Порт Курык – важное морское звено Шелкового пути
Новости
03.03.2017, 19:16

В акватории Каспия продолжается строительство паромного комплекса Курык. О реализации грандиозного проекта по программе «Нұрлы жол» рассказывает начальник Управления дирекции по реализации крупных проектов АО «НК «Қазақстан темір жолы» Алий Карабалин.
– Алий Алибаевич, какую роль призван играть паромный комплекс Курык в транспортно-логистическом комплексе Казахстана?
– Это первый морской порт, который строит Казахстан после обретения независимости. Для нас строительство портов – совершенно новое направление работы. Мы никогда не строили такие морские инфраструктурные объекты, тем более с железнодорожной составляющей. Международный морской торговый порт Актау появился еще в советские годы, Баутино тоже давно возводили. Теперь у нас есть Курык, который не только строится, но уже приносит коммерческую прибыль.
Курык станет важным звеном Нового Шелкового пути. Серьезные перспективы его реально просматриваются с учетом роста грузопотоков на этом направлении.
Мы строим Курык на абсолютно новой площадке, которая значительно выигрывает в географическом положении, здесь комфортные погодные условия. И очень много других плюсов.
– До этого Вы руководили строительством сухого порта на юго-востоке страны – в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», теперь передислоцировались на запад, на море. Чувствуете специфику работы?
– Это два совершенно разных объекта в системе единого транспортно-логистического комплекса Казахстана. Каждый из них играет важную роль в общей системе. Наши специалисты ездили в сухой порт и провели консультации по внедрению единой цепочки контроля движения грузов программы «NOMAD», которая уже действует у наших хоргосских коллег.
Порт Курык структурно – это чисто паромный комплекс, в котором достаточно мощная, оснащенная железнодорожная составляющая. Подъездной железнодорожный путь протяженностью 12,5 километра, два железнодорожных парка А и Б, в каждом по 6 железнодорожных путей. Кроме того, в этом году предполагается начать строительство приемоотправочной и сортировочной станций.
Мощность порта, оснащенного пирсом с двухсторонним причаливанием паромов и двумя подъемными переходными мостами – 4 миллиона тонн грузов в год. На этот год уже планируется перегрузить до миллиона тонн. Поскольку в зимний период времени на системную работу порта Актау сильно влияют погодные условия, ветровые нагрузки, шторма не позволяют эффективно использовать имеющиеся мощности, порт Курык, который еще в процессе строительства, уже начинает выполнять коммерческие функции. И тем самым будет перехватывать в зимний период времени грузопоток Актауского порта, где в это время на рейде скапливаются десятки судов из-за штормов.
– Чей опыт учитывается при строительстве необычного для казахстанских специалистов объекта?
– Основными проектировщиками нашего порта являются опытные специалисты из Санкт-Петербурга. Они очень правильно рассчитали акваторию и защитные сооружения, грамотно, профессионально. Но, на мой взгляд, они недостаточно знают Каспий, свойственную этому водоему цикличность, при которой уровень воды в течение десятилетия иногда может падать или подниматься в пределах 2-3 метров. Цикличность уровня – серьезный фактор, из-за которого пришлось внести корректировки в проектное решение питерцев.
Прошедший год был для нас непростым. В ходе строительства появилось немало обстоятельств, пришлось вносить коррективы в несколько технических решений. Перепроектировали и разработали отдельные конструктивные элементы, позволяющие добиться того, чтобы перепады уровня не влекли за собой переустройства железной дороги. Предусмотрели конструкцию переходного моста, который может работать при колебаниях уровня моря до 3-4 метров. Это важный элемент, который здесь присутствует.
Привлекли азербайджанских коллег, которые имеют достаточно большой опыт в строительстве портов. Ездили в азербайджанский порт Алят, изучали, знакомились со спецификой.
Алят тоже начал функционировать недавно. Это новый порт, его первый этап построен с учетом нашего стратегического направления транспортировки грузов по Каспию. Бывший президент АО «НК «ҚТЖ», ныне первый заместитель Премьер-министра Аскар Мамин видел это перспективное направление Транкаспийского маршрута, увеличение грузопотока с востока на запад Каспия. На транзитном коридоре Шелкового пути из Китая в Европу наши два порта будут занимать особое место в системе координат между Баку и Мангистауским регионом. Предвидение этой ситуации и привело к внедрению этой инфраструктуры в Транскаспийский коридор.
А нам пришлось перенять некоторые конструктивные решения, принятые в Аляте, внедрить несколько нововведений, чтобы адаптироваться с братским портом.
– Теперь вас можно назвать портами-побратимами?
– Действительно, можно так назвать. Хорошая идея!
– Ваш порт совсем юный, но у него солидная перспектива занять свою нишу на каспийском рынке. В Послании Главы государства дано особое поручение по порту Курык – приступить к реализации второй фазы строительства автомобильного перехода. Что делается в этом направлении?
– Когда стали закладывать паромную переправу для транспортировки железнодорожных составов, появилась реальная необходимость в автомобильной составляющей порта. Это связано с тем, что сейчас ощущается достаточно большое скопление грузов в Каспийском регионе на западном побережье. Усиливается тенденция к значительному увеличению потока грузов, перевозимых автотранспортом, что повлечет за собой достаточно большое скопление автомобилей в портах Азербайджана и в Актау.
Поэтому было поручение Премьер-министра РК, которое отражено в протоколе в прошлом году. В январе Президент страны особой строкой отметил его в Послании. Мы сейчас ощущаем настоящий прессинг по ускорению строительства этой инфраструктуры морского порта.
