Порт Курык – важное морское звено Шелкового пути
Жаңалықтар
03.03.2017, 19:16
В акватории Каспия продолжается строительство паромного комплекса Курык. О реализации грандиозного проекта по программе «Нұрлы жол» рассказывает начальник Управления дирекции по реализации крупных проектов АО «НК «Қазақстан темір жолы» Алий Карабалин.
– Алий Алибаевич, какую роль призван играть паромный комплекс Курык в транспортно-логистическом комплексе Казахстана?
– Это первый морской порт, который строит Казахстан после обретения независимости. Для нас строительство портов – совершенно новое направление работы. Мы никогда не строили такие морские инфраструктурные объекты, тем более с железнодорожной составляющей. Международный морской торговый порт Актау появился еще в советские годы, Баутино тоже давно возводили. Теперь у нас есть Курык, который не только строится, но уже приносит коммерческую прибыль.
Курык станет важным звеном Нового Шелкового пути. Серьезные перспективы его реально просматриваются с учетом роста грузопотоков на этом направлении.
Мы строим Курык на абсолютно новой площадке, которая значительно выигрывает в географическом положении, здесь комфортные погодные условия. И очень много других плюсов.
– До этого Вы руководили строительством сухого порта на юго-востоке страны – в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», теперь передислоцировались на запад, на море. Чувствуете специфику работы?
– Это два совершенно разных объекта в системе единого транспортно-логистического комплекса Казахстана. Каждый из них играет важную роль в общей системе. Наши специалисты ездили в сухой порт и провели консультации по внедрению единой цепочки контроля движения грузов программы «NOMAD», которая уже действует у наших хоргосских коллег.
Порт Курык структурно – это чисто паромный комплекс, в котором достаточно мощная, оснащенная железнодорожная составляющая. Подъездной железнодорожный путь протяженностью 12,5 километра, два железнодорожных парка А и Б, в каждом по 6 железнодорожных путей. Кроме того, в этом году предполагается начать строительство приемоотправочной и сортировочной станций.
Мощность порта, оснащенного пирсом с двухсторонним причаливанием паромов и двумя подъемными переходными мостами – 4 миллиона тонн грузов в год. На этот год уже планируется перегрузить до миллиона тонн. Поскольку в зимний период времени на системную работу порта Актау сильно влияют погодные условия, ветровые нагрузки, шторма не позволяют эффективно использовать имеющиеся мощности, порт Курык, который еще в процессе строительства, уже начинает выполнять коммерческие функции. И тем самым будет перехватывать в зимний период времени грузопоток Актауского порта, где в это время на рейде скапливаются десятки судов из-за штормов.
– Чей опыт учитывается при строительстве необычного для казахстанских специалистов объекта?
– Основными проектировщиками нашего порта являются опытные специалисты из Санкт-Петербурга. Они очень правильно рассчитали акваторию и защитные сооружения, грамотно, профессионально. Но, на мой взгляд, они недостаточно знают Каспий, свойственную этому водоему цикличность, при которой уровень воды в течение десятилетия иногда может падать или подниматься в пределах 2-3 метров. Цикличность уровня – серьезный фактор, из-за которого пришлось внести корректировки в проектное решение питерцев.
Прошедший год был для нас непростым. В ходе строительства появилось немало обстоятельств, пришлось вносить коррективы в несколько технических решений. Перепроектировали и разработали отдельные конструктивные элементы, позволяющие добиться того, чтобы перепады уровня не влекли за собой переустройства железной дороги. Предусмотрели конструкцию переходного моста, который может работать при колебаниях уровня моря до 3-4 метров. Это важный элемент, который здесь присутствует.
Привлекли азербайджанских коллег, которые имеют достаточно большой опыт в строительстве портов. Ездили в азербайджанский порт Алят, изучали, знакомились со спецификой.
Алят тоже начал функционировать недавно. Это новый порт, его первый этап построен с учетом нашего стратегического направления транспортировки грузов по Каспию. Бывший президент АО «НК «ҚТЖ», ныне первый заместитель Премьер-министра Аскар Мамин видел это перспективное направление Транкаспийского маршрута, увеличение грузопотока с востока на запад Каспия. На транзитном коридоре Шелкового пути из Китая в Европу наши два порта будут занимать особое место в системе координат между Баку и Мангистауским регионом. Предвидение этой ситуации и привело к внедрению этой инфраструктуры в Транскаспийский коридор.
А нам пришлось перенять некоторые конструктивные решения, принятые в Аляте, внедрить несколько нововведений, чтобы адаптироваться с братским портом.
– Теперь вас можно назвать портами-побратимами?
– Действительно, можно так назвать. Хорошая идея!
– Ваш порт совсем юный, но у него солидная перспектива занять свою нишу на каспийском рынке. В Послании Главы государства дано особое поручение по порту Курык – приступить к реализации второй фазы строительства автомобильного перехода. Что делается в этом направлении?
– Когда стали закладывать паромную переправу для транспортировки железнодорожных составов, появилась реальная необходимость в автомобильной составляющей порта. Это связано с тем, что сейчас ощущается достаточно большое скопление грузов в Каспийском регионе на западном побережье. Усиливается тенденция к значительному увеличению потока грузов, перевозимых автотранспортом, что повлечет за собой достаточно большое скопление автомобилей в портах Азербайджана и в Актау.
Поэтому было поручение Премьер-министра РК, которое отражено в протоколе в прошлом году. В январе Президент страны особой строкой отметил его в Послании. Мы сейчас ощущаем настоящий прессинг по ускорению строительства этой инфраструктуры морского порта.
