Инженера-электронщика Александра Ченгаева проводили на пенсию в ОТЛП «Защита»

КТЖ в лицах
27.12.2024, 09:48
Фото Азамата Бекпаева
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

Отдел первичной линейной поддержки «Защита» проводил на заслуженный отдых инженера-электронщика первой категории, посвятившего железной дороге 43 года, передает Rail-news.kz.

Александр Ченгаев начал свою карьеру в вычислительном центре Защитинского отделения дороги. Он был одним из тех, кто стоял у истоков автоматизации и внедрения новых технологий в железнодорожной сфере.

Начав с работы с перфокартами и громоздкими машинами, которые занимали целые помещения, он стал свидетелем революционных изменений: внедрения первых компьютеров, систем DOS и Windows, а также появления автоматизированных рабочих мест (АРМ).

«Меня с юности интересовала электроника. В те годы это было в диковинку. В советское время издавался журнал «Радиолюбитель», там печатали всякие интересные схемы. Пытался их понять, – вспоминает Александ Ченгаев. – Школу я окончил здесь, в микрорайоне Защита Усть-Каменогорска. Потом уехал в Новосибирск, учился в Бердском электромеханическом техникуме. После его окончания получил специальность «инженер-радиоэлектронщик», на заводе в Бердске прошел практику. Когда вернулся из армии, моя мама, Валентина Андреевна, которая в то время работала в управлении Защитинского отделения дороги, посоветовала устроиться на машиносчетную станцию. Кстати, отец, Дмитрий Леонтьевич, тоже был железнодорожником, работал машинистом тепловоза».

Когда Александр Ченгаев пришел на машиносчетную станцию, то понял – он хочет здесь работать. Устроился электромехаником. Вспоминает, что в то время вычислительные машины, которые работали на перфокартах, занимали весь первый этаж здания. Они сильно гудели, были огромными, но делали расчеты по всей железной дороге региона – зарплат, расходных и приходных материалов, отчетов.  Уже в то время стали внедрять специальную систему «Экспресс» для билетных касс. Сотрудники машиносчетной станции устанавливали и обслуживали эти системы на станциях, в местах продажи билетов.

«Только ближе к 1990 годам у нас решили сменить эти табуляторы на компьютеры СМ-1420, которые представляли собой большие ящики. У нас стояло два таких комплекса с дисплеями. Операторы забивали туда данные, машины их обрабатывали и выдавали результат. Нас даже отправляли на обучение в Киев, чтобы мы умели работать на таких машинах, – продолжает Александр Ченгаев. – Но они недолго у нас простояли, может, года три-четыре.  Появились первые небольшие компьютеры. На них стояла система DOS.  Windows еще не было. В то время стала образовываться АСОУП – автоматизированная система оперативного управления перевозками. Сначала мы организовали автоматизированное рабочее место (АРМ) на этом компьютере, поставили программное обеспечение. Со всех предприятий приходили к нам данные, и мы их вбивали в этот компьютер. Постепенно АСОУП стала разрастаться. Мы везде организовывали АРМ, ставили компьютеры на предприятиях, станциях, обучали персонал, как вводить в них данные».

В то время, вспоминает Александр Ченгаев, образовался ЛОИС – линейный отдел информационных систем. Это была середина 1990 годов. Тогда еще модемы соединялись между собой многочисленными проводами. Потом постепенно все стало совершенствоваться, появилась беспроводная связь. Сейчас их подразделение называется отделом первичной линейной поддержки «Защита» (ОПЛП), который является филиалом главного вычислительного центра АО «НК «ҚТЖ». В Восточно-Казахстанском ОПЛП трудятся 10 человек, которые занимаются внедрением новых информационных систем на железной дороге, обслуживанием, поддержкой клиентов.

«Александр Ченгаев – очень уважаемый человек. На станциях, в региональных ОПЛП, микрорайоне Защита, где он прожил всю жизнь, все его знают. В работе он очень ответственный человек, добропорядочный, профессиональный. То есть свою работу выполняет на 100-200%, – считает начальник ОПЛП «Защита» Азамат Бекпаев. – За долгие годы у нас много кадров поменялось. Но со всеми он поддерживает контакт, со всеми общается до сих пор, всегда поддержит, поможет».

13 декабря Александр Ченгаев ушел на заслуженный отдых. Говорит, что всегда найдет себе занятие на пенсии. Он и сейчас в свободное время увлекается пчеловодством, изготовлением мебели. Сам собрал большой станок с ЧПУ, на котором вырезает различные изделия, необходимые в быту. Александр Ченгаев стал примером преемственности в семье: его сын, также заинтересовавшись электроникой, стал специалистом по разработке сайтов и работает с различными компаниями, в том числе в ближнем зарубежье. У Александра Ченгаева есть внуки, с которыми он также планирует проводить время на пенсии, продолжая заниматься своими увлечениями.

Новости
18.04.2025
Более 20 инфраструктурных проектов на общую сумму 1,9 трлн тенге реализуют в Мангистау
Новости
18.04.2025
Глава государства ознакомился с ходом развития транспортно-логистической инфраструктуры в Мангистау
Регионы
18.04.2025
Весенний комиссионный осмотр проходит в Алматинском регионе
Новости
18.04.2025
KTZ Express и Всемирный банк обсудили развитие логистики и методику оценки LPI
Регионы
18.04.2025
Экспозиция к 80-летию Победы открылась в Центральном музее железнодорожного транспорта РК
Регионы
18.04.2025
Ветеран Великой Отечественной войны Григорий Степенко отметил вековой юбилей
Инфраструктура
18.04.2025
Пролетные строения 90 мостов смонтированы на участке Достык – Мойынты
Новости / Архив
18.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №29 от 18 апреля 2025 года
Новости
17.04.2025
Международная ассоциация «ТМТМ» опровергла информацию о предполагаемом назначении генсекретаря
Новости
17.04.2025
О масштабной реконструкции железнодорожных вокзалов рассказали в КТЖ
Новости
17.04.2025
Весенний комиссионный осмотр стартовал в КТЖ
Новости
17.04.2025
Работники Акмолинского отделения ГП провели весеннюю уборку
Новости
17.04.2025
Техническое занятие по пожарной безопасности провели на станции Жіңішке
Грузовые перевозки
17.04.2025
Казахстан экспортировал около 7 млн тонн зерна с начала сезона
Регионы
17.04.2025
Школьники побывали на экскурсиях на железнодорожных предприятиях Оскеменского региона
Инфраструктура
17.04.2025
Капитальный ремонт пути ведут в шести регионах Казахстана
Интервью
16.04.2025
На связи 24/7: О роли коммуникации в работе рассказали в АО «Пассажирские перевозки»
Регионы
16.04.2025
Итоги первого квартала 2025 года подвели на координационном совете уральские железнодорожники
Регионы
16.04.2025
Цифровой аппарат для медосвидетельствования работников появился в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
16.04.2025
Центр трансформации бизнеса КТЖ внедряет передовые технологии