Мегастройка: железнодорожный вокал Нұр-Султан – Нұрлы жол

Новости
03.07.2020, 10:02
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

До 2017 года в столице Казахстана потоки в тысячи пассажиров встречал и провожал один железнодорожный вокзал, который к тому времени не мог справляться с нагрузкой. Уже 4 года гостей Нур-Султана встречает не имеющий аналогов в СНГ железнодорожный вокзальный комплекс «Нұр-Султан – Нұрлы жол».

Он был торжественно открыт в преддверии международной выставки «ЭКСПО-2017». Тогда тысячи туристов по достоинству оценили чудо современной архитектуры – самую современную железнодорожную гавань, построенную за последнее время в мире.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

8 ноября 1929 года по отстроенному пути в Акмолинск прибыл первый поезд. Его встреча происходила в голой степи, не было даже барака, чтобы пассажиры укрылись в случае дождя или сильного ветра. Между городом и остановившимися вагонами лежал пустырь в три километра. Официально станция Акмолинск введена в эксплуатацию в 1931 году. Для перевозки пассажиров и их обслуживания был построен 2-этажный вокзал на 380 пассажиров общей площадью 1 318,8 квадратных метров. Для грузовых операций построили грузовой двор с тремя путями, одним складом и одной крытой платформой. По объему работы станция относилась к первому классу. С образованием Акмолинской области город превратился в крупный транспортный узел, административный центр Целинного края, объединяющий 6 областей Северного Казахстана. В связи со стремительным развитием города и станции в 1961 году построен по тем временам большой многофункциональный вокзал на 500 пассажиров общей площадью 5 260 квадратных метров. Он считался самым большим вокзалом в Казахстане. В марте 1962 года станцию Акмолинск переименовали в Целиноград. В 1990 году дополнительно введено в эксплуатацию новое высотное здание вокзала. Основной показатель мощности возрос до 1 800 пассажиров. Потом возвели конкорс для удобства пассажиров при посадке-высадке прямо из здания вокзала на 2-м и 3-м путях главного парка.

– В период подготовки презентации столицы на всей станции и вокзале была сделана огромная работа по приведению зданий и территории в надлежащий вид. В старом здании вокзала произведена реконструкция внутри помещения, введен в действие гостиничный комплекс международного зала, обновлено асфальтовое покрытие перрона вокзала, – рассказывал о своей работе в то время начальник станции Целиноград Ерболат Назарбеков. С 1997 года стала развиваться новая столица. Новое имя станции – Астана – с 2001 года, а в 2019-м она переименована в Нур-Султан-1. После большой реконструкции в 2004 году вместимость вокзала увеличилась на 300 мест. На сегодня он состоит из двух зданий с общей площадью 11 тысяч квадратных метров. Сейчас вокзал принимает преимущественно транзитные поезда.

НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Елбасы, открывая новый вокзал, отметил, что даже в Европе ему нет аналогов. Он был представлен в номинации «Транспорт» на Всемирном архитектурном фестивале WAF 2017, который также называют архитектурным «Оскаром». «Нұр-Султан – Нұрлы жол» в 11 раз превышает территорию старого вокзала. Его пропускная способность – до 35 тысяч пассажиров в сутки. В 6-этажном здании площадью свыше 120 тысяч квадратных метров предусмотрены все удобства для пассажиров.

При строительстве применялись современные «зеленые технологии». Главные железнодорожные ворота столицы гармонично соединяют в себе европейскую практичность и казахстанское радушие. Командой международных экспертов из компаний Buro Happold (Великобритания), TabanliogluArchitects (Турция), Jamas (Германия) при проектировании нового вокзала были приняты проектные решения, позволившие разместить его на конкорсе, над железнодорожными путями.

Здесь созданы все условия для передвижения пассажиров с ограниченными возможностями: тактильные дорожки, информационное табло с использованием азбуки Брайля, специальные кассы и лифты.

– Мне очень нравится, что вокзал отличается отсутствием давки. Я сама по специальности архитектор и сразу поняла, что такая особенность возникла благодаря тому, что комплекс разделен на потоки прибывающих и отбывающих пассажиров. Конструкционные решения и многофункциональность позволяют принять и отправить пассажирские поезда с разных путей. Бывая здесь, я всегда любуюсь его архитектурой, – отметила гость столицы Мадина Абенова.

К слову, безопасность – главная составляющая. В круглосуточном режиме работают сотрудники ВЖДО. А чтобы не потеряться в огромных лабиринтах здания, руководство вокзала совместно со специалистами ТОО «2GIS Astana» разработало карту этажей, с помощью которой можно легко ориентироваться.

Непосредственно на вокзале трудятся порядка 300 человек круглосуточно в четыре смены. Собеседование при трудоустройстве проходит на казахском, русском, английском языках. Здесь есть сотрудники, которые владеют и китайским, турецким, немецким и французским языками. Специалисты постоянно повышают свой уровень знания языка. Особое внимание уделяется их внешнему виду, опрятность – прежде всего.

Для дикторов проведен мастер-класс от преподавателя английского языка Академии государственного управления при Президенте РК Баян Шуваровой.

Железнодорожные ворота города должны производить впечатление не только функциональностью, но и высоким уровнем сервиса, с чем железнодорожники справляются на «отлично».

Новости
25.07.2025
Кедентранссервис отправило 500 контейнерных поездов с агропродукцией в Китай
Регионы
25.07.2025
Акцию «Железная дорога глазами детей» провели в Караганде
Новости
25.07.2025
Железнодорожники напомнили правила безопасного проезда через переезды 44 тыс. водителей
Регионы
25.07.2025
Алматинское и Достыкское депо предъявили к осмотру 58 тысяч поездов
Новости
25.07.2025
КПП Хоргос увеличил перевозки до 22,2 млн тонн
Новости / Архив
25.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №56 от 25 июля 2025 года
Новости
24.07.2025
Эстония и Латвия могут стать транзитными узлами для казахстанского зерна
Спорт
24.07.2025
Турнир по настольному теннису среди железнодорожников прошёл в Астане
Пассажирские перевозки
24.07.2025
Электропоезд «Астана – Павлодар» изменил расписание
Новости
24.07.2025
Министр энергетики поручил КТЖ обеспечить бесперебойную логистику угля в отопительный сезон
Новости
24.07.2025
Транспортная полиция выявила около 48 тысяч правонарушений
Регионы
24.07.2025
Более 7 тысяч пациентов получили помощь специалистов поезда «Саламатты Қазақстан» в ЗКО
Регионы
24.07.2025
Более 12 тысяч контейнеров погружено в Костанайском регионе
Пассажирские перевозки
23.07.2025
Более 150 железнодорожных пассажирских маршрута курсируют в Казахстане
Новости
23.07.2025
ЕАЭС расширяет цифровые грузоперевозки: в 2025 подключат новые направления
Новости
23.07.2025
О работе по предотвращению несчастных случаев на железной дороге рассказали в КТЖ
Инфраструктура
23.07.2025
На участке Алтынколь – Жетыген отсыпано 975 тысяч кубометров земляного полотна
Новости
23.07.2025
Первый контейнерный поезд отправлен по маршруту ТМТМ из провинции Шаньси в Азербайджан
Регионы
22.07.2025
Итоги работы за первое полугодие 2025 года подвели в РЦУП-2
Новости
22.07.2025
Сотрудничество Казахстана и Грузии в сфере транспорта и логистики обсудили в КТЖ