О планах по развитию транспортной отрасли рассказал Марат Карабаев

Новости
23.12.2024, 12:16
Фото: mazhilis.parlam.kz

Марат Карабаев рассказал о ходе выполнения задачи по превращению нашей страны в главный транспортно-логистический хаб Евразии, поставленной Главой государства, и мероприятиях, направленных на развитие потенциала транспортной отрасли, передает Rail-news.kz.

По словам Марата Карабаева, объем грузопотока между Западом и Востоком составляет 216 миллионов тонн, а между Севером и Югом — 206 миллионов тонн. При этом денежный оборот превышает один триллион долларов. Более 93% от общего объема грузов перевозит морской транспорт, 4% — железнодорожный.

«Наши основные усилия направлены на обеспечение транзита определенной части этого грузопотока через территорию Казахстана, с целью полного раскрытия транзитного потенциала страны», — отметил глава Минтранса.

Он также сообщил, что для этого на территории страны работают 13 международных транспортных коридоров, из которых пять принадлежат железнодорожному транспорту, а восемь — автомобильным дорогам. Через эти направления в прошлом году было перевезено 32 миллиона тонн транзитных грузов. Темпы роста этого показателя в этом году составляют 6% (план на 2024 год — 34 миллиона тонн).

«Наша задача — к 2030 году увеличить объем перевозок до 74 миллионов тонн, что в 2,3 раза больше текущего уровня», — подчеркнул Марат Карабаев.

Он отметил, что за последние 10 лет поток грузов в направлении Китая увеличился в три раза (с 4,2 миллиона тонн в 2013 году до 13 миллионов тонн в 2023 году). Доля этого соседнего государства в общей структуре транзита с 24% в 2013 году выросла до 40% в настоящее время.

«Конечно, страны-отправители и получатели грузов стремятся максимально диверсифицировать транспортные маршруты. Это, в свою очередь, приводит к формированию альтернативных маршрутов за пределами Казахстана. Основные из них показаны на слайде.

Поэтому мы всегда проводим анализ таких рисков и работаем над повышением привлекательности казахстанских транзитных коридоров. Для этого будут приняты соответствующие меры, о которых мы расскажем далее», — сказал министр.

Глава министерства сообщил, что сейчас активно развиваются два важнейших транзитных коридора. Первый из них — Транскаспийский международный транспортный маршрут. Его текущая пропускная способность составляет шесть миллионов тонн.

Объем перевозок на этом коридоре за последние четыре года увеличился с 800 тысяч тонн до 4,1 миллиона тонн, что составляет пятикратный рост.

За этот период срок доставки грузов сократился с 58-60 дней до 13-15 дней.

«Для дальнейшего развития коридора совместно с Азербайджаном, Турцией и Грузией была утверждена дорожная карта, направленная на устранение препятствий, возникающих в процессе транспортировки.

Нашей ближайшей целью является увеличение пропускной способности маршрута до 10 миллионов тонн», — подчеркнул министр.

Второй важный коридор, как отметил Марат Карабаев, — это международный транспортный маршрут Север-Юг. В связи с изменением традиционных логистических систем, этот маршрут обладает огромным потенциалом. Основная часть грузов формируется в России и предназначена для транспортировки в страны Персидского залива.

Общая пропускная способность маршрута составляет 10 миллионов тонн в год.

«Для дальнейшего увеличения потенциала маршрута была утверждена дорожная карта синхронного развития коридора с Россией, Туркменистаном и Ираном.

Согласно этому документу, предусмотрено модернизировать станции стыковки и увеличить пропускную способность с 23 до 33 составов в сутки, что означает рост в 1,5 раза.

Кроме того, совместно с Россией и Туркменистаном будет создан единый оператор, а также предусмотрены тарифные скидки до 50%.

Эти меры направлены на удвоение пропускной способности маршрута и увеличение объема перевозок до 20 миллионов тонн в год», — сообщил глава Минтранса.

