Почетный железнодорожник Калтай Самбетов поздравил железнодорожников с 35-летием станции Достык

Новости
01.10.2025, 11:10

Почётный железнодорожник, ветеран труда, обладатель звания «Қазақстанның Еңбек Ері» Калтай Самбетов поздравил ветеранов отрасли и железнодорожников с историческим событием. 35 лет назад в торжественной обстановке состоялась стыковка железнодорожных магистралей Казахстана и Китая на пограничном переходе Дружба-Алашанькоу, который стал «золотым звеном» транспортных систем наших стран. 

В своем обращении Калтай Самбетов отметил, что сбылась давняя мечта народов Казахстана и Китая протянуть друг другу руку дружбы и мира на Великом Шелковом пути. Событие стало экономически дальновидным шагом для развития взаимовыгодного сотрудничества стран Европы и Азии. Мечта воплотилась благодаря самоотверженному труду железнодорожников и строителей.

«30 сентября 2025 года был обеспечен досрочный запуск нового второго пути на участке Достык – Мойынты протяженностью 836 километров и открыто сквозное движение поездов на всем протяжении.

Проект имеет стратегическое значение для Казахстана. Он многократно повышает пропускную способность на железной дороге. Приоритетом являются транзитные перевозки.

Эффект уже ощутили на железной дороге. В этом году будет увеличен грузооборот более чем на 13% на станции Достык. Если раньше станция пропускала по широкой колее 18-20 поездов в сутки, на сегодня установлен рекорд по пропуску 28 поездов, и в этом году достигнет показателя более 30 поездов в сутки.

Обеспечена безопасность движения на этой линии. Внедрены новейшие цифровые системы микропроцессорной централизации отечественного производства.

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры страны и ее практическая реализация находятся под неустанным вниманием Президента Касым-Жомарта Токаева.

Все железнодорожники, строители, мы — ветераны поддерживаем усилия Главы государства, правительства и национальной компании КТЖ, и это придает многократное усиление транзитному потенциалу на благо всей страны, всех казахстанцев, каждого из нас. Многие из вас, сидящих здесь ветеранов принимали активное участие в совершенствовании и развитии этой важнейшей магистрали, которым благодарны железнодорожники», — сказал он.

Почетный железнодорожник вспомнил, как все начиналось.

По его словам, строительство линии Актогай – Госграница протяженностью 311 километров началось в 1956 году. 4 декабря 1960 года дорога была торжественно открыта. Но с 1963 года из-за геополитической ситуации работы по соединению железных дорог были законсервированы, объекты с нашей стороны почти разрушены. И только в 1988 году после возобновления международных связей между Советским Союзом и КНР было принято историческое решение о возобновлении международного железнодорожного сообщения.

«Я был непосредственным участником тех событий. Глубокой осенью 1988 года в Москву из Пекина прибыла большая китайская делегация в составе 22 человек во главе с первым заместителем главы СУАР Хуаном Баожаном и начальником железной дороги КНР Цжаном Чжэньцинем.  Я тогда работал главным инженером – первым заместителем начальника Алма-Атинской железной дороги и принял участие во встрече. Через три дня интенсивных переговоров вся китайская делегация поездом в спецвагонах отправилась в Алма-Ату. Путь наш длился четверо суток, китайцы разглядывали в окна нашу родину и удивлялись ее просторам и разнообразию природы», — отметил Калтай Самбетов.

По воспоминаниям железнодорожника, в Алма-Ате казахстанскую сторону возглавлял работавший тогда заместителем министра Н.К.Исингарин. Темой переговоров было определение границ места стыковки – так называемой технологической точки.

«Дискуссии были напряженные, и нам удалось отстоять свою позицию. По итогам подписали документ о начале строительства и началось проектирование по восстановлению станции Дружба», — вспомнил ветеран труда.

По словам Калтая Самбетова, после этого начали восстанавливать перегрузочные места и терминалы, производственные здания, пункты перестановки вагонов с узкой на широкую колею, смены колесных пар, локомотивное депо, устройства сигнализации и связи, путевое хозяйство, жилье для сотрудников станции. Всё было необходимо восстанавливать, приводить в порядок в кратчайшие сроки.

