Мегастройка: железнодорожный вокал Нұр-Султан – Нұрлы жол

Новости
03.07.2020, 10:02
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

До 2017 года в столице Казахстана потоки в тысячи пассажиров встречал и провожал один железнодорожный вокзал, который к тому времени не мог справляться с нагрузкой. Уже 4 года гостей Нур-Султана встречает не имеющий аналогов в СНГ железнодорожный вокзальный комплекс «Нұр-Султан – Нұрлы жол».

Он был торжественно открыт в преддверии международной выставки «ЭКСПО-2017». Тогда тысячи туристов по достоинству оценили чудо современной архитектуры – самую современную железнодорожную гавань, построенную за последнее время в мире.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

8 ноября 1929 года по отстроенному пути в Акмолинск прибыл первый поезд. Его встреча происходила в голой степи, не было даже барака, чтобы пассажиры укрылись в случае дождя или сильного ветра. Между городом и остановившимися вагонами лежал пустырь в три километра. Официально станция Акмолинск введена в эксплуатацию в 1931 году. Для перевозки пассажиров и их обслуживания был построен 2-этажный вокзал на 380 пассажиров общей площадью 1 318,8 квадратных метров. Для грузовых операций построили грузовой двор с тремя путями, одним складом и одной крытой платформой. По объему работы станция относилась к первому классу. С образованием Акмолинской области город превратился в крупный транспортный узел, административный центр Целинного края, объединяющий 6 областей Северного Казахстана. В связи со стремительным развитием города и станции в 1961 году построен по тем временам большой многофункциональный вокзал на 500 пассажиров общей площадью 5 260 квадратных метров. Он считался самым большим вокзалом в Казахстане. В марте 1962 года станцию Акмолинск переименовали в Целиноград. В 1990 году дополнительно введено в эксплуатацию новое высотное здание вокзала. Основной показатель мощности возрос до 1 800 пассажиров. Потом возвели конкорс для удобства пассажиров при посадке-высадке прямо из здания вокзала на 2-м и 3-м путях главного парка.

– В период подготовки презентации столицы на всей станции и вокзале была сделана огромная работа по приведению зданий и территории в надлежащий вид. В старом здании вокзала произведена реконструкция внутри помещения, введен в действие гостиничный комплекс международного зала, обновлено асфальтовое покрытие перрона вокзала, – рассказывал о своей работе в то время начальник станции Целиноград Ерболат Назарбеков. С 1997 года стала развиваться новая столица. Новое имя станции – Астана – с 2001 года, а в 2019-м она переименована в Нур-Султан-1. После большой реконструкции в 2004 году вместимость вокзала увеличилась на 300 мест. На сегодня он состоит из двух зданий с общей площадью 11 тысяч квадратных метров. Сейчас вокзал принимает преимущественно транзитные поезда.

НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Елбасы, открывая новый вокзал, отметил, что даже в Европе ему нет аналогов. Он был представлен в номинации «Транспорт» на Всемирном архитектурном фестивале WAF 2017, который также называют архитектурным «Оскаром». «Нұр-Султан – Нұрлы жол» в 11 раз превышает территорию старого вокзала. Его пропускная способность – до 35 тысяч пассажиров в сутки. В 6-этажном здании площадью свыше 120 тысяч квадратных метров предусмотрены все удобства для пассажиров.

При строительстве применялись современные «зеленые технологии». Главные железнодорожные ворота столицы гармонично соединяют в себе европейскую практичность и казахстанское радушие. Командой международных экспертов из компаний Buro Happold (Великобритания), TabanliogluArchitects (Турция), Jamas (Германия) при проектировании нового вокзала были приняты проектные решения, позволившие разместить его на конкорсе, над железнодорожными путями.

Здесь созданы все условия для передвижения пассажиров с ограниченными возможностями: тактильные дорожки, информационное табло с использованием азбуки Брайля, специальные кассы и лифты.

– Мне очень нравится, что вокзал отличается отсутствием давки. Я сама по специальности архитектор и сразу поняла, что такая особенность возникла благодаря тому, что комплекс разделен на потоки прибывающих и отбывающих пассажиров. Конструкционные решения и многофункциональность позволяют принять и отправить пассажирские поезда с разных путей. Бывая здесь, я всегда любуюсь его архитектурой, – отметила гость столицы Мадина Абенова.

К слову, безопасность – главная составляющая. В круглосуточном режиме работают сотрудники ВЖДО. А чтобы не потеряться в огромных лабиринтах здания, руководство вокзала совместно со специалистами ТОО «2GIS Astana» разработало карту этажей, с помощью которой можно легко ориентироваться.

Непосредственно на вокзале трудятся порядка 300 человек круглосуточно в четыре смены. Собеседование при трудоустройстве проходит на казахском, русском, английском языках. Здесь есть сотрудники, которые владеют и китайским, турецким, немецким и французским языками. Специалисты постоянно повышают свой уровень знания языка. Особое внимание уделяется их внешнему виду, опрятность – прежде всего.

Для дикторов проведен мастер-класс от преподавателя английского языка Академии государственного управления при Президенте РК Баян Шуваровой.

Железнодорожные ворота города должны производить впечатление не только функциональностью, но и высоким уровнем сервиса, с чем железнодорожники справляются на «отлично».

Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО