Порт Курык – важное морское звено Шелкового пути

Новости
03.03.2017, 19:16
В акватории Каспия продолжается строительство паромного комплекса Курык.  О реализации  грандиозного проекта по программе «Нұрлы жол» рассказывает начальник Управления дирекции по реализации крупных проектов АО «НК «Қазақстан темір жолы» Алий Карабалин. – Алий Алибаевич, какую роль призван играть паромный комплекс Курык в транспортно-логистическом комплексе Казахстана? – Это первый морской порт, который строит Казахстан после обретения независимости. Для нас строительство портов – совершенно новое направление работы. Мы никогда не строили такие морские инфраструктурные объекты, тем более с железнодорожной составляющей. Международный морской торговый порт Актау появился еще в советские годы, Баутино тоже давно возводили. Теперь у нас есть Курык, который  не только строится, но уже приносит коммерческую прибыль. Курык станет важным звеном  Нового Шелкового пути. Серьезные перспективы его реально просматриваются с учетом роста  грузопотоков  на этом направлении. Мы строим Курык на абсолютно новой площадке, которая значительно выигрывает в географическом положении, здесь комфортные погодные условия. И очень много других плюсов. –  До этого Вы руководили строительством сухого порта на юго-востоке страны – в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», теперь передислоцировались на запад, на море. Чувствуете специфику работы? – Это два совершенно разных объекта в системе единого транспортно-логистического комплекса Казахстана. Каждый из них играет важную роль в общей системе. Наши специалисты ездили в сухой порт и провели консультации по внедрению единой цепочки контроля движения грузов программы «NOMAD», которая уже действует у наших хоргосских коллег. Порт Курык структурно – это чисто паромный комплекс, в котором достаточно мощная, оснащенная железнодорожная составляющая. Подъездной железнодорожный путь протяженностью 12,5 километра, два железнодорожных парка А и Б, в каждом по 6 железнодорожных путей. Кроме того, в этом году предполагается начать строительство приемоотправочной и сортировочной станций. Мощность порта, оснащенного пирсом с двухсторонним причаливанием паромов и двумя подъемными переходными мостами –  4 миллиона тонн грузов в год. На этот год уже планируется перегрузить до миллиона тонн. Поскольку в зимний период времени на системную работу порта Актау сильно влияют погодные условия, ветровые нагрузки, шторма не позволяют эффективно использовать имеющиеся мощности, порт Курык, который еще в процессе строительства, уже начинает выполнять коммерческие функции. И тем самым будет перехватывать в зимний период времени грузопоток Актауского порта, где в это время на рейде скапливаются десятки судов из-за штормов. – Чей опыт учитывается  при строительстве необычного для казахстанских специалистов объекта?  – Основными проектировщиками нашего порта являются опытные специалисты из Санкт-Петербурга. Они очень правильно рассчитали акваторию и защитные сооружения, грамотно, профессионально. Но, на мой взгляд, они недостаточно знают Каспий, свойственную этому водоему цикличность, при  которой уровень воды в течение десятилетия иногда может падать или подниматься в пределах 2-3 метров. Цикличность уровня – серьезный фактор, из-за которого пришлось внести корректировки в проектное решение питерцев. Прошедший год был для нас непростым.   В ходе строительства появилось немало обстоятельств, пришлось вносить коррективы в несколько технических решений. Перепроектировали и разработали отдельные конструктивные элементы, позволяющие добиться того, чтобы перепады уровня не влекли за собой переустройства железной дороги. Предусмотрели конструкцию переходного моста, который может работать при колебаниях уровня моря до 3-4 метров. Это важный элемент, который здесь присутствует. Привлекли азербайджанских коллег, которые имеют достаточно большой опыт в строительстве портов.  Ездили в азербайджанский порт Алят, изучали, знакомились со спецификой. Алят тоже начал функционировать недавно. Это новый порт, его первый этап построен с учетом нашего стратегического направления транспортировки грузов по Каспию. Бывший  президент АО «НК «ҚТЖ», ныне первый заместитель Премьер-министра  Аскар  Мамин видел это перспективное направление Транкаспийского маршрута, увеличение грузопотока с востока на запад Каспия. На транзитном коридоре Шелкового пути из Китая в Европу наши два порта будут занимать особое место в системе координат между Баку и Мангистауским регионом. Предвидение этой ситуации и привело к внедрению этой инфраструктуры в Транскаспийский коридор. А нам пришлось перенять некоторые конструктивные решения, принятые в Аляте, внедрить несколько нововведений, чтобы адаптироваться с братским портом. – Теперь вас можно назвать портами-побратимами? – Действительно, можно так назвать. Хорошая идея! – Ваш порт совсем юный, но у него солидная перспектива занять свою нишу на каспийском рынке. В Послании Главы государства дано особое поручение по порту Курык – приступить к реализации второй фазы строительства автомобильного перехода. Что делается в этом направлении? – Когда стали закладывать паромную переправу для транспортировки железнодорожных составов, появилась реальная необходимость в автомобильной составляющей порта. Это связано  с тем, что сейчас ощущается достаточно большое скопление грузов в Каспийском регионе на западном побережье. Усиливается тенденция к значительному увеличению потока грузов, перевозимых автотранспортом, что повлечет за собой достаточно большое скопление автомобилей в портах Азербайджана и в Актау. Поэтому было поручение Премьер-министра РК, которое отражено в протоколе в прошлом году. В январе Президент страны особой строкой отметил его в Послании. Мы сейчас ощущаем настоящий прессинг по ускорению строительства этой инфраструктуры морского порта. Автомобильная составляющая порта Курык – этот свой пирс с одновременным приемом двух судов. Мощность его составляет два миллиона тонн грузов в год. Мы намерены построить серьезную инфраструктуру, которая позволит  разместить на территории автомобильной составляющей порта имеющийся поток автомашин для транспортировки всех грузов, перевозимых автотранспортом. Стремимся быстрее защитить технико-экономическое обоснование автомобильной составляющей  и получить государственную экспертизу. Большую заинтересованность в строительстве инфраструктуры в границах автомобильной составляющей проявила компания «Сеймур-инвест». Она планирует за счет своих средств построить инфраструктуру, обеспечивающую отдых водителей и ремонт автомобилей в период ожидания парома во время непогоды. Уже в апреле компания намерена начать строительство. В этом порту предполагается использовать последние разработки, позволяющие производить в эффективной форме оформление документации. Запланировано внедрение АСУ абсолютно во всех операциях. Заключаются договора с компаниями, которые введут нас в общую систему ҚТЖ.  АО «KTZ Express»  включит администрацию порта и таможенные структуры в общую систему контроля перемещаемых грузов по всей территории Казахстана и за его пределами. – Какие еще новшества, технические решения были применены в Курыке? – Подъемно-переходной мост – это самый главный узел, который позволяет железнодорожному составу перегружаться в паромы. Он необычен в своем техническом исполнении и функционировании. Что является его изюминкой? Обычно подъемно-переходные мосты управляются из диспетчерских пунктов, что осложняет работу того же оператора при стыковке судна и подъемно-переходного моста. Это очень сложная операция сама по себе, когда мост и паром соединяются специальными зацепами. Наш мост будет управляться дистанционно. Оператору не надо будет сидеть за пультом и наблюдать за процессом, в котором требуется еще 2-3 помощника. Он будет непосредственно находиться на мосту и с помощью пульта осуществлять операцию погружения моста в специальное гнездо, на которое насаживается механизм парома. – На проекте задействовано много людей и техники? – В связи с отдаленностью от населенных пунктов нам приходится привлекать трудовые ресурсы со всего Казахстана. Много специалистов у нас будет задействовано при внедрении автомобильной составляющей. Ожидается увеличение количества работающих до более чем 500 человек. – В настоящее время параллельно реализуется проект расширения Актауского порта. Они не будут конкурировать между собой? – На данном этапе, казалось бы, слишком много портов в этом регионе. Но у каждого из них своя специализация. Северный порт Актау оснащен мощным зерновым терминалом, подготовлены площадки под сухогрузы, контейнеры. Наш порт станет значимым звеном на Шелковом пути, внесет свою лепту в реализацию программы, которая озвучена Президентом РК по развитию транзитного потенциала Казахстана. Этот проект очень интересен, особенно с вводом в эксплуатацию дороги Шалкар – Бейнеу. Скорость перемещения грузов со стороны Китая по южному коридору через этот путь значительно сократится. В ближайшее время созданная инфраструктура будет функционировать в полном объеме. Прогнозные цифры по объемам транзитных грузов, перевозимых в этом направлении, свидетельствуют о том, что мы принимаем абсолютно правильные решения. И государственные средства, которые вкладываются в этот проект, будут иметь серьезную отдачу.

