Знаковый мегапроект: Казахстан и Узбекистан свяжет новая железная дорога

Новости
27.11.2023, 09:34
Сара Сахынбек

В Туркестанской области началось строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал протяженностью 152 км. Официальный старт работам в режиме телемоста дал премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов.

Крупный инфраструктурный проект реализуется по поручению главы государства Касым-Жомарта Токаева и направлен на дальнейшее развитие транспортно-транзитного потенциала республики. В рамках него будет открыт новый пункт пропуска через казахстанско-узбекскую государственную границу.

В целом с начала года объем перевозок грузов между Казахстаном и Узбекистаном составил 25,8 млн тонн. Основной грузопоток проходит через межгосударственную стыковую станцию «Сарыагаш», которая сегодня работает на пределе пропускных возможностей.

Строительство новой ж/д линии позволит переориентировать грузы с существующего участка Сарыагаш – Ташкент на новую ветку, разгрузить станцию «Сарыагаш» и увеличить экспортные перевозки в направлении Узбекистана в целом. 

Кроме того, проект будет способствовать развитию Туркестанской области за счет ее соединения с основной сетью железных дорог республики.

В своем выступлении Премьер-Министр отметил, что сегодня в Казахстане проходит очередное знаковое событие.

«Железные дороги являются стальными артериями, обеспечивающими развитие экономической и социальной сфер нашего государства. В прошлом году был перевезен максимальный за 30 лет независимости Казахстана объем грузов, который составил свыше 245 млрд тонно-километров. Высокие темпы сохраняются и в текущем году», — сказал Алихан Смаилов. 

Глава правительства подчеркнул, что до конца года объем перевозок грузов с Узбекистаном прогнозируется на уровне порядка 31 млн тонн, что на 16% выше уровня прошлого года.

«Для расширения пропускной способности данного участка, а также повышения экспортного и транзитного потенциала нашей страны мы даем старт строительству крупного железнодорожного проекта – новой линии Дарбаза – Мактаарал», — отметил премьер-министр.

Проект разделен на два этапа. Первый предполагает строительство линии Ердаут – Мактаарал – государственная граница Узбекистана с выходом на станцию «Сырдарья». 

Вторым этапом предусмотрен ввод в эксплуатацию ветки Жетысай – государственная граница Узбекистана с выходом на ту же станцию. 

Всего будет построено 152 км железнодорожного полотна. Для проекта планируется закупить 19,7 тыс. тонн рельс, а также 280 тыс. комплектов железобетонных шпал и рельсовых скреплений. 

Строительство новой ж/д магистрали позволит создать 3400 рабочих мест. Доля казахстанского содержания в проекте составит 85%.

После укладки первого звена железнодорожного полотна премьер-министр поздравил всех с началом работ и обозначил необходимость обеспечить качественную реализацию проекта в установленный срок.

Заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Канат Альмагамбетов подчеркнул, что линия Дарбаза – Мактаарал соединит два отдаленных района Туркестанской области – Мактааральский и Жетысайский – с остальной частью Казахстана.

«Будет построено 9 станций. Железная дорога даст прямой выход грузов с Казахстана в эти районы и с данных районов в Казахстан. Потому что сейчас они вынуждены проходить границу с Узбекистаном. Это сказывается на развитии районов. После строительства они получат новый серьезный импульс», — сказал он.

По его словам, также существенно увеличится транзитный потенциал Казахстана.

«Грузы, которые идут на Афганистан, Иран, Таджикистан и Узбекистан, будут быстрее проходить по этой линии. Еще один эффект: ослабится напряжение на участке Сарыагаш – Ташкент. В последние годы там много грузов. При этом не все из них вовремя передаются, потому что этот стык не рассчитан на такой грузопоток. Он резко возрос в последние два-три года. Строительство поможет разгрузить этот основной участок и дать движение пассажирским поездам», — отметил Канат Альмагамбетов.

Он также сообщил, что в настоящее время обсуждается строительство железной дороги через Пакистан в Индию. И запуск линии Дарбаза – Мактаарал станет значительным вкладом Казахстана в развитие этого стратегического маршрута.

«Мы прогнозируем, что грузопоток дополнительно увеличится на 10-14 млн тонн. А в дальнейшем возможен рост до 20-25 млн тонн. Этот участок, обходя Ташкентский узел, будет гораздо быстрее провозить грузы в обоих направлениях», — заключил Канат Альмагамбетов.

Стоит отметить, что в рамках дальнейшего расширения транспортно-транзитного потенциала Казахстана правительством ведется планомерная работа по развитию ж/д инфраструктуры. В частности, уже идет строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты и новой железной дороги в обход Алматы. 

В ближайшее время планируется старт работ по новой ж/д линии Бахты – Аягоз с выходом на третий международный стык с Китаем. Всего в течение трех лет в республике будет построено свыше 1300 км железных дорог.

Новости
08.11.2024
Вечер памяти почетного железнодорожника и художника прошел в КТЖ
Грузовые перевозки
08.11.2024
Более 7,8 млн тонн зерна перевезено ж/д транспортом
Регионы
08.11.2024
Инспекторы по безопасности труда провели плановую проверку в Павлодарском отделении ГП
Новости
08.11.2024
«Бесшовный транзит» грузов по Северному транспортному коридору планируют запустить в 2025 году
Регионы
08.11.2024
Условную утечку хлора успешно ликвидировали на станции Караганда-Сортировочная
Новости
08.11.2024
Турные вагоны начала ремонтировать Дирекция магистральной сети
Новости / Архив
08.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №95 от 08 ноября 2024 года
Новости
07.11.2024
Протокол 81-ого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества подписали в Ташкенте
Спорт
07.11.2024
Турнир по настольному теннису среди железнодорожников прошел в Екибастузе
Регионы
07.11.2024
Грузовая станция Риддер отмечает 85 лет
Новости
07.11.2024
МСХ: Увеличение объемов экспорта зерна прогнозируется в первом полугодии 2025 года
Грузовые перевозки / Цифра недели
07.11.2024
Более 210 млн тонн грузов перевезли ж/д транспортом
Новости
07.11.2024
Команда КТЖ стала победителем среди работников группы компаний АО «Самрук-Қазына»
Грузовые перевозки
06.11.2024
Казахстанские зернопроизводители осваивают новые рынки сбыта
Регионы
06.11.2024
Сезон травоборьбы завершился в Костанайском регионе
Инфраструктура
06.11.2024
О ходе строительства обводной линии станции Алматы рассказали в Минтрансе
Новости
06.11.2024
XLVI Конгресс Международной федерации работников транспорта прошел в Марракеше
Пассажирские перевозки
06.11.2024
Дополнительные поезда Тальго запустит КТЖ между столицей и мегаполисами
Новости
05.11.2024
Новый тип электровоза начнут производить КТЖ и ALSTOM в Казахстане
Грузовые перевозки
05.11.2024
Афганистан готов увеличить прием казахстанского зерна