О планах по развитию транспортной отрасли рассказал Марат Карабаев
Марат Карабаев рассказал о ходе выполнения задачи по превращению нашей страны в главный транспортно-логистический хаб Евразии, поставленной Главой государства, и мероприятиях, направленных на развитие потенциала транспортной отрасли, передает Rail-news.kz.
По словам Марата Карабаева, объем грузопотока между Западом и Востоком составляет 216 миллионов тонн, а между Севером и Югом — 206 миллионов тонн. При этом денежный оборот превышает один триллион долларов. Более 93% от общего объема грузов перевозит морской транспорт, 4% — железнодорожный.
«Наши основные усилия направлены на обеспечение транзита определенной части этого грузопотока через территорию Казахстана, с целью полного раскрытия транзитного потенциала страны», — отметил глава Минтранса.
Он также сообщил, что для этого на территории страны работают 13 международных транспортных коридоров, из которых пять принадлежат железнодорожному транспорту, а восемь — автомобильным дорогам. Через эти направления в прошлом году было перевезено 32 миллиона тонн транзитных грузов. Темпы роста этого показателя в этом году составляют 6% (план на 2024 год — 34 миллиона тонн).
«Наша задача — к 2030 году увеличить объем перевозок до 74 миллионов тонн, что в 2,3 раза больше текущего уровня», — подчеркнул Марат Карабаев.
Он отметил, что за последние 10 лет поток грузов в направлении Китая увеличился в три раза (с 4,2 миллиона тонн в 2013 году до 13 миллионов тонн в 2023 году). Доля этого соседнего государства в общей структуре транзита с 24% в 2013 году выросла до 40% в настоящее время.
«Конечно, страны-отправители и получатели грузов стремятся максимально диверсифицировать транспортные маршруты. Это, в свою очередь, приводит к формированию альтернативных маршрутов за пределами Казахстана. Основные из них показаны на слайде.
Поэтому мы всегда проводим анализ таких рисков и работаем над повышением привлекательности казахстанских транзитных коридоров. Для этого будут приняты соответствующие меры, о которых мы расскажем далее», — сказал министр.
Глава министерства сообщил, что сейчас активно развиваются два важнейших транзитных коридора. Первый из них — Транскаспийский международный транспортный маршрут. Его текущая пропускная способность составляет шесть миллионов тонн.
Объем перевозок на этом коридоре за последние четыре года увеличился с 800 тысяч тонн до 4,1 миллиона тонн, что составляет пятикратный рост.
За этот период срок доставки грузов сократился с 58-60 дней до 13-15 дней.
«Для дальнейшего развития коридора совместно с Азербайджаном, Турцией и Грузией была утверждена дорожная карта, направленная на устранение препятствий, возникающих в процессе транспортировки.
Нашей ближайшей целью является увеличение пропускной способности маршрута до 10 миллионов тонн», — подчеркнул министр.
Второй важный коридор, как отметил Марат Карабаев, — это международный транспортный маршрут Север-Юг. В связи с изменением традиционных логистических систем, этот маршрут обладает огромным потенциалом. Основная часть грузов формируется в России и предназначена для транспортировки в страны Персидского залива.
Общая пропускная способность маршрута составляет 10 миллионов тонн в год.
«Для дальнейшего увеличения потенциала маршрута была утверждена дорожная карта синхронного развития коридора с Россией, Туркменистаном и Ираном.
Согласно этому документу, предусмотрено модернизировать станции стыковки и увеличить пропускную способность с 23 до 33 составов в сутки, что означает рост в 1,5 раза.
Кроме того, совместно с Россией и Туркменистаном будет создан единый оператор, а также предусмотрены тарифные скидки до 50%.
Эти меры направлены на удвоение пропускной способности маршрута и увеличение объема перевозок до 20 миллионов тонн в год», — сообщил глава Минтранса.
Также министр отметил, что развитие вышеупомянутых коридоров зависит от инфраструктуры морских портов Актау и Курык. При этом приоритет отдается контейнерным перевозкам. В течение следующих трех лет планируется увеличить мощность контейнерной обработки порта Актау с 140 тысяч до 550 тысяч контейнеров.
«Для этого началось строительство контейнерного хаба совместно с китайской компанией «Ляньюньган порт». Кроме того, с такими компаниями, как немецкая «Ренус», американская «Wandernet» и французская «CMA CGM», прорабатывается создание дополнительного контейнерного терминала мощностью 300 тысяч контейнеров», — сказал Марат Карабаев.
Министр напомнил, что в порту Курык ведется строительство многофункционального терминала «Саржа».
Он отметил, что в Мангистауской области разрабатывается проект терминала для транспортировки зеленого водорода, который планируется производить в регионе.
«Важной проблемой стала нехватка отечественного флота. На данный момент на маршруте Курык — Алят работают только азербайджанские паромы. Уже сейчас нам необходимо как минимум семь судов. Для их производства турецкие компании YDA и ASFAT планируют построить специальный завод рядом с портом Курык», — сказал глава министерства.
