Знаковый мегапроект: Казахстан и Узбекистан свяжет новая железная дорога

Новости
27.11.2023, 09:34
Сара Сахынбек

В Туркестанской области началось строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал протяженностью 152 км. Официальный старт работам в режиме телемоста дал премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов.

Крупный инфраструктурный проект реализуется по поручению главы государства Касым-Жомарта Токаева и направлен на дальнейшее развитие транспортно-транзитного потенциала республики. В рамках него будет открыт новый пункт пропуска через казахстанско-узбекскую государственную границу.

В целом с начала года объем перевозок грузов между Казахстаном и Узбекистаном составил 25,8 млн тонн. Основной грузопоток проходит через межгосударственную стыковую станцию «Сарыагаш», которая сегодня работает на пределе пропускных возможностей.

Строительство новой ж/д линии позволит переориентировать грузы с существующего участка Сарыагаш – Ташкент на новую ветку, разгрузить станцию «Сарыагаш» и увеличить экспортные перевозки в направлении Узбекистана в целом. 

Кроме того, проект будет способствовать развитию Туркестанской области за счет ее соединения с основной сетью железных дорог республики.

В своем выступлении Премьер-Министр отметил, что сегодня в Казахстане проходит очередное знаковое событие.

«Железные дороги являются стальными артериями, обеспечивающими развитие экономической и социальной сфер нашего государства. В прошлом году был перевезен максимальный за 30 лет независимости Казахстана объем грузов, который составил свыше 245 млрд тонно-километров. Высокие темпы сохраняются и в текущем году», — сказал Алихан Смаилов. 

Глава правительства подчеркнул, что до конца года объем перевозок грузов с Узбекистаном прогнозируется на уровне порядка 31 млн тонн, что на 16% выше уровня прошлого года.

«Для расширения пропускной способности данного участка, а также повышения экспортного и транзитного потенциала нашей страны мы даем старт строительству крупного железнодорожного проекта – новой линии Дарбаза – Мактаарал», — отметил премьер-министр.

Проект разделен на два этапа. Первый предполагает строительство линии Ердаут – Мактаарал – государственная граница Узбекистана с выходом на станцию «Сырдарья». 

Вторым этапом предусмотрен ввод в эксплуатацию ветки Жетысай – государственная граница Узбекистана с выходом на ту же станцию. 

Всего будет построено 152 км железнодорожного полотна. Для проекта планируется закупить 19,7 тыс. тонн рельс, а также 280 тыс. комплектов железобетонных шпал и рельсовых скреплений. 

Строительство новой ж/д магистрали позволит создать 3400 рабочих мест. Доля казахстанского содержания в проекте составит 85%.

После укладки первого звена железнодорожного полотна премьер-министр поздравил всех с началом работ и обозначил необходимость обеспечить качественную реализацию проекта в установленный срок.

Заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Канат Альмагамбетов подчеркнул, что линия Дарбаза – Мактаарал соединит два отдаленных района Туркестанской области – Мактааральский и Жетысайский – с остальной частью Казахстана.

«Будет построено 9 станций. Железная дорога даст прямой выход грузов с Казахстана в эти районы и с данных районов в Казахстан. Потому что сейчас они вынуждены проходить границу с Узбекистаном. Это сказывается на развитии районов. После строительства они получат новый серьезный импульс», — сказал он.

По его словам, также существенно увеличится транзитный потенциал Казахстана.

«Грузы, которые идут на Афганистан, Иран, Таджикистан и Узбекистан, будут быстрее проходить по этой линии. Еще один эффект: ослабится напряжение на участке Сарыагаш – Ташкент. В последние годы там много грузов. При этом не все из них вовремя передаются, потому что этот стык не рассчитан на такой грузопоток. Он резко возрос в последние два-три года. Строительство поможет разгрузить этот основной участок и дать движение пассажирским поездам», — отметил Канат Альмагамбетов.

Он также сообщил, что в настоящее время обсуждается строительство железной дороги через Пакистан в Индию. И запуск линии Дарбаза – Мактаарал станет значительным вкладом Казахстана в развитие этого стратегического маршрута.

«Мы прогнозируем, что грузопоток дополнительно увеличится на 10-14 млн тонн. А в дальнейшем возможен рост до 20-25 млн тонн. Этот участок, обходя Ташкентский узел, будет гораздо быстрее провозить грузы в обоих направлениях», — заключил Канат Альмагамбетов.

Стоит отметить, что в рамках дальнейшего расширения транспортно-транзитного потенциала Казахстана правительством ведется планомерная работа по развитию ж/д инфраструктуры. В частности, уже идет строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты и новой железной дороги в обход Алматы. 

В ближайшее время планируется старт работ по новой ж/д линии Бахты – Аягоз с выходом на третий международный стык с Китаем. Всего в течение трех лет в республике будет построено свыше 1300 км железных дорог.

Новости
20.06.2024
Хищение дизельного топлива выявило КТЖ в Карагандинском локомотивном депо
Новости
20.06.2024
Россия отправила в Индию первые поезда с углем транзитом через Казахстан
Новости
20.06.2024
Транспортно-логистическое сотрудничество обсудили с потенциальными иностранными инвесторами в МИД РК
Новости
20.06.2024
Вопросы подготовки кадров в сфере транспорта обсудили в правительстве Казахстана
Спорт
19.06.2024
120-летию железной дороги Казахстана посвятили «Веселые старты» в Экибастузе
Новости
19.06.2024
KTZ Express и румынская компания CFR Marfa подписали меморандум о сотрудничестве
Новости
19.06.2024
Предложить оформление зданий и транспорта на свой вкус могут сотрудники КТЖ
Новости
19.06.2024
Корпоративная программа развития «Үздіктер алаңы» стартовала в КТЖ
В мире
19.06.2024
DB пустили новые поезда ICE 3neo в сообщениях с Амстердамом и Брюсселем
В мире
18.06.2024
Установлен рекорд по объему железнодорожных грузоперевозок по маршрутам Китай-Европа
В мире
18.06.2024
Россия, Иран и Азербайджан создадут новую рабочую группу для коридора Север - Юг
Новости
18.06.2024
Познавательно-туристический поезд «Туған елге саяхат» отправится в путь 27 июня
Новости
18.06.2024
Работы по сохранению сайгака и обеспечению путей их миграции ведут на железной дороге
Новости / Архив
18.06.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №51 от 18 июня 2024 года
Спорт
17.06.2024
Более 200 спортсменов-железнодорожников приняли участие в республиканских соревнованиях в Боровом
Регионы
17.06.2024
Число нарушений безопасности движения по сети КТЖ сократилось в этом году
Спорт
17.06.2024
Пенсионеры железнодорожных предприятий приняли участие в спортивном фестивале в Астане
Новости
17.06.2024
Проект контейнерного хаба обсудили в порту Актау
Новости
17.06.2024
Порт Актау установил рекорд по месячному объему перевалки контейнеров
Регионы
14.06.2024
Павлодарцы рассказали, как принимали участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали