8 млн тонн зерна планирует экспортировать Казахстан
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
В новом маркетинговом году Казахстан намерен экспортировать 7,5-8 миллионов тонн зерна (с учетом муки в зерновом эквиваленте), это на 1-1,5 миллиона тонн больше прошлогоднего показателя.
Таков актуальный прогноз зернового баланса от Министерства сельского хозяйства РК. При этом, из 18 миллионов тонн зерна урожая 2020 года около 10-10,5 миллионов (продовольственное зерно, фураж, семена) придется на внутреннее потребление, остальное – потенциальный экспорт.
Важно, что в этом сезоне проблем с дефици том вагонного парка не будет. Для перевозки зерна нового урожая он полностью готов.
Переходящие остатки зерновых культур в республике на 1 августа составляли около 3 миллионов тонн. На хлебоприемных предприятиях – 1,1 миллиона тонн, на мелькомбинатах – 364,2 тысяч тонн и еще 1,5 миллиона тонн – у сельхозтоваропроизводителей. Такие цифры озвучил министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров на заседании Правительства 25 августа.
Прогнозные данные министерства совпадают с международными оценками. В июле аналитики Международного совета по зерну прогнозировали, что Казахстан экспортирует в новом маркетинговом году 7,5 миллиона тонн.
Основными экспортными рынками для отечественного зерна остаются страны Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан) и Афганистан, на которые приходится суммарно около 80% казахстанского экспорта зерна. За первую половину 2020 года в страны Центральной Азии и Афганистан было отправлено 1,9 из 2,2 миллиона тонн общего объема экспорта казахстанской пшеницы.
По мнению экспертов, в этом году проблемы с урожайностью в южных странах, таких как Пакистан, Индия, частично Иран, поэтому потребность в нашем зерне со стороны Афганистана будет более высокой.
Экспортными рынками для казахстанского зерна Минсельхоз РК также видит Россию, Турцию, страны Евросоюза, Ближнего Востока и Северной Африки. Туда отечественная пшеница пойдет через российские порты Черного и Азовского морей, поставки в Азербайджан и Грузию – через АО «Ак Бидай Терминал» в Актау и ООО «Бакинский зерновой терминал» на Каспии.
Кроме того, по железной дороге предполагается осуществлять доставку пшеницы в страны Юго-Восточной Азии и в КНР.
Также специалисты отмечают перспективное направление для казахстанского зернового экспорта – китайский рынок. В январе-июне объем экспорта зерна из РК в Китай составил 92,4 тысячи тонн. Для увеличения экспорта зерна и муки грузоотправителям рекомендуется перевозить зерно в биг-бэгах и контейнерах.
При погрузке типа оpen-top или люковых контейнеров зерном на элеваторах нет необходимости строить дополнительные площадки.
К слову, Правительство Казахстана стимулирует перевозки в контейнерах. В этом году установлены понижающие коэффициенты к предельному уровню тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети и локомотивной тяги при перевозке в контейнерах зерновых и зернобобовых культур, продукции мукомольно-крупяной промышленности через станции Актау, Курык, Алтынколь, Достык, Сарыагаш, Болашак, Оазис и Луговая.
На начало сентября в Казахстане, по данным Сапархана Омарова, убрана пятая часть площадей зерновых и зернобобовых культур. Уборочная кампания уже завершилась в Жамбылской области и почти завершилась (97%) в Туркестанской. В основных зерносеющих регионах – Акмолинской, Северо-Казахстанской и Костанайской областях – убрано приблизительно по 15% зерновых площадей.