Равенство не значит уравниловка - железнодорожница о работе в КТЖ

КТЖ в лицах
08.01.2024, 15:59
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

Одним из приоритетных направлений национальной политики независимого Казахстана является достижение гендерного равенства. Руководством КТЖ также проводится обьективная гендерная политика, однако к вопросам равенства нельзя подходить формально. В этом абсолютно уверена мастер производственного участка Уральского линейно-эксплуатационного подразделения Актобинской дистанции защитных лесонасаждений Баян Мауленберлиева.

– Недавно прочитала, что в компании работает 110 тысяч человек, 23% из них – женщины, и что ведется планомерная работа по гендерному равенству. Равные права и возможности – это хорошо, но необходимо учитывать и физиологические возможности мужчин и женщин. На железной дороге много профессий, где труд тяжел чисто физически, – рассуждает Баян Мауленберлиева. 

Баян Максотовна в буквальном смысле окружена мужчинами. В ее подразделении работает 13 человек, из них 12 – мужчины. За ней закреплено ведение документации, контроль за качеством выполненных работ, сдача отчетности в головное предприятие, расположенное в Актобе. 

В обслуживании Уральского ЛЭП находится участок дороги протяженностью 318 км. Три бригады обслуживают Деркульский, Жайыкский и Чингирлауский участки, что в общей сложности представляют собой 2 142 гектара полос отвода, а также 3 108 гектаров состоящего на госучете лесного фонда.

– Наше подразделение занимается созданием и обслуживанием защитных лесонасаждений, которые служат для снижения уровня шума, изоляции движущегося транспорта от неблагоприятных ветровых воздействий, ограждают путь от снежных и пылевых заносов, закрепляют откосы и очищают воздух. Защитные лесные насаждения на полосах отвода железной дороги имеют государственное значение и способствуют безопасности движения поездов, – поясняет мастер.

С апреля по ноябрь Уральское ЛЭП проводит очистку от захламленностей, уходные работы и противопожарную опашку полос отвода и лесополос, обслуживает прилегающий лесной фонд. В зимнее время изготавливают метлы для путейцев, помогают им в очистке путей от снега.

– За техникой мы следим строго, ремонт и техобслуживание своевременно производим, но двух тракторов для такого объема маловато. Нужен как минимум еще один трактор, – сетует женщина.

А ведь права Баян Максотовна, не во всем равны женщины с мужчинами. Даже на ее должности частые выезды на линию, ежемесячные командировки в Актобе – нелегкий труд, а уж на остальных работах и мужчинам нелегко. Особенно в резко континентальном климате Западного Казахстана. Но она отдает должное и социальной политике компании, что направлена на поддержку здоровья матери и ребенка и бережному отношению мужчин-коллег. 

Да и в семье Мауленберлиевых принято заботиться о хранительнице очага. Тон в этом задает супруг Ануар Мурзахметович. Он работает главным инженером Уральской дистанции пути.

Школьная дружба с одноклассником переросла в красивый роман. Но Баян тогда училась в Уральске на бухгалтера-аудитора, он – в Московском институте инженеров транспорта. В 1992 году по окончании учебы молодые поженились. Прожили пять лет в Озинках, куда Ануар был направлен мастером пути, а Баян ухаживала за первенцем. 

После перевода мужа в Уральск Баян не сразу смогла выйти на работу, поскольку родился второй сын. Оба выросли достойными людьми, младший уже подарил внука. 

Трудовую деятельность Баян Максотовна продолжила только в 2012 году, когда поняла, что очень соскучилась по работе. Правда в бухгалтерию уже не вернулась, а стала озеленителем. Рука легкая, она ухаживала за цветами в клумбах. 

Вскоре пригодились ее навыки ведения документации, а с 2017 года назначена мастером производственного участка. Ее труд неоднократно отмечен благодарственными письмами.

– Мне повезло, – говорит Баян Максотовна, – муж поддерживал, когда я посвящала все силы дому и детям, поддержал и мое желание выйти на работу. Такое отношение к женщинам должно быть в каждой семье. 

По ее словам, гендерное равенство – одно из важнейших составляющих прав человека и играет ключевую роль в достижении мира и согласия в обществе, полноценной реализации человеческого потенциала. 

- Когда узнала, что Казахстан в 2023 году в рейтинге по индексу гендерного равенства занял 62-е место среди 146 стран, поднявшись с прошлого года на три пункта, испытала гордость: в этом успехе есть и доля КТЖ, - уверена отмечает женщина.

Новости
08.12.2025
Машинист поезда избежал ДТП на железнодорожном переезде станции Шортанды
Регионы
08.12.2025
Оскеменская и Кумыстауская дистанции пути завершили летние работы
Пассажирские перевозки
08.12.2025
Новые плацкартные вагоны Stadler: первые изображения и ключевые особенности
Новости
08.12.2025
Казахстан и Узбекистан увеличат обмен поездами до 35 пар в сутки
Новости
08.12.2025
Акимат Астаны и КТЖ обсудили стратегию развития транспортной системы столицы
Новости
05.12.2025
Столичные волонтёры ҚТЖ обеспечили 55 ветеранов углём на зимний период
Регионы
05.12.2025
В Карагандинской области модернизируют 14 объектов железнодорожной инфраструктуры
Грузовые перевозки
05.12.2025
Перевозки через стык «Достык — Алашанькоу» выросли на 6%
Новости
05.12.2025
На линию Курык – Алят в 2026 году выйдут два новых парома
Новости
05.12.2025
Новая компетенция «Управление локомотивом» представлена на чемпионате WorldSkills Kazakhstan
Новости / Архив
05.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №101 от 05 декабря 2025 года
Новости
04.12.2025
Экспортный путь зерна до узбекской границы продемонстрировали журналистам
Новости
04.12.2025
Транзит по ТМТМ из Китая увеличился на 12%
Регионы
04.12.2025
Будни станции Арстансор: малый штат, большой участок ответственности
КТЖ в лицах
04.12.2025
«К каждому нужен подход»: будни проводницы женского вагона
Новости
03.12.2025
Более 1700 раз экстренно тормозили машинисты поездов в этом году
Интервью
03.12.2025
Перевозки, парк и цифровые решения: «Қазтеміртранс» подводит итоги и формирует стратегию развития до 2026 года
Пассажирские перевозки
03.12.2025
Поезд «Астана – Омск» начнет курсировать в декабре
Инфраструктура
03.12.2025
КТЖ перевыполнило план ремонта путей на 2025 год
Новости
02.12.2025
Навигационные пломбы в ЕАЭС начнут применять с февраля 2026 года