KTZ Express: контейнеризация в Казахстане набирает обороты

Новости
15.12.2023, 11:49
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Учитывая рост грузопотоков между Китаем и Юго-Восточной Азией, Европой и Центральной Азией, основной целью транспортной политики Казахстана остается дальнейшее развитие концепции «Новый шелковый путь». Большую роль в этой задаче играет компания «KTZ Express» – мультимодальный оператор, оказывающий полный спектр транспортно-логистических услуг во всех видах сообщений от контейнерных и повагонных перевозок до предоставления терминальной инфраструктуры, таможенного оформления.

Сегодня KTZ Express через работу совместных предприятий, представительств и агентских пунктов закрепило свои позиции в важнейших логистических узлах с географическим охватом ключевых центров торговли в Европе, Центральной Азии и Китае.

Сеть терминалов и складских комплексов создает устойчивую основу для дальнейшего роста и развития компании. Так, KTZ Express располагает всеми необходимыми инфраструктурными мощностями, включая наличие терминалов в Актауском морском северном терминале, сухом порту «KTZE-Khorgos Gateway» и совместном предприятии «Китайско-казахстанская международная логистическая компания Ляньюньган», а также складского комплекса «KIF Warehouses» на территории сухого порта «KTZE-Khorgos Gateway».

Еще больше сервисов

Для расширения географического присутствия и возможностей предоставления дополнительного логистического сервиса клиентам на первой и последней миле по территории Китая, в текущем году открыты региональные офисы в крупных провинциях Китая, таких как Чэнду, Чунцин, Иу, Чжэнчжоу. Кроме того, открыт региональный офис в Будапеште (Венгрия).

Благодаря таким позициям KTZ Express намерено оказывать свои услуги на принципах своевременности, оперативности, гибкости и эффективности. Отметим, сегодня перевозки в контейнерах позволяют комбинировать различные виды транспорта, не ограничиваясь только железнодорожным, сокращать время погрузки и разгрузки, минимизировать риски повреждения грузов. Это снижает сроки доставки и затрат, а также увеличивает производительность в цепочке поставок.

По данным аналитиков, если сравнивать стоимость и время перетарки контейнеров с другими видами, например, крытыми вагонами, то последние значительно уступают контейнерам. Так, если стоимость перетарки крытых вагонов на станциях Достык и Алтынколь составляет около 19 долларов за тонну, то аналогичные услуги для контейнеров ориентировочно составляет 84 долларов за контейнер (около трех долларов за тонну в 20 футовом контейнере).

При этом для перетарки грузов в крытых вагонов необходимо затратить около 60 минут, в то время как перетарка одного контейнера занимает 20 минут. Эти цифры свидетельствуют об очевидной выгодности использования контейнеров для перевозки грузов.

В Казахстане контейнерные перевозки представляют перспективное направление транспортно-логистической сферы. Страна стала буквально магнитом для транзитных грузов. Так, в 2022 году мы достигли исторического максимума независимого Казахстана в транзите – 23 млн тонн (+10 % к 2021 году), а также рекордного показателя контейнерного транзита – 1 129 тысяч ДФЭ (+ 6% к 2021 году).

В текущем году страна продолжает сохранять положительную динамику этих показателей. Объем транзитных перевозок грузов только за 10 месяцев 2023 года составил 22,5 млн тонн (+19% к 2022 году), в том числе контейнерный транзит – 1 075,1 тысячи ДФЭ (+15% к 2022 году).

Основной контейнерный транзит по территории Казахстана осуществляется по трем традиционным направлениям: КНР – РФ – КНР, с долей в общем транзита 38%, КНР – ЕС – КНР – 31%, КНР– ЦА – КНР – 20%.

Для активной работы ТМТМ

Перспективным и стратегически важным для Казахстана маршрутом является Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ).

KTZ Express уделяет особое внимание развитию ТМТМ, поскольку казахстанской стороной охватывается большая часть сухопутного участка Среднего коридора и обеспечивается регулярная работа каспийских портов.

Основными заинтересованными грузообразующими регионами и провинциями Китая для отправления контейнерных поездов по ТМТМ являются Шаньси, Чжецзянь, Шаньдун (Циндао), Синьцзян-Уйгурский автономный район (Урумчи), Цзяньсу.

В 2022 году объем грузоперевозок по ТМТМ увеличился в 2,5 раза и достиг 1,5 млн тонн. При этом экспорт казахстанских грузов увеличился в 6,5 раза в сравнении с 2021 годом и составил 891 тысячу тонн. 

За 10 месяцев 2023 года объем грузоперевозок по ТМТМ вырос на 97,7% (в сравнении с аналогичным периодом 2022 года) и составил 2,3 млн тонн, при этом экспорт из Казахстана составил 1,8 миллиона тонн (рост в 2,8 раза).

– Благодаря проведенной работе по упрощению транспортных процессов на ТМТМ были сокращены сроки доставки с 53 дней до 18-23 дней. Для обеспечения конкурентоспособности маршрута в дальнейшем планируется сокращение сроков до 10-15 дней, что существенно ниже сроков доставки морским путем (35-45 дней), – говорит исполняющий обязанности генерального директора АО «KTZ Express» Дамир Кожахметов. 

