Инженера-электронщика Александра Ченгаева проводили на пенсию в ОТЛП «Защита»

КТЖ в лицах
27.12.2024, 09:48
Фото Азамата Бекпаева
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

Отдел первичной линейной поддержки «Защита» проводил на заслуженный отдых инженера-электронщика первой категории, посвятившего железной дороге 43 года, передает Rail-news.kz.

Александр Ченгаев начал свою карьеру в вычислительном центре Защитинского отделения дороги. Он был одним из тех, кто стоял у истоков автоматизации и внедрения новых технологий в железнодорожной сфере.

Начав с работы с перфокартами и громоздкими машинами, которые занимали целые помещения, он стал свидетелем революционных изменений: внедрения первых компьютеров, систем DOS и Windows, а также появления автоматизированных рабочих мест (АРМ).

«Меня с юности интересовала электроника. В те годы это было в диковинку. В советское время издавался журнал «Радиолюбитель», там печатали всякие интересные схемы. Пытался их понять, – вспоминает Александ Ченгаев. – Школу я окончил здесь, в микрорайоне Защита Усть-Каменогорска. Потом уехал в Новосибирск, учился в Бердском электромеханическом техникуме. После его окончания получил специальность «инженер-радиоэлектронщик», на заводе в Бердске прошел практику. Когда вернулся из армии, моя мама, Валентина Андреевна, которая в то время работала в управлении Защитинского отделения дороги, посоветовала устроиться на машиносчетную станцию. Кстати, отец, Дмитрий Леонтьевич, тоже был железнодорожником, работал машинистом тепловоза».

Когда Александр Ченгаев пришел на машиносчетную станцию, то понял – он хочет здесь работать. Устроился электромехаником. Вспоминает, что в то время вычислительные машины, которые работали на перфокартах, занимали весь первый этаж здания. Они сильно гудели, были огромными, но делали расчеты по всей железной дороге региона – зарплат, расходных и приходных материалов, отчетов.  Уже в то время стали внедрять специальную систему «Экспресс» для билетных касс. Сотрудники машиносчетной станции устанавливали и обслуживали эти системы на станциях, в местах продажи билетов.

«Только ближе к 1990 годам у нас решили сменить эти табуляторы на компьютеры СМ-1420, которые представляли собой большие ящики. У нас стояло два таких комплекса с дисплеями. Операторы забивали туда данные, машины их обрабатывали и выдавали результат. Нас даже отправляли на обучение в Киев, чтобы мы умели работать на таких машинах, – продолжает Александр Ченгаев. – Но они недолго у нас простояли, может, года три-четыре.  Появились первые небольшие компьютеры. На них стояла система DOS.  Windows еще не было. В то время стала образовываться АСОУП – автоматизированная система оперативного управления перевозками. Сначала мы организовали автоматизированное рабочее место (АРМ) на этом компьютере, поставили программное обеспечение. Со всех предприятий приходили к нам данные, и мы их вбивали в этот компьютер. Постепенно АСОУП стала разрастаться. Мы везде организовывали АРМ, ставили компьютеры на предприятиях, станциях, обучали персонал, как вводить в них данные».

В то время, вспоминает Александр Ченгаев, образовался ЛОИС – линейный отдел информационных систем. Это была середина 1990 годов. Тогда еще модемы соединялись между собой многочисленными проводами. Потом постепенно все стало совершенствоваться, появилась беспроводная связь. Сейчас их подразделение называется отделом первичной линейной поддержки «Защита» (ОПЛП), который является филиалом главного вычислительного центра АО «НК «ҚТЖ». В Восточно-Казахстанском ОПЛП трудятся 10 человек, которые занимаются внедрением новых информационных систем на железной дороге, обслуживанием, поддержкой клиентов.

«Александр Ченгаев – очень уважаемый человек. На станциях, в региональных ОПЛП, микрорайоне Защита, где он прожил всю жизнь, все его знают. В работе он очень ответственный человек, добропорядочный, профессиональный. То есть свою работу выполняет на 100-200%, – считает начальник ОПЛП «Защита» Азамат Бекпаев. – За долгие годы у нас много кадров поменялось. Но со всеми он поддерживает контакт, со всеми общается до сих пор, всегда поддержит, поможет».

13 декабря Александр Ченгаев ушел на заслуженный отдых. Говорит, что всегда найдет себе занятие на пенсии. Он и сейчас в свободное время увлекается пчеловодством, изготовлением мебели. Сам собрал большой станок с ЧПУ, на котором вырезает различные изделия, необходимые в быту. Александр Ченгаев стал примером преемственности в семье: его сын, также заинтересовавшись электроникой, стал специалистом по разработке сайтов и работает с различными компаниями, в том числе в ближнем зарубежье. У Александра Ченгаева есть внуки, с которыми он также планирует проводить время на пенсии, продолжая заниматься своими увлечениями.

КТЖ в лицах
15.12.2025
Проверка вагонов, выявление дефектов, ремонт и наставничество: стальные будни ремонтника вагонов
Новости
15.12.2025
ОТЛК ЕРА признано лучшим проектом по транзитному потенциалу в ЕАЭС
Регионы
15.12.2025
Итоги работы по предупреждению инцидентов на железной дороге подвели в Карагандинском отделении магистральной сети
Пассажирские перевозки
15.12.2025
Нацперевозчик доставил около 100 пассажиров поездом «Атырау — Актобе» при закрытии трассы
Грузовые перевозки
15.12.2025
Транзитные перевозки занимают 10% в структуре грузооборота КТЖ
Регионы
15.12.2025
Контейнерные перевозки: более 1,3 млн тонн грузов отправлено из Костанайского региона
Новости
13.12.2025
Реконструкция вокзалов в Алматинской области идет высокими темпами
Новости
12.12.2025
Ж/д линия Дарбаза – Мактаарал снизит нагрузку на станцию Сарыагаш на 40%
Регионы
12.12.2025
Железнодорожники проводят профилактическую работу с населением в Павлодаре
Регионы
12.12.2025
Илецкие железнодорожники подготовились к зимнему периоду
Интервью
12.12.2025
Ревизорский аппарат усиливает комплексные меры по повышению безопасности движения: показатели улучшились в Акмолинском регионе
Регионы
12.12.2025
Капитальный ремонт Дома отдыха локомотивных бригад завершён на станции Кызылжар
Новости
12.12.2025
Модернизация участка Алтынколь – Жетыген выходит на решающий этап
Новости / Архив
12.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №103 от 12 декабря 2025 года
Новости
11.12.2025
Вице-министр транспорта рассказал таразским школьникам о новых возможностях отрасли
Новости
11.12.2025
ҚТЖ признан самым доброжелательным коллективом страны
КТЖ в лицах
11.12.2025
Повышение квалификации онлайн, знакомые маршруты и уважение пассажиров: будни проводника Асель Казиевой
Регионы
11.12.2025
Костанайское отделение ГП увеличило погрузку до 26 миллионов тонн
Пассажирские перевозки
10.12.2025
Дополнительные пригородные поезда перевезут более 3 тысяч пассажиров в период новогодних праздников
Новости
10.12.2025
Технический семинар с участием Alstom прошёл в КТЖ