Также министр отметил, что развитие вышеупомянутых коридоров зависит от инфраструктуры морских портов Актау и Курык. При этом приоритет отдается контейнерным перевозкам. В течение следующих трех лет планируется увеличить мощность контейнерной обработки порта Актау с 140 тысяч до 550 тысяч контейнеров.

«Для этого началось строительство контейнерного хаба совместно с китайской компанией «Ляньюньган порт». Кроме того, с такими компаниями, как немецкая «Ренус», американская «Wandernet» и французская «CMA CGM», прорабатывается создание дополнительного контейнерного терминала мощностью 300 тысяч контейнеров», — сказал Марат Карабаев.

Министр напомнил, что в порту Курык ведется строительство многофункционального терминала «Саржа».

Он отметил, что в Мангистауской области разрабатывается проект терминала для транспортировки зеленого водорода, который планируется производить в регионе.

«Важной проблемой стала нехватка отечественного флота. На данный момент на маршруте Курык — Алят работают только азербайджанские паромы. Уже сейчас нам необходимо как минимум семь судов. Для их производства турецкие компании YDA и ASFAT планируют построить специальный завод рядом с портом Курык», — сказал глава министерства.

Марат Карабаев отметил, что для привлечения грузовых потоков на казахстанские коридоры помимо внутренних терминалов создаются также внешние терминалы в странах, где происходит накопление грузов.

«На данный момент в порту Ляньюньган и в сухом порту Сианя работают казахстанско-китайские терминалы, а также в порту Поти в Грузии функционирует терминал казахстанского предпринимателя с мощностью 500 тысяч контейнеров в год», — сообщил он.

Министр отметил также, что дополнительно прорабатывается строительство терминалов в порту Алят, в поселке Селятино под Москвой, на станции Свислочь в Беларуси и в Ташкенте. Строительство этих объектов начнется в следующем году. Общая мощность новых терминалов составит один миллион 200 тысяч контейнеров в год.

«В будущем планируется создание совместных терминалов в румынском Констанце, венгерском Будапеште и китайском Урумчи. В результате мощность внешних терминалов увеличится в пять раз, что позволит привлекать грузы из основных стран-формирователей грузопотоков на казахстанские транспортные коридоры», — подчеркнул министр.

Глава Минтранса доложил, что вопросом создания терминалов за рубежом занимается национальная компания «Қазақстан темір жолы». Однако у этой компании есть некоторые актуальные проблемы, одна из них — обеспечение достаточного локомотивного парка.

«На данный момент парк составляет 1 807 единиц, из которых 61% — это устаревшие локомотивы. Напоминаем, что в 2022-2023 годах наблюдались факты нехватки локомотивов.

Для обеспечения необходимого количества локомотивов в прошлом году было приобретено 113 единиц, а в этом году — 185 локомотивов (из которых 173 единицы уже поставлены, и до конца года планируется поставка еще 12 единиц).

В течение следующих трех лет будет поставлено еще 257 локомотивов, что позволит полностью устранить дефицит и снизить уровень износа с 61% до 44%.

Что касается вагонного парка, то «Қазақстан темір жолы» закупает дополнительно три тысячи открытых вагонов и две тысячи платформ. При этом на рынке функционирует более 300 частных операторов, на балансе которых находится около 140 тысяч грузовых вагонов, что вполне достаточно для обеспечения необходимого объема перевозок», — сказал Марат Карабаев.

Еще одной из самых больших проблем министр назвал модернизацию магистральной железнодорожной сети, уровень износа которой сейчас составляет 57%.

«В этом году отремонтировано одна тысяча 401 километр дорог.

Для повышения непрерывности перевозок и мощности магистральных железных дорог, в рамках поручения Главы государства до 2029 года планируется отремонтировать 11 тысяч километров железнодорожных участков, из них на двух тысячах 800 километрах завершены соответствующие работы (26%).

Кроме того, планируется строительство новых и вторых дорог общей протяженностью пять тысяч километров (из них строится 1,3 тысячи км), внедрение автоблокировки на двух тысячах 600 километрах и модернизация 184 станций», — сказал глава министерства.

