Железнодорожная линия Дарбаза – Мактаарал увеличит пропускную способность
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Железнодорожная линия Дарбаза – Мактаарал увеличит пропускную способность на казахстанско-узбекской госгранице. Казахстан максимально выгодно использует свое географическое расположение. Благодаря тому, что страна интегрировалась в глобальные логистические цепочки, теперь часть международного и даже трансконтинентального транзитного грузопотока переориентирована на трансказахстанские маршруты.
За годы независимости Казахстаном была выполнена сложнейшая задача по адаптации транспортной сети к новым реалиям. Области, ранее не связанные между собой прямыми путями, стали обрастать сетью дорог. Они расчертили карту республики по всем направлениям, делая более привлекательными международные транспортные коридоры, проходящие через государство.
Находясь в жесткой конкуренции за привлечение транзитных грузов, страна смогла создать конкурентоспособный сухопутный маршрут.
Теперь рост объемов перевозок благоприятно сказывается на финансовом состоянии железной дороги. Для увеличения грузовых перевозок модернизируется железнодорожная инфраструктура страны, принимаются меры по повышению эффективности использования подвижного состава.
Ведется работа по наращиванию логистической инфраструктуры приграничных станций, расположенных на международных транспортных коридорах.
– На казахстанской железной дороге основной грузопоток в/через Республику Узбекистан проходит через межгосударственную стыковую станцию Сарыагаш, которая практически работает на пике пропускной способности. Возможности для развития пункта из-за стесненных условий местности и дефицита земельных участков отсутствуют, – отметил первый заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Канат Альмагамбетов.
Для повышения пропускной способности железнодорожных участков на казахстанско-узбекской госгранице в АО «НК «ҚТЖ» рассматривают строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал. Это позволит перераспределить грузопоток с участка Сарыагаш – Ташкент на новую ветку и даст импульс развитию приграничного региона Туркестанской области.
Данный проект обеспечит возможность привлечения дополнительных объемов в сообщении с Узбекистаном и снизит напряжение на действующем пограничном переходе Сарыагаш – Келес.
Между АО «НК «ҚТЖ» и АО «Узбекистан темир йуллари» подписан меморандум о сотрудничестве для изучения оптимальных вариантов эффективного использования транзитного потенциала.
В рамках договоренности создана рабочая группа по подготовке предложений о целесообразности новых маршрутов, определению основных производственных и экономических показателей.
Казахстан географически выгодно располагается на пересечении ключевых транспортных коридоров. И одним из стратегических направлений деятельности АО «НК «ҚТЖ» является развитие перевозок грузов в вагонах и контейнерах в направлении в/из Китая.
Так, за 10 месяцев 2020 года через казахстанско-китайские погранпереходы объем перевозок составил 18,2 миллиона тонн (+28% к 2019 году), в том числе через погранпереход Достык – 12,9 миллиона тонн (+19% к 2019 году), погранпереход Алтынколь – 5,3 миллиона тонн (+58% к 2019 году).
При этом основные контейнерные маршруты по территории нашей страны проходят по направлениям Китай – Европа, Китай – страны Центральной Азии, Китай – Россия, а также через казахстанские порты в направлении стран Кавказа, Персидского залива, Турции и других.
Особое значение придается развитию контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай.
За 10 месяцев 2020 года транзит контейнеров по территории Казахстана составил 718,6 тысячи ДФЭ (+35% к 2019 году), в том числе Китай – Европа – Китай – 444,5 тысячи ДФЭ (+62% к 2019 году).
В следующем году на пограничном переходе Достык, через который идут грузы сообщением Европа – Азия, начинается реализация проекта «Модернизация железнодорожного транспортного коридора Достык – Мойынты» в рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы. Со временем планируется провести расширение и модернизацию железнодорожной станции Достык: капитальный ремонт пути, строительство ряда объектов железнодорожной инфраструктуры, в том числе вторых главных и приемоотправочных путей узкой и широкой колеи.
За счет привлечения частных инвестиций будут построены четыре новых контейнерных терминала на станции Достык, планируется также реконструкция существующих перегрузочных контейнерных терминалов. Все это позволит сократить время обработки при приеме и сдаче поездов, нарастить объем транзитных перевозок через территорию Казахстана.
– После окончания модернизации участка Достык – Мойынты скорость контейнерных поездов по маршруту Достык – Карталы увеличится в перспективе до 1 300 километров в сутки, – считает Канат Альмагамбетов. – А для наращивания мощности пунктов пропуска транзита на границе с Китаем в 2021 году будут разработаны генеральные планы развития станций Достык и Алтынколь.
В ноябре текущего года между АО «НК «ҚТЖ» и ТОО «Dostyk Transportation & Logistics» подписано соглашение о сотрудничестве по строительству терминала на станции Достык. Это четвертый проект, реализуемый частными компаниями в рамках развития станции Достык по строительству терминалов.
Строительство новых терминалов на станции Достык по обработке контейнеров, поступающих из Китая, позволит увеличить обработку контейнеров до миллиона контейнеров (ДФЭ) в год.