О новых профессиях и цифровых навыках отрасли рассказали в КТЖ

Новости
07.10.2025, 12:52
Фото Александра Жабчука
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В транспортно-логистической отрасли происходят масштабные изменения под влиянием цифровизации, автоматизации и глобальных трендов. Эти процессы формируют новые профессии – от архитекторов интеллектуальных логистических цепочек до специалистов по управлению роботизированными системами.

Мир стремительно меняется. По данным исследований, если раньше жизненный цикл компании составлял около 75 лет, то сегодня – не более 15-20. Выживают лишь 10% компаний, способных перестроить процессы на стадии зрелости. Одним из главных факторов становятся глобальные вызовы – геополитическая нестабильность, цифровизация, рост конкуренции.

Железнодорожная отрасль Казахстана также переживает серьезные трансформации. За последние пять лет транзитные перевозки выросли на 35%, контейнерные – в пять раз. АО «НК «ҚТЖ» реализует структурные преобразования: региональные филиалы ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» вошли в состав АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» (ЦЖС). Таким образом, численность ЦЖС выросла с 42 до 57 тысяч человек, создан новый филиал – Дирекция перевозочного процесса, куда вошли вагонные депо и диспетчерские центры.

Старший HR-бизнес-партнер департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Асель Актау подчеркнула, что компания делает ставку на системное наставничество и взаимодействие с учебными заведениями.

«Мы понимаем: наставник не должен обучать разрозненным темам. Нужна четкая программа и методичка по каждой профессии. Только так можно выстроить единый подход и реально оценивать результат. Сегодня у нас 23 меморандума с вузами и колледжами, и мы вовлекаем студентов в практику. Для нас важно, чтобы молодежь сразу осваивала современные инструменты и цифровые навыки», – отметила в своем выступлении она.

Также Асель Актау отметила, что в условиях цифровизации новые компетенции логиста включают не только знание правил перевозок и нормативной базы, но и владение современными цифровыми системами – SAP, ERP, системами управления двором и мультимодальными перевозками, а также работу с big data, аналитикой и искусственным интеллектом.

Сегодня АО «НК «ҚТЖ» прогнозирует появление целого ряда новых профессий: архитектор интеллектуальных логистических цепочек, менеджер по роботизированным системам и беспилотным технологиям, специалист по оптимизации мультимодальных перевозок, HR-специалист с цифровыми компетенциями.

Цифровизация активно внедряется уже сегодня: формируется цифровой двойник магистральной сети, используются системы предиктивной аналитики для прогнозирования объемов перевозок и выявления узких мест, разрабатываются инструменты по оптимизации работы локомотивного хозяйства, планируется применение дронов и роботов для мониторинга и помощи ремонтным бригадам. Даже планирование численности персонала в ҚТЖ будет выстраиваться с учетом цифровых систем и искусственного интеллекта.

Отдельное внимание уделяется вопросу привлекательности профессий. Как отметила Асель Актау, студенты все чаще выбирают временные подработки в IT или сервисе, где зарплаты кажутся выше. Для изменения ситуации ҚТЖ ведет системную работу: с 2021 года заработные платы работников отрасли выросли в 2,7 раза, особый акцент сделан на производственные профессии, реализуется программа «Год рабочих профессий», в Министерство образования направлено предложение закрепить государственные гранты именно за железнодорожными направлениями подготовки, работа с вузами и колледжами строится на интеграции учебных программ с запросами отрасли.

Опыт КТЖ показывает: компания не только адаптируется к вызовам времени, но и формирует собственную модель кадрового будущего. Наставничество, цифровизация, рост заработных плат, взаимодействие с вузами и внедрение новых профессий становятся частью комплексной стратегии. В условиях глобальной конкуренции именно профессионализм сотрудников и гибкость компетенций позволят национальному перевозчику сохранить лидирующие позиции и вывести транспортно-логистическую систему Казахстана на новый уровень.

Новости
28.10.2025
Семинар по искусственному интеллекту прошёл в КТЖ
Инфраструктура
28.10.2025
Более 11 тысяч километров железнодорожных линий обновят до 2029 года
Регионы
28.10.2025
Отдел первой линии поддержки проводил на пенсию ведущего инженера Флюру Колузаеву
Регионы
28.10.2025
Историю профсоюза железнодорожников собрали в одном фотоальбоме в Усть-Каменогорске
Новости
28.10.2025
Внутренние тренеры КТЖ прошли тренинг по применению ИИ в работе
Регионы
28.10.2025
Железнодорожный подъездной путь к аэропорту «Сары-Арка» построят в Караганде
Пассажирские перевозки
27.10.2025
Прямое железнодорожное сообщение возобновили между Алматы и Москвой
Новости
25.10.2025
В «КТЖ-Грузовые перевозки» наградили работников ко Дню Республики
Регионы
24.10.2025
Условный пожар потушили на станции Оскемен-1
Новости
24.10.2025
Искусственный интеллект в КТЖ — новый уровень управления железной дорогой
Регионы
24.10.2025
Работники локомотивного хозяйства приступили к обучению в рамках Корпоративной программы развития
Регионы
24.10.2025
Алматинское отделение магистральной сети завершает подготовку к зиме
Новости
24.10.2025
Около 60 студентов колледжа побывали на экскурсии в Центральном музее КТЖ
Новости / Архив
24.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №88-89 от 24 октября 2025 года
Интервью
23.10.2025
Жамбул Байдельдинов: внедряется система видеожетонов
Новости
23.10.2025
КТЖ разрабатывает цифровую платформу нового поколения
Новости
23.10.2025
Нурлан Сауранбаев: развитие ТМТМ — стратегический приоритет Казахстана
Грузовые перевозки
23.10.2025
Казахстан экспортировал 1,6 млн тонн зерна нового урожая
Регионы
23.10.2025
Почетный железнодорожник Султан Буромбаев отмечает 60-летний юбилей
Безопасность
23.10.2025
Машинист пассажирского поезда сумел избежать ДТП на участке Астана – Ерейментау