Для повышения привлекательности маршрута и увеличения скорости доставки грузов на ТМТМ запущен контейнерный шаттл-поезд по фиксированному расписанию по маршруту Алтынколь – Поти/Батуми.

– Шаттл-сервис предоставляет уникальный комплекс преимуществ, включая строгое расписание с отправлением со станции Алтынколь три раза в неделю – в понедельник, среду и пятницу в 7.00 утра по времени Астаны. На станции Алтынколь осуществляется эффективная перегрузка контейнеров в течение 12 часов, а проход контейнеров на участке Алтынколь – Актау-Порт соблюдается по графику в течение 90 часов. Приоритетный судозаход для фидерных судов шаттл-сервиса обеспечивает перевалку контейнеров на судно всего за 24 часа. Также предоставляются стабильные тарифные условия, а ежесуточный контроль осуществляется через единый виртуальный диспетчерский центр, – рассказывает Дамир Кожахметов. 

В августе текущего года на маршруте также был расширен сервис по Черному морю. Состоялся запуск регулярных фидерных сообщений по маршруту Поти/Батуми – Констанца/Бургас, а также разработана нитка графика совместно с Европейскими партнерами до Будапешта, Праги, Вены и Неаполя.

Еще одним значительным шагом к развитию ТМТМ послужит подписанный железнодорожными администрациями Казахстана, Азербайджана и Грузии в октябре 2023 года Договор о создании совместного предприятия для развития логистических связей ТМТМ.

Реагируя на глобальные тренды, KTZ Express сосредоточивает усилия на развитии действующих и перспективных транзитных коридоров и в укреплении международного сотрудничества.

Развитие пограничных пунктов, магистральных железнодорожных сетей, в том числе строительство путей, модернизация узловых станций, капитальный ремонт железных дорог и совершенствование тарифной политики придадут дополнительный импульс для увеличения объема перевозок. Ожидается, что реализация всех этих задач позволит к 2029 году довести транзитные перевозки через Казахстан до 35 млн тонн, в том числе контейнерный транзит до 2 млн ДФЭ. При этом прогнозируемый годовой объем по маршруту КНР – ЕС – КНР к 2032 году составит более 500 тысяч ДФЭ.

Важным шагом в развитии контейнерных перевозок в Казахстане является модернизация портов и терминалов.

В стране запланирована реализация ряда крупных проектов: контейнерный хаб в Актау, сухой порт на переходе «Бахты», логистический центр в Сиане (КНР) и терминал в грузинском порту Поти.

Также KTZ Express проводит работу по цифровизации для оптимизации сервиса контейнерных перевозок. Автоматизировано формирование и согласование планов по контейнерным перевозкам. Это позволило улучшить бизнес-процесс согласования плана по транзитным перевозкам в направлении КНР – ЕС – КНР. Также на веб-портале компании внедрен «калькулятор СО2», который позволяет вести замеры выбросов углекислого газа на транзитном маршруте. Стала доступна онлайн-реализация таможенно-брокерских услуг.

Компания не останавливается на достигнутом и уверенно применяет развитие технологий, оптимизацию маршрутов и другие современные решения. Реализация этих проектов позволит значительно увеличить транзитный грузопоток Казахстана и привлечь крупных мировых игроков транспортно-логистического сектора.

Новости / Архив
10.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №44 от 10 июня 2025 года
Регионы
09.06.2025
Представители «Самрук-Қазына» обсудили производственную безопасность с коллективами предприятий в Усть-Каменогорске
Регионы
09.06.2025
Костанайский филиал ВЖДО усилил охрану грузов в весенне-летний период
Регионы
09.06.2025
Двухлетний ребёнок пострадал на ж/д путях в Карагандинской области
Новости
09.06.2025
Плановая аттестация персонала прошла в Атырауском локомотивном депо
Регионы
09.06.2025
Капитальный ремонт пути продолжается в Алматинском регионе
Новости
09.06.2025
Почти 80 км железнодорожного полотна обновило ТОО «Теміржол жөндеу»
Новости
09.06.2025
Навигационные пломбы: странам ЕАЭС напомнили о сроках технологической готовности
Грузовые перевозки
09.06.2025
Более 100 млн тонн грузов перевезено железнодорожным транспортом с начала года
Новости / Архив
06.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №43 от 06 июня 2025 года
Грузовые перевозки
05.06.2025
Перевозку более 70 млн тонн угля обеспечило КТЖ в прошедшем отопительном сезоне
Новости
05.06.2025
Развитие Транскаспийского коридора обсудили в Мюнхене
Новости
05.06.2025
Курык побил собственный рекорд по перевалке грузов
Регионы
05.06.2025
Уральские железнодорожники вышли на субботник
Регионы
05.06.2025
Ревизоры устроили внезапную проверку на станции Алматы-1
Регионы
04.06.2025
Воспитанникам детской деревни и дома «Үміт» организовали экскурсию на станции Оскемен-1
Регионы
04.06.2025
Уральские железнодорожники отметили Международный день защиты детей
Регионы
04.06.2025
Праздник ко Дню защиты детей провели на станции Караганда-Сортировочная
Новости
03.06.2025
Экспорт растительных масел и кормов в Китай вырос в 10 раз за пять лет
Инфраструктура
03.06.2025
Обводная железная дорога разгрузит Алматинский узел на 40%