Автомобильная составляющая порта Курык – этот свой пирс с одновременным приемом двух судов. Мощность его составляет два миллиона тонн грузов в год. Мы намерены построить серьезную инфраструктуру, которая позволит разместить на территории автомобильной составляющей порта имеющийся поток автомашин для транспортировки всех грузов, перевозимых автотранспортом.
Стремимся быстрее защитить технико-экономическое обоснование автомобильной составляющей и получить государственную экспертизу. Большую заинтересованность в строительстве инфраструктуры в границах автомобильной составляющей проявила компания «Сеймур-инвест». Она планирует за счет своих средств построить инфраструктуру, обеспечивающую отдых водителей и ремонт автомобилей в период ожидания парома во время непогоды. Уже в апреле компания намерена начать строительство.
В этом порту предполагается использовать последние разработки, позволяющие производить в эффективной форме оформление документации. Запланировано внедрение АСУ абсолютно во всех операциях. Заключаются договора с компаниями, которые введут нас в общую систему ҚТЖ. АО «KTZ Express» включит администрацию порта и таможенные структуры в общую систему контроля перемещаемых грузов по всей территории Казахстана и за его пределами.
– Какие еще новшества, технические решения были применены в Курыке?
– Подъемно-переходной мост – это самый главный узел, который позволяет железнодорожному составу перегружаться в паромы. Он необычен в своем техническом исполнении и функционировании. Что является его изюминкой? Обычно подъемно-переходные мосты управляются из диспетчерских пунктов, что осложняет работу того же оператора при стыковке судна и подъемно-переходного моста. Это очень сложная операция сама по себе, когда мост и паром соединяются специальными зацепами. Наш мост будет управляться дистанционно. Оператору не надо будет сидеть за пультом и наблюдать за процессом, в котором требуется еще 2-3 помощника. Он будет непосредственно находиться на мосту и с помощью пульта осуществлять операцию погружения моста в специальное гнездо, на которое насаживается механизм парома.
– На проекте задействовано много людей и техники?
– В связи с отдаленностью от населенных пунктов нам приходится привлекать трудовые ресурсы со всего Казахстана. Много специалистов у нас будет задействовано при внедрении автомобильной составляющей. Ожидается увеличение количества работающих до более чем 500 человек.
– В настоящее время параллельно реализуется проект расширения Актауского порта. Они не будут конкурировать между собой?
– На данном этапе, казалось бы, слишком много портов в этом регионе. Но у каждого из них своя специализация. Северный порт Актау оснащен мощным зерновым терминалом, подготовлены площадки под сухогрузы, контейнеры. Наш порт станет значимым звеном на Шелковом пути, внесет свою лепту в реализацию программы, которая озвучена Президентом РК по развитию транзитного потенциала Казахстана. Этот проект очень интересен, особенно с вводом в эксплуатацию дороги Шалкар – Бейнеу. Скорость перемещения грузов со стороны Китая по южному коридору через этот путь значительно сократится.
В ближайшее время созданная инфраструктура будет функционировать в полном объеме. Прогнозные цифры по объемам транзитных грузов, перевозимых в этом направлении, свидетельствуют о том, что мы принимаем абсолютно правильные решения. И государственные средства, которые вкладываются в этот проект, будут иметь серьезную отдачу.
Ирина БЕКТИЯРОВА, порт Курык
Пассажирские перевозки
18.03.2025
Туристский поезд Jibek Joly отправится на Наурыз в очередной рейс
Новости
18.03.2025
Казахстанские эксперты провели среднесрочный обзор Транспортной стратегии ЦАРЭС до 2030 года
Новости
18.03.2025
Условный пожар на локомотиве потушили на станции Жанаарка
Новости
18.03.2025
Рекрутеры КТЖ ознакомились со спецификой работы Центра диагностики пути
Регионы
18.03.2025
Итоги работы за два месяца подвели в РЦУП-2 Алматы
Новости / Архив
18.03.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №20 от 18 марта 2025 года
Инфраструктура
17.03.2025
Плановый ремонт железной дороги стартовал в Казахстане
Регионы
17.03.2025
Школьников пригласили в кружок «Юный железнодорожник» в Караганде
Регионы
17.03.2025
Почти 1,5 тысячи фитинговых платформ погрузили в феврале в Костанайском регионе
Новости
17.03.2025
Более 3 тысяч километров железных дорог отремонтировали капитально за 6 лет
Новости
17.03.2025
Юбилей отмечает Департамент разработки графиков движения и планов формирования поездов филиала
Регионы
17.03.2025
Почти 30 тысяч кубометров снега вывезли за зиму в Уральском регионе
Новости
17.03.2025
ДТП произошло на железнодорожном переезде участка Алматы-1 – Сарыозек
Новости
16.03.2025
День Шанырака отметили в КТЖ
Новости
15.03.2025
Благотворительные акции организовали железнодорожники в День доброты
Новости
14.03.2025
ЕАЭС усиливает интеграцию железнодорожных сетей: итоги первого совещания руководителей железных дорог
Новости
14.03.2025
Президент Казахстана озвучил планы по развитию транзитно-транспортного потенциала страны
Новости
14.03.2025
Руководство КТЖ проверило готовность железнодорожной инфраструктуры к весеннему паводку на участке Атырау – Уральск
Регионы
14.03.2025
Вице-министр транспорта посетил профориентационное мероприятие в Павлодаре
Регионы
14.03.2025
Максат Калиакпаров встретился с жителями Павлодарской области