Марат Карабаев отметил, что для привлечения грузовых потоков на казахстанские коридоры помимо внутренних терминалов создаются также внешние терминалы в странах, где происходит накопление грузов.
«На данный момент в порту Ляньюньган и в сухом порту Сианя работают казахстанско-китайские терминалы, а также в порту Поти в Грузии функционирует терминал казахстанского предпринимателя с мощностью 500 тысяч контейнеров в год», — сообщил он.
Министр отметил также, что дополнительно прорабатывается строительство терминалов в порту Алят, в поселке Селятино под Москвой, на станции Свислочь в Беларуси и в Ташкенте. Строительство этих объектов начнется в следующем году. Общая мощность новых терминалов составит один миллион 200 тысяч контейнеров в год.
«В будущем планируется создание совместных терминалов в румынском Констанце, венгерском Будапеште и китайском Урумчи. В результате мощность внешних терминалов увеличится в пять раз, что позволит привлекать грузы из основных стран-формирователей грузопотоков на казахстанские транспортные коридоры», — подчеркнул министр.
Глава Минтранса доложил, что вопросом создания терминалов за рубежом занимается национальная компания «Қазақстан темір жолы». Однако у этой компании есть некоторые актуальные проблемы, одна из них — обеспечение достаточного локомотивного парка.
«На данный момент парк составляет 1 807 единиц, из которых 61% — это устаревшие локомотивы. Напоминаем, что в 2022-2023 годах наблюдались факты нехватки локомотивов.
Для обеспечения необходимого количества локомотивов в прошлом году было приобретено 113 единиц, а в этом году — 185 локомотивов (из которых 173 единицы уже поставлены, и до конца года планируется поставка еще 12 единиц).
В течение следующих трех лет будет поставлено еще 257 локомотивов, что позволит полностью устранить дефицит и снизить уровень износа с 61% до 44%.
Что касается вагонного парка, то «Қазақстан темір жолы» закупает дополнительно три тысячи открытых вагонов и две тысячи платформ. При этом на рынке функционирует более 300 частных операторов, на балансе которых находится около 140 тысяч грузовых вагонов, что вполне достаточно для обеспечения необходимого объема перевозок», — сказал Марат Карабаев.
Еще одной из самых больших проблем министр назвал модернизацию магистральной железнодорожной сети, уровень износа которой сейчас составляет 57%.
«В этом году отремонтировано одна тысяча 401 километр дорог.
Для повышения непрерывности перевозок и мощности магистральных железных дорог, в рамках поручения Главы государства до 2029 года планируется отремонтировать 11 тысяч километров железнодорожных участков, из них на двух тысячах 800 километрах завершены соответствующие работы (26%).
Кроме того, планируется строительство новых и вторых дорог общей протяженностью пять тысяч километров (из них строится 1,3 тысячи км), внедрение автоблокировки на двух тысячах 600 километрах и модернизация 184 станций», — сказал глава министерства.
Марат Карабаев также сообщил, что в настоящее время на железнодорожном участке Достык – Мойынты продолжается строительство вторых путей (836 километров) и Алматинской кольцевой дороги (74 километра), а также начато строительство линий Дарбаза-Мактаарал (152 километра) и Бахты – Аягоз (272 километра). Завершено 75% строительных работ на участке Достык – Мойынты и Алматинской кольцевой линии.
Глава Минтранспорта отметил, что сейчас железнодорожные пункты пропуска на китайском направлении в полном объеме использует свою проектную мощность - пропускная способность 28 миллионов тонн, спрос на этот год составляет 30 миллионов тонн.
Он подчеркнул, что при этом в целях обеспечения растущего объема грузов принимаются следующие меры по увеличению мощности пунктов пропуска.
«Первый. Начата реализация новой железной дороги «Бахты – Аягоз», которая позволит дополнительно пропускать 20 миллионов тонн грузов в год.
Второй. Планируется модернизация станции Алтынколь, это обеспечит увеличение его пропускной способности с 12 до 21 миллиона тонн.
Третий. На участке Достык-Мойынты ведутся работы по расширению приемо-отправочных парков и терминальной инфраструктуры, что позволит увеличить пропускную способность станции с 16 до 35 миллионов тонн в год.
В результате мощность железнодорожных пунктов между Казахстаном и Китаем увеличилась в 2,5 раза и составила 76 миллионов тонн», — сказал министр.
Он также сообщил, что в рамках данного проекта планируется открыть четвертый железнодорожный пункт пропуска на границе с Китаем, построить 120 километров железной дороги до населенного пункта Тугыл и возвести там речной порт.
«Это новый проект, который только начинается, в мае следующего года мы проведем трехстороннюю встречу на уровне министров транспорта Китая, Казахстана и России.
Проект сформирует новый мультимодальный транзитный коридор между Китаем и Россией через территорию Казахстана с выходом на Северные моря через реку Иртыш и далее через реку Обь.
Прогнозируемый объем перевозок составит два млн 500 тысяч тонн в год», — рассказал Марат Карабаев.