«12 сентября 1990 года состоялась знаменитая стыковка Дружбы. Она стала ярчайшим событием в истории железных дорог и дружбы наших стран и народов. Участниками этого торжественного момента были Главы правительств Узакпай Караманов и Давамед, депутаты, руководители министерств, ведомств Казахстана и СУАР КНР. Свои подписи под историческим актом стыковки поставили руководители железных дорог Нигматжан Исингарин и Цжан Чжэньцин», — рассказал он.

Будущую магистраль назвали дорогой Дружбы и сотрудничества.

«Как главный инженер — первый заместитель начальника дороги, и позже как первый зам руководителя КТЖ, я регулярно занимался этим проектом и до сих пор продолжаю эту ответственную работу. Неоднократно встречался с руководством министерства КНР. Мы стали не просто коллегами, а друзьями, близкими по духу людьми, которые взаимно стремились развивать железнодорожное сообщение между нашими странами. Китайские железнодорожники очень дисциплинированные, ответственные профессионалы.

Меньше чем через год, 20 июля 1991 года, было открыто организованное грузовое движение по переходу Дружба-Алашанькоу», — отметил Калтай Самбетов.

Он подчеркнул, что это было событие мирового масштаба, важный этап в развитии экономических и культурных связей между Казахстаном и КНР. Оно сформировало Трансазиатскую железнодорожную сеть, которая соединила страны регионов по кратчайшему сухопутному пути. Перевозки, которые до этого проходили морем за 30-40 суток, стали осуществляться по железной дороге за короткий срок.

«Началось пассажирское сообщение. 20 июня 1992 года со станции Алма-Ата-2 был отправлен первый международный пассажирский поезд «Жибек жолы».  Мост дружбы Алма-Ата – Урумчи состоялся.

За 35 лет по обеим сторонам государственной границы сформировались современные станции с развитой инфраструктурой. Достык сегодня - это внеклассная пограничная станция с современной цифровой инфраструктурой и мощными высокопроизводительными терминалами, и перегрузочными местами. Построен новый современный пункт управления движением поездов на основе системы микропроцессорной централизации отечественного производства. Здесь работают профессиональные кадры.  Появились новые жилые массивы, школы, больницы, спортивный комплекс», — заключил ветеран труда.

Новости
12.11.2025
Участников программы развития «Лидеров профессий» наградили в КТЖ
Грузовые перевозки
12.11.2025
Первая партия казахстанской пшеницы прибыла в Армению
Новости
12.11.2025
КТЖ проводит обучение по энергоэффективности и цифровым системам управления
Регионы
12.11.2025
Два состава в час: как работает станция Казанбасы
Регионы
12.11.2025
Узловое совещание по безопасности движения поездов прошло на станции Караганда-Сортировочная
Регионы
11.11.2025
Встреча с корпоративным омбудсменом прошла в Усть-Каменогорске
Новости
11.11.2025
Около 80 вокзалов будут сданы в эксплуатацию в этом году – Минтранс
Новости
11.11.2025
КТЖ открыло современную лабораторию на базе ALT UNIVERSITY
Новости
11.11.2025
ЕЭК и AD Ports Group изучат возможности размещения логистических центров в странах ЕАЭС
Пассажирские перевозки
11.11.2025
Поезд Тальго начнёт ежедневно курсировать между Алматы и Ташкентом с 14 декабря
Новости
11.11.2025
Kazlogistics подвёл итоги деятельности за 2025 год
Новости / Архив
11.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №94 от 11 ноября 2025 года
Новости
10.11.2025
Перевозки между Казахстаном и Россией выросли до 71,6 млн тонн
КТЖ в лицах
10.11.2025
Почетного железнодорожника Куаныша Естемисова наградили за вклад в развитие железной дороги в Алматы
Новости
10.11.2025
Сотрудники «Кедентранссервиса» начали обучение технологиям искусственного интеллекта
Регионы
10.11.2025
График движения ряда пассажирских поездов изменился в ВКО
Регионы
10.11.2025
На станциях Костанайского отделения готовят работников к зимнему периоду
Регионы
07.11.2025
Работник депо спас жизнь мужчине в Костанае
Новости
07.11.2025
КТЖ подало заявку на утверждение нового тарифа на услуги магистральной сети
Регионы
07.11.2025
В Алматинском регионе завершён осенний комиссионный осмотр