Канапья Акпаев: закалённый войной, преданный делу железной дороги

Новости
08.05.2025, 13:08
Фото Александра Жабчука
Любовь Негембелева

Прошло уже 30 лет с тех пор, как Канапья Акпаев в составе мотоманевренной группы «Карези-Ильяс» нес военную службу в Афганистане. Обжигающий зной песков, свист пуль, поджидающая на каждом шагу опасность навсегда врезались в память ветерана. Война закалила характер, показала, что такое боевое братство, верность долгу, и научила главному – ценить каждый день мирной жизни.    

Канапья Акпаев не любит говорить о войне, ужасы ее везде одинаковы.  Призванный в ряды Советской армии из Барнаула в погранвойска на Дальнем Востоке, 18-летний юноша не подозревал, что станет очевидцем войны. После «учебки» в апреле 1985 года его отправили в Гератскую провинцию Афганистана, расположенную на границе с Ираном. Эту новость он воспринял спокойно: надо – значит, надо.  

«Молодой был, не думал, что убьют. Военный долг – прежде всего», – вспоминает Канапья Кинжеканович.

На самолете воины-интернационалисты долетели до Ташкента, а дальше своим ходом до места назначения – провинции Герат, после чего их направили по «точкам». Афганская земля встретила новобранцев 50-градусной жарой.  

«Мы приехали с Дальнего Востока в теплых шинелях, а попали в настоящее пекло. Акклиматизация для меня, сибиряка, была сложной, но постепенно привык», – рассказывает ветеран.

Во время учебных сборов его готовили на минометчика, однако миномет в Афганистане отличался от учебного, осваивать его работу пришлось уже на месте. Зона ответственности ММГ-1 «Карези-Ильяз» распространялась на 100 километров вглубь Афганистана. Врага лицом к лицу Канапья Акпаев не видел, он вместе с сослуживцами охранял свой участок границы. Но за семь месяцев военной командировки дважды попадал под обстрел.  

«Конечно, когда пули летели над головой, страх одолевал. Мы же обычные солдаты, которые отдавали долг Родине», – говорит Канапья Кинжеканович.  

Были и погибшие, уже через месяц службы, 27 мая 1985 года, во время блокирования базы на горе Чашмайи-Инджир в районе кишлака Чакав на противопехотной мине подорвались и погибли командир минбата майор Владимир Фомушкин и минометчик рядовой Владимир Беговатов.

«Владимир Беговатов был старше меня ровно на год, день рождения у нас в один день. Вот уже 40 лет, как его нет. За семь месяцев из 500 человек, отправленных в Афганистан, девять вернулись как «груз 200», – говорит Канапья Акпаев.  – Все мы там быстро повзрослели».  

Пережитые испытания оставили след в душе и отразились во взгляде ветерана.

После военной командировки он продолжил службу на Дальнем Востоке. Вернувшись на родную станцию Третьяково в Алтайском крае, окончил строительный техникум, устроился в колхоз. В 1989 году перешел на железную дорогу. В годы перестройки стальная магистраль оставалась оплотом стабильности, хотя, как вспоминает Канапья Акпаев, были времена, когда зарплату выдавали мешками муки, сахара. Железная дорога, движение поездов с детства вызывали в нем особый интерес. Да и знал он об отрасли немало. Вырос в семье железнодорожников, вместе с родителями трудился на станции его родной брат. Канапья Акпаев начал свой трудовой путь дежурным по станции Третьяково. После обретения Казахстаном независимости эта пограничная станция относилась к Восточно-Казахстанскому отделению дороги. В 2001 году он перевелся поездным диспетчером в Усть-Каменогорск, отвечал за движение поездов на участке от Локтя до границы с РФ. После чего три года работал графистом. В 2001 году поступил в Сибирский государственный университет путей сообщения на специальность «организация перевозок», который без отрыва от производства успешно окончил в 2007-м.

В том же году перевелся в Алматинское отделение дороги. В 2015 году переехал в Астану, где продолжил работать графистом. Сегодня Канапья Акпаев – главный менеджер (17-го уровня) разработки нормативного графика движения поездов департамента разработки графиков филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция интегрированного планирования».  

Работа эта ответственная – нужно составить удобный график движения пассажирских и грузовых поездов, с учетом времени года, путевых работ.  Каждый отвечает за свой участок, Канапья Кинжеканович – за Семей – Защита – Алматы.

Вот уже более 30 лет он трудится на железной дороге. Так совпало, что 30 лет назад в эти дни он был под знойным солнцем Афганистана на защите пограничных рубежей. Как говорят, войну солдат не выбирает, дорогу в Афганистан определил воинский приказ, а мирную он выбрал сам – железную, и никогда о своем выборе не жалел.

Заслуги Канапьи Акпаева отмечены наградами, он состоит в Союзе ветеранов Афганистана, в прошлом году, в юбилей вывода Советский войск из Афганистана, он посещал родной Алтайский край, встречался с сослуживцами.  

Скромные, в большинстве своем молчаливые, они знают цену жизни, мира и чистого неба над головой.

Пассажирские перевозки
17.09.2025
АО «Пассажирские перевозки» запустит состав Talgo на маршруте Алматы — Костанай в 2026 году
Пассажирские перевозки
17.09.2025
Нацперевозчик подключит к Starlink ещё два поезда до конца года
Регионы
17.09.2025
Десять рационализторских предложений внедрили в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости
17.09.2025
Развитие грузоперевозок в Казахстане обсудили Kazlogistics и BCG в Астане
Грузовые перевозки
17.09.2025
КТЖ провело выездное заседание зернового штаба в Костанае
Новости
17.09.2025
Железнодорожники учатся сортировать отходы: в филиалах ГП прошли экосессии
Новости
16.09.2025
Центр диагностики пути КТЖ продемонстрировал современные технологии
Новости
16.09.2025
Подготовку железнодорожников к зиме обсудили в Минтрансе
Интервью
16.09.2025
Новые поезда, интернет в пути и туристические маршруты: железная дорога становится комфортнее
Новости
16.09.2025
Казахстан и Россия запускают совместный агроиндустриальный парк в Alatau City
Новости
16.09.2025
Жумангарин: Объем грузоперевозок через Казахстан вырастет в 2 раза к 2029 году
Новости / Архив
16.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №75 от 16 сентября 2025 года
Новости
15.09.2025
КТЖ и РЖД определили приоритетные направления стратегического сотрудничества
Грузовые перевозки
15.09.2025
Почти 24 млн тонн угля перевезли к отопительному сезону в Казахстане
Регионы
15.09.2025
Месячник по предупреждению несчастных случаев на железной дороге проходит в Уральске
Регионы
15.09.2025
Машинист электропоезда Иван Смоляк предотвратил сход поезда
Регионы
15.09.2025
Железнодорожники и полиция усилили профилактику травматизма на путях в Павлодаре
Новости
15.09.2025
Систему Express International для международных пассажирских перевозок представили в Санкт-Петербурге
Спорт
15.09.2025
Машинист Асылхан Какимов завоевал золото на международном турнире в Бишкеке
Регионы
15.09.2025
Костанайские железнодорожники более 18 миллионов тонн грузов