. В 2012 году GE Transportation – мировой лидер по производству железнодорожного, горнодобывающего и транспортного оборудования – подписал меморандум с компанией «ТрансМаш- Дизель» и АО «НК «ҚТЖ» о строительстве завода по производству дизельных двигателей в Астане. В декабре 2015 года в столице Казахстана запущен завод по производству дизельных 12-цилиндровых двигателей мощностью до 4 500 кВт, 6-цилиндровых двигателей мощностью до 2 200 кВт.
16. В 2013 году стартовал проект по расширению порта Актау в северном направлении с созданием перевалочных мощностей для транспортировки сухих, контейнерных и зерновых грузов в направлении Ирана, Персидского залива и Кавказского региона. В настоящее время порт осуществляет деятельность по перевалке, хранению и перевозкам различных сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов.
17. Сегодня диагностика инфраструктуры магистральной сети проводится шестью единицами мобильных диагностических комплексов (МДК). Первый из них был поставлен на службу АО «НК «ҚТЖ» в 2015 году в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ АСУ «Магистраль». Три МДК введены в эксплуатацию в 2019 году, остальные – в 2020-м. Они призваны обеспечить плавный переход от системы планового обслуживания путей к системе ремонта по их фактическому состоянию.
18. В апреле 2015 года начато строительство паромного комплекса в порту Курык, связанного новой линией Боржакты – Ерсай с магистральной железнодорожной сетью. Он создан на восточном побережье Каспийского моря, южнее порта Актау, в рамках реализации проекта «Новый Шелковый путь». В декабре 2016 года запущены объекты первого пускового комплекса порта. Порт способен принимать автомобильные и железнодорожные паромы круглогодично.
19. В 2014 году с открытия совместного казахстанско-китайского логистического терминала в порту Ляньюньган АО «НК «Қазақстан темір жолы» приступило к реализации программы создания внешней и внутренней терминальной сети. Сеть транспортно-логистических центров (ТЛЦ) формировалась в партнерстве с частным бизнесом для консолидации грузопотоков из Китая и Юго-Восточной Азии в направлении Казахстана, Центральной Азии, Ближнего Востока и Европы.
20. В рамках реализации жилищной политики компании за годы независимости построено свыше полумиллиона квадратных метров жилья, для работников приобретено более пяти тысяч квартир, а также возведено свыше 60 социальных объектов (школ, детских садов, медицинских пунктов и т. д.). Строительство домов велось вдоль новых железнодорожных линий. Кроме того, с 1991-го по 2015 год в Астане АО «НК «ҚТЖ» предоставило своим сотрудникам 1 930 квартир с их последующим выкупом, а также построило детский сад на 250 мест.
21. 2015 год послужил началом глобального государственного проекта по созданию мультимодального транспортного коридора, позволяющего осуществлять беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу и страны Ближнего Востока. В настоящее время решаются вопросы эффективного использования коридора Север – Юг, пролегающего через территории России, Казахстана, Туркменистана и стран Персидского залива. В свете изменившейся геополитической обстановки Қазақстан темір жолы активно развивает маршрут в направлении Турции и европейских стран через Каспийское и Черное моря – Транскаспийский международ- ный транспортный маршрут. 22. 1 июня 2017 года для жителей и гостей столицы распахнул двери ультрасовременный вокзальный комплекс «Нұрлы жол». Он сооружен по принципу «Вокзал-мост», сменив привычные вокзалы «берегового» типа. Поезда поступают через подъездную эстакаду сразу внутрь сооружения. К зданию подведены шесть посадочно-отправочных путей, к каждому из них предусмотрен специальный выход, что позволяет объекту обслуживать до 35 тысяч пассажиров ежедневно.
23. АО «НК «ҚТЖ» одним из первых среди портфельных компаний фонда «Самрук-Қазына» запустило Программу трансформации бизнеса в 2014 году. С 2019-м в ҚТЖ начата реализация обновленной программы «Цифровая трансформация», которая охватила весь ключевой бизнес компании, включая основные филиалы и дочерние организации. В результате реализации проектов Программы трансформации с 2021-го по 2025 год компанией ожидается получение чистых выгод в размере не менее 100 миллиардов тенге.
24. В 2018 году в рамках проекта трансформации «Центр управления движением поездов» стартовала работа по созданию опытного полигона в городе Актобе, который объединил диспетчерские центры пяти отделений – Актобе, Атырау, Мангистау, Уральска и Кызылорды. В 2020 году состоялся запуск Центра управления движением поездов в Актобе в пилотном режиме. С конца 2021 года в Алматы функционирует Региональный центр управления движением поездов Юго-Восточного региона (РЦУП). Кроме того, планируется запуск ЦУДП, который будет обслуживать Центральный и Северный Казахстан.
25. В 2021 году в АО «НК «ҚТЖ» начата реализация инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожного транзитного коридора Достык – Актогай – Мойынты». Ожидается, что строительство и электрификация линии Достык – Мойынты будут завершены в 2025 году, после чего пропускная способность основного транзитного коридора Казахстана по маршруту Китай – Европа увеличится в пять раз.