Автомобильная составляющая порта Курык – этот свой пирс с одновременным приемом двух судов. Мощность его составляет два миллиона тонн грузов в год. Мы намерены построить серьезную инфраструктуру, которая позволит разместить на территории автомобильной составляющей порта имеющийся поток автомашин для транспортировки всех грузов, перевозимых автотранспортом.
Стремимся быстрее защитить технико-экономическое обоснование автомобильной составляющей и получить государственную экспертизу. Большую заинтересованность в строительстве инфраструктуры в границах автомобильной составляющей проявила компания «Сеймур-инвест». Она планирует за счет своих средств построить инфраструктуру, обеспечивающую отдых водителей и ремонт автомобилей в период ожидания парома во время непогоды. Уже в апреле компания намерена начать строительство.
В этом порту предполагается использовать последние разработки, позволяющие производить в эффективной форме оформление документации. Запланировано внедрение АСУ абсолютно во всех операциях. Заключаются договора с компаниями, которые введут нас в общую систему ҚТЖ. АО «KTZ Express» включит администрацию порта и таможенные структуры в общую систему контроля перемещаемых грузов по всей территории Казахстана и за его пределами.
– Какие еще новшества, технические решения были применены в Курыке?
– Подъемно-переходной мост – это самый главный узел, который позволяет железнодорожному составу перегружаться в паромы. Он необычен в своем техническом исполнении и функционировании. Что является его изюминкой? Обычно подъемно-переходные мосты управляются из диспетчерских пунктов, что осложняет работу того же оператора при стыковке судна и подъемно-переходного моста. Это очень сложная операция сама по себе, когда мост и паром соединяются специальными зацепами. Наш мост будет управляться дистанционно. Оператору не надо будет сидеть за пультом и наблюдать за процессом, в котором требуется еще 2-3 помощника. Он будет непосредственно находиться на мосту и с помощью пульта осуществлять операцию погружения моста в специальное гнездо, на которое насаживается механизм парома.
– На проекте задействовано много людей и техники?
– В связи с отдаленностью от населенных пунктов нам приходится привлекать трудовые ресурсы со всего Казахстана. Много специалистов у нас будет задействовано при внедрении автомобильной составляющей. Ожидается увеличение количества работающих до более чем 500 человек.
– В настоящее время параллельно реализуется проект расширения Актауского порта. Они не будут конкурировать между собой?
– На данном этапе, казалось бы, слишком много портов в этом регионе. Но у каждого из них своя специализация. Северный порт Актау оснащен мощным зерновым терминалом, подготовлены площадки под сухогрузы, контейнеры. Наш порт станет значимым звеном на Шелковом пути, внесет свою лепту в реализацию программы, которая озвучена Президентом РК по развитию транзитного потенциала Казахстана. Этот проект очень интересен, особенно с вводом в эксплуатацию дороги Шалкар – Бейнеу. Скорость перемещения грузов со стороны Китая по южному коридору через этот путь значительно сократится.
В ближайшее время созданная инфраструктура будет функционировать в полном объеме. Прогнозные цифры по объемам транзитных грузов, перевозимых в этом направлении, свидетельствуют о том, что мы принимаем абсолютно правильные решения. И государственные средства, которые вкладываются в этот проект, будут иметь серьезную отдачу.
Ирина БЕКТИЯРОВА, порт Курык
Жаңалықтар
22.11.2024
ҚТЖ Бескөл депосында дизель отынының ұрланғанын анықтады
Жаңалықтар
22.11.2024
Ақмола бөлімшесі инфрақұрылымды жаңартуды және инновацияларды енгізуді жалғастыруда
Жүк тасымалы
22.11.2024
Қостанай ЖТ бөлімшесі қараша айында 2 359 вагон астық тиеді
ҚТЖ келбеті
22.11.2024
Жол монтерлерінің бір күні
Қауіпсіздік
22.11.2024
Жамбыл өңірінде қыста да қараусыз мал тиылмайды
Аймақтар
22.11.2024
«Syrmaq Fest»: Маңғыстаулық теміржолшы қолөнер көрмесін ұйымдастырды
Қауіпсіздік
22.11.2024
Шымкент станциясында өндіріс жарақатының алдын алу шарасы өтті
Әлеумет
22.11.2024
Күзет қызметкерлеріне көрсетілетін қолдау көп
Жаңалықтар
22.11.2024
Кәсіподақ сарапшылары құзыретін арттырды
Цифрландыру
22.11.2024
ІТ тақырыбына арналған білім сайысы өтті
Жаңалықтар / Мұрағат
22.11.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №99 22 қараша 2024 жыл
Жолаушылар тасымалы
21.11.2024
№42 «Атырау-Алматы» жолаушылар пойызының қозғалысы уақытша тоқтатылады
Жаңалықтар
21.11.2024
Құрық портының түбін тереңдету жұмыстары мерзімінен бұрын аяқталды
Спорт
21.11.2024
Теміржолшылар арасында спартакиада өтті
Жаңалықтар
21.11.2024
ҚТЖ жол диагностикасының инновациялық технологияларын енгізуде
Жаңалықтар
21.11.2024
ҚТЖ Еуропадағы терминалдық желіні кеңейтуде
Жолаушылар тасымалы
20.11.2024
Семейде қаламаңы тасымалында тиімді бағдарлар көбейеді
Жүк тасымалы
20.11.2024
Ақмола бөлімшесі 307 мың тоннадан астам астық тиеді
Жаңалықтар
20.11.2024
Қазақстан көлік-транзит дәліздерін ТМД + форматында дамытпақ
Әлемде
20.11.2024
Қытай – Қырғызстан – Өзбекстан темір жол құрылысы бойынша келіссөздің соңғы сатысы жүріп жатыр