Мегастройка: железнодорожный вокал Нұр-Султан – Нұрлы жол

Новости
03.07.2020, 10:02
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

До 2017 года в столице Казахстана потоки в тысячи пассажиров встречал и провожал один железнодорожный вокзал, который к тому времени не мог справляться с нагрузкой. Уже 4 года гостей Нур-Султана встречает не имеющий аналогов в СНГ железнодорожный вокзальный комплекс «Нұр-Султан – Нұрлы жол».

Он был торжественно открыт в преддверии международной выставки «ЭКСПО-2017». Тогда тысячи туристов по достоинству оценили чудо современной архитектуры – самую современную железнодорожную гавань, построенную за последнее время в мире.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

8 ноября 1929 года по отстроенному пути в Акмолинск прибыл первый поезд. Его встреча происходила в голой степи, не было даже барака, чтобы пассажиры укрылись в случае дождя или сильного ветра. Между городом и остановившимися вагонами лежал пустырь в три километра. Официально станция Акмолинск введена в эксплуатацию в 1931 году. Для перевозки пассажиров и их обслуживания был построен 2-этажный вокзал на 380 пассажиров общей площадью 1 318,8 квадратных метров. Для грузовых операций построили грузовой двор с тремя путями, одним складом и одной крытой платформой. По объему работы станция относилась к первому классу. С образованием Акмолинской области город превратился в крупный транспортный узел, административный центр Целинного края, объединяющий 6 областей Северного Казахстана. В связи со стремительным развитием города и станции в 1961 году построен по тем временам большой многофункциональный вокзал на 500 пассажиров общей площадью 5 260 квадратных метров. Он считался самым большим вокзалом в Казахстане. В марте 1962 года станцию Акмолинск переименовали в Целиноград. В 1990 году дополнительно введено в эксплуатацию новое высотное здание вокзала. Основной показатель мощности возрос до 1 800 пассажиров. Потом возвели конкорс для удобства пассажиров при посадке-высадке прямо из здания вокзала на 2-м и 3-м путях главного парка.

– В период подготовки презентации столицы на всей станции и вокзале была сделана огромная работа по приведению зданий и территории в надлежащий вид. В старом здании вокзала произведена реконструкция внутри помещения, введен в действие гостиничный комплекс международного зала, обновлено асфальтовое покрытие перрона вокзала, – рассказывал о своей работе в то время начальник станции Целиноград Ерболат Назарбеков. С 1997 года стала развиваться новая столица. Новое имя станции – Астана – с 2001 года, а в 2019-м она переименована в Нур-Султан-1. После большой реконструкции в 2004 году вместимость вокзала увеличилась на 300 мест. На сегодня он состоит из двух зданий с общей площадью 11 тысяч квадратных метров. Сейчас вокзал принимает преимущественно транзитные поезда.

НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Елбасы, открывая новый вокзал, отметил, что даже в Европе ему нет аналогов. Он был представлен в номинации «Транспорт» на Всемирном архитектурном фестивале WAF 2017, который также называют архитектурным «Оскаром». «Нұр-Султан – Нұрлы жол» в 11 раз превышает территорию старого вокзала. Его пропускная способность – до 35 тысяч пассажиров в сутки. В 6-этажном здании площадью свыше 120 тысяч квадратных метров предусмотрены все удобства для пассажиров.

При строительстве применялись современные «зеленые технологии». Главные железнодорожные ворота столицы гармонично соединяют в себе европейскую практичность и казахстанское радушие. Командой международных экспертов из компаний Buro Happold (Великобритания), TabanliogluArchitects (Турция), Jamas (Германия) при проектировании нового вокзала были приняты проектные решения, позволившие разместить его на конкорсе, над железнодорожными путями.

Здесь созданы все условия для передвижения пассажиров с ограниченными возможностями: тактильные дорожки, информационное табло с использованием азбуки Брайля, специальные кассы и лифты.

– Мне очень нравится, что вокзал отличается отсутствием давки. Я сама по специальности архитектор и сразу поняла, что такая особенность возникла благодаря тому, что комплекс разделен на потоки прибывающих и отбывающих пассажиров. Конструкционные решения и многофункциональность позволяют принять и отправить пассажирские поезда с разных путей. Бывая здесь, я всегда любуюсь его архитектурой, – отметила гость столицы Мадина Абенова.

К слову, безопасность – главная составляющая. В круглосуточном режиме работают сотрудники ВЖДО. А чтобы не потеряться в огромных лабиринтах здания, руководство вокзала совместно со специалистами ТОО «2GIS Astana» разработало карту этажей, с помощью которой можно легко ориентироваться.

Непосредственно на вокзале трудятся порядка 300 человек круглосуточно в четыре смены. Собеседование при трудоустройстве проходит на казахском, русском, английском языках. Здесь есть сотрудники, которые владеют и китайским, турецким, немецким и французским языками. Специалисты постоянно повышают свой уровень знания языка. Особое внимание уделяется их внешнему виду, опрятность – прежде всего.

Для дикторов проведен мастер-класс от преподавателя английского языка Академии государственного управления при Президенте РК Баян Шуваровой.

Железнодорожные ворота города должны производить впечатление не только функциональностью, но и высоким уровнем сервиса, с чем железнодорожники справляются на «отлично».

Регионы
15.04.2025
Более 500 железнодорожников приняли участие в субботнике в Карагандинском регионе
Регионы
15.04.2025
Меры пожарной безопасности усиливают в Алматинской области
Новости
15.04.2025
ВЖДО подвела итоги работы за 2024 год
Новости
15.04.2025
Более 740 тонн рельсов для строительства столичного LRT прибыли на станцию Сороковая
Регионы
15.04.2025
Мужчина погиб под колесами поезда на станции Павлодар
Новости / Архив
15.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №28 от 15 апреля 2025 года
Новости
14.04.2025
Казпрофтранс помог школьнице из Щучинска представить проект «умной остановки» в Актобе
Регионы
14.04.2025
Лекции к 80-летию Победы читают в музее железнодорожников Уральска
Грузовые перевозки / Цифра недели
14.04.2025
Железнодорожные перевозки выросли на 4,4%
Новости
14.04.2025
Минтранс сообщил о начале модернизации 125 железнодорожных вокзалов
Регионы
14.04.2025
Железнодорожники и полицейские продолжают вести профилактические беседы с уральскими школьниками
Пассажирские перевозки
14.04.2025
КТЖ готовит пассажирские поезда к летним перевозкам
Инфраструктура
11.04.2025
КТЖ приступит к модернизации участка Алтынколь – Жетыген в этом году
Новости
11.04.2025
Железнодорожники обсудили развитие логистических маршрутов в Минске
Новости
11.04.2025
Новый сухогруз спустили на воду в порту Курык
Регионы
11.04.2025
Месячник «Внимание: волочение» проходит в Оскеменском эксплуатационном вагонном депо
Регионы
11.04.2025
К пожароопасному сезону готовятся костанайские железнодорожники
Регионы
11.04.2025
Профилактику наездов и нарушений на переездах усиливают алматинские железнодорожники
Новости
11.04.2025
Корпоративное обучение «Профессионал пути» прошли 53 начальника дистанций пути
Новости / Архив
11.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №27 от 11 апреля 2025 года