Марат Карабаев также сообщил, что в настоящее время на железнодорожном участке Достык – Мойынты продолжается строительство вторых путей (836 километров) и Алматинской кольцевой дороги (74 километра), а также начато строительство линий Дарбаза-Мактаарал (152 километра) и Бахты – Аягоз (272 километра). Завершено 75% строительных работ на участке Достык – Мойынты и Алматинской кольцевой линии.

Глава Минтранспорта отметил, что сейчас железнодорожные пункты пропуска на китайском направлении в полном объеме использует свою проектную мощность - пропускная способность 28 миллионов тонн, спрос на этот год составляет 30 миллионов тонн.

Он подчеркнул, что при этом в целях обеспечения растущего объема грузов принимаются следующие меры по увеличению мощности пунктов пропуска.

«Первый. Начата реализация новой железной дороги «Бахты – Аягоз», которая позволит дополнительно пропускать 20 миллионов тонн грузов в год.

Второй. Планируется модернизация станции Алтынколь, это обеспечит увеличение его пропускной способности с 12 до 21 миллиона тонн.

Третий. На участке Достык-Мойынты ведутся работы по расширению приемо-отправочных парков и терминальной инфраструктуры, что позволит увеличить пропускную способность станции с 16 до 35 миллионов тонн в год.

В результате мощность железнодорожных пунктов между Казахстаном и Китаем увеличилась в 2,5 раза и составила 76 миллионов тонн», — сказал министр.

Он также сообщил, что в рамках данного проекта планируется открыть четвертый железнодорожный пункт пропуска на границе с Китаем, построить 120 километров железной дороги до населенного пункта Тугыл и возвести там речной порт.

«Это новый проект, который только начинается, в мае следующего года мы проведем трехстороннюю встречу на уровне министров транспорта Китая, Казахстана и России.

Проект сформирует новый мультимодальный транзитный коридор между Китаем и Россией через территорию Казахстана с выходом на Северные моря через реку Иртыш и далее через реку Обь.

Прогнозируемый объем перевозок составит два млн 500 тысяч тонн в год», — рассказал Марат Карабаев.

Пассажирские перевозки
01.06.2025
Более 484 тысяч детей перевезено поездами КТЖ
Новости
01.06.2025
Водитель бросил авто на железнодорожных путях в Туркестанской области
Новости
01.06.2025
Первое сервисное депо Alstom открылось в Шу
Пассажирские перевозки
01.06.2025
Первый туристический поезд из Сианя прибыл в Алматы
Новости
31.05.2025
KTZ Express и TCS Logistics подписали меморандум о сотрудничестве
Новости
31.05.2025
Завершаются приготовления к пуску контейнерного хаба в Актау
Новости
31.05.2025
Казахстан и Австрия намерены расширять логистическое сотрудничество
Новости
31.05.2025
Развитие транспортно-логистического сотрудничества обсудили КТЖ и делегация из Омана
Новости
30.05.2025
Потенциальное сотрудничество в сфере транспорта и логистики обждуждают Казахстан и Республика Конго
Грузовые перевозки
30.05.2025
Экспорт казахстанского зерна вырос на 58,1%
Регионы
30.05.2025
Весенний комиссионный осмотр завершён на сети Алматинского региона
Новости
30.05.2025
КТЖ внедряет современные технологии медицинского контроля для поддержки здоровья сотрудников
Новости
30.05.2025
Новый вид ремонта грузовых магистральных тепловозов освоили в сервисном центре Шалкар
Новости / Архив
30.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №41 от 30 мая 2025 года
Регионы
29.05.2025
Сотрудники стыковых станций встретились на корпоративном семинаре в Алматы
Регионы
29.05.2025
Детскую железную дорогу запустили в Караганде
Новости
29.05.2025
Железнодорожники усилили профилактическую работу на переездах
Регионы
29.05.2025
Железнодорожники провели профилактические беседы со школьниками в Соль-Илецке
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Два новых электропоезда запустят в Казахстане
Пассажирские перевозки
29.05.2025
Минтранс планирует перевезти железнодорожным транспортом более 7 млн пассажиров этим летом