Возвращаясь в прошлое

Новости
11.04.2017, 16:16

Около 37 тысяч документов хранятся в железнодорожном архиве на станции Защита, который недавно передали в ведение Семейского отделения магистральной сети.  Работа архивариуса может показаться кому-то скучной только от незнания истинного положения вещей.  Инженер-технолог первой категории Вера Денисенко трудится в этой должности уже три года и говорит, что ее работа является одной из самых интересных. – Начинала я на железной дороге с 1981 года сотрудницей ведомственного детсада, затем была проводником НОДовского служебного вагона, возглавляла хозяйственный отдел в Восточно-Казахстанском отделении дороги, потом меня сюда перевели, – рассказывает наша героиня. – Когда сюда пришла, мне надо было принять весь архив – это большой фонд, тогда насчитывал 36287 документов от 23 организаций железной дороги, включая Восточный железнодорожный участок, который у нас расположен на территории Российской Федерации. Работа очень интересная, связана с людьми, их живыми историями, а не только документами. Несколько помещений с металлическими стеллажами и рассортированными по алфавиту, прошитыми книгами – это нынешний архив станции Защита. Сюда сдают Книги приказов, справки формы Т-2, где есть краткая информация о тех, кто когда-либо работал на железной дороге, личные дела, профсоюзные документы, документы с информацией о несчастных случаях, исторические справки о предприятиях, бумаги о структурных преобразованиях, переименовании организаций. Есть документы, которые положено хранить 75 лет, другим же достаточно пяти, после чего их уничтожают. Документы бессрочного хранения сдают в государственные городской или областной архивы. К примеру, в архиве на станции Защита можно найти данные, что впервые железная дорога, точнее, узкоколейка протяженностью 96 верст (примерно 102,4 км) для строительства промышленных объектов и разработки богатейших полиметаллических месторождений появилась на востоке страны в 1915 году. Ее построило Риддерское горнопромышленное акционерное общество между Усть-Каменогорском и Риддером.  Также  документы могут рассказать, что в 1936 году на станции Защита была введена во временную эксплуатацию железная дорога Рубцовск – Риддер. Построенные линии сыграли большую роль в освоении природных богатств Рудного Алтая. В общем, про судьбу железной дороги на востоке страны здесь можно узнать многое. Конечно же, архив может быть полезен и отдельным гражданам. За помощью к Вере Владимировне ежегодно обращается больше тысячи человек. Сами приходят, звонят, пишут письма. Не только по Казахстану, но и из Германии, Прибалтики, Украины, России, Киргизии, других стран. В основном обращаются те, кому нужно подтвердить свой рабочий стаж при оформлении документов на получение пенсий, экологических выплат для пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Дело в том, что жители ВКО в начале 90-х получали специальные удостоверения, по которым им выплачивали компенсацию за ущерб здоровью от ядерного полигона, но были люди, которые вовремя документ не получили или утеряли.  Теперь им нужно подтвердить, что в то время они трудились в данном регионе на железной дороге, и они приходят в архив. В 2015 году Вера Денисенко ответила на 1309 запросов. Только в Россию она отправила почти 300 справок с подтверждением стажа работы. В 2016-м запросов было чуть меньше – 853.

Ольга УШАКОВА, Усть-Каменогорск

Регионы
30.07.2025
Уральские ветераны-железнодорожники получили помощь на 7,6 млн тенге
Регионы
30.07.2025
Карагандинские железнодорожницы побывали в музее Карлага
Новости
30.07.2025
Почётный железнодорожник Калтай Самбетов отметил прогресс отрасли
Новости
30.07.2025
АО «НК «ҚТЖ» и TCDD Taşimacilik A.Ş. подписали соглашение о сотрудничестве по развитию ТМТМ
Инфраструктура
30.07.2025
Более 12,8 тысячи работников участвуют в строительстве крупных железнодорожных проектов
Новости
30.07.2025
КТЖ увеличило приём помощников машиниста в связи с ростом грузоперевозок
Пассажирские перевозки
30.07.2025
Дополнительный электропоезд будет следовать по маршруту «Астана – Курорт Боровое»
Новости
30.07.2025
КТЖ и Международный порт Мерсин обсудили сотрудничество в рамках развития ТМТМ
Новости
29.07.2025
Касым-Жомарт Токаев принял председателя совета директоров компании S Sistem Lojistik Хусейна Барлина
Инфраструктура
29.07.2025
Замакима Актюбинской области проверил вокзалы и объекты инфраструктуры в Байганинском и Темирском районах
Новости
29.07.2025
Рационализаторская активность в 2,5 раза превысила план в Акмолинском отделении ГП
Новости / Цифра недели
29.07.2025
Количество нарушений безопасности движения снизилось на 4% в КТЖ
Грузовые перевозки
29.07.2025
Более 550 млн тонн грузов за полгода перевезли в Казахстане
Новости / Архив
29.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №57-58 от 29 июля 2025 года
Новости
28.07.2025
Около 900 раз экстренно тормозили машинисты поездов в Казахстане
КТЖ в лицах
28.07.2025
Более 40 лет на железной дороге: история Александра Исмухамедова
Регионы
28.07.2025
Пожарно-тактические учения прошли на станции Илецк
Новости
28.07.2025
Школьники побывали на экскурсии в центральном музее КТЖ
Новости
28.07.2025
Возгорание потушили на прилегающей к железной дороге территории
Регионы
28.07.2025
Ретровыставка «Страницы стальных магистралей» проходит в Усть-Каменогорске