Ирина БЕКТИЯРОВА, порт Курык

Пассажирские перевозки
09.05.2025
КТЖ оформило поезда ко Дню Победы
Новости
08.05.2025
Канапья Акпаев: закалённый войной, преданный делу железной дороги
Новости
08.05.2025
Ветерана Арсения Щудляка поздравили с Днем Победы в Щучинске
Регионы
08.05.2025
Ушёл на фронт мальчишкой, вернулся героем: путь ветерана Великой Отечественной войны Бориса Шолубая
Новости
08.05.2025
Ветеранов Великой Отечественной войны поздравили в КТЖ
Регионы
08.05.2025
Труженицу тыла Великой Отечественной войны Марию Божок поздравили с 99-летием
Пассажирские перевозки
08.05.2025
КТЖ запускает дополнительные пассажирские поезда в летний период
Архив / Новости
08.05.2025
Спецвыпуск газеты «Қазақстан теміржолшысы» от 8 мая 2025 года
Пассажирские перевозки
06.05.2025
Более 130 туристов отправились в путешествие на поезде «Keruen Express»
Регионы
06.05.2025
Внешний вид памятного локомотива восстановили к 80-летию Победы в Усть-Каменогорске
Регионы
06.05.2025
Алматинский регион увековечивает подвиг железнодорожников времен войны
Регионы
06.05.2025
Оскеменские железнодорожники готовятся отметить День Победы и День защитника Отечества
Регионы
06.05.2025
Пожарный поезд задействовали в ликвидации пожара на складе в Семее
Регионы
06.05.2025
Музей истории Карагандинского отделения Целинной железной дороги представил реликвии времён Великой Отечественной войны
Новости
06.05.2025
Выставка архивных фото открылась к 80-летию Победы на вокзале «Нұрлы жол»
Инфраструктура
06.05.2025
КТЖ начало масштабную модернизацию железнодорожной сети
Новости / Архив
06.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №34-35 от 06 мая 2025 года
Грузовые перевозки
05.05.2025
KTZ Express запустило доставку от двери до двери по маршруту Казахстан – Бельгия
Грузовые перевозки
05.05.2025
Экспорт высокотехнологичных кормов железнодорожным транспортом в Китай достиг рекордного объема
Спорт
05.05.2025
Более 400 сотрудников КТЖ приняли участие в III Charity Samruk Marathon