Почетный железнодорожник Рымбек Турганбаев: с оптимизмом по жизни
Собственный корреспондент по Алматинской области
95-летие отмечает известный железнодорожник, ветеран отрасли Рымбек Турганбаев, на долю которого выпали суровые испытания. Жизнь распорядилась так, что оставила трещины и зарубки в его судьбе. Но, несмотря на все невзгоды, он оптимистично смотрит на мир, обладает чувством юмора, являясь человеком сердечным и доброжелательным.
Каждый раз, когда мне приходится общаться с людьми старшего поколения, такое понятие как «на оптимистах держится мир» вполне оправдывается. Фортуна бывает всегда благосклонна к людям, идущим вперед наперекор трудностям и испытаниям.
Это относится и к Рымбеку Турганбаеву, участнику Великой Отечественной войны, Почетному железнодорожнику, члену Консультативного совета при председателе правления АО «НК «ҚТЖ». Несмотря на преклонный возраст, ветеран интересуется всеми преобразованиями, происходящими на железной дороге, болеет душой за колею, которой отданы лучшие годы жизни. Для него очень дороги две вещи – знак «Почетному железнодорожнику» и его фронтовое фото, которое он бережно хранит.
Не достигнув 18 лет, он был принят на курсы среднего командного состава. Перед сдачей экзаменов в спешном порядке был отправлен для участия в битве на Курской дуге в составе отдельной Второй гвардейской воздушно-десантной бригады. А в 1943 году, в большом наступлении по освобождению Киева бригада, в которой служил Рымбек, была высажена на берегу Днепра и провела операцию по уничтожению фашистов.
– Фронтовая дружба особенная, ее ни с чем не сравнить. Мы действительно ощущали себя братьями, это была великая сила сплочения, которая двигала нас к Великой Победе, – говорит ветеран.
Январь сорок пятого никогда не забыть, когда Будапешт пылал в огне, батальон Рымбека двигался в сторону Балатона, на берегу озера, которого расположен город Моор. Началась атака, разгорелся смертельный бой. В батальоне насчитывалось шестьсот человек, после боя уцелело только тринадцать. В Венгрии на озере Балатон Рымбек был ранен в обе ноги и отправлен в госпиталь. Второго мая, лежа в госпитале вместе с ранеными он узнал, что жестокая война закончилась долгожданной победой.
После войны Рымбек Турганбаев устроился техником в Матайское отделение дороги, а по окончании Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта направлен в Алма-Ату, где был назначен дежурным по путям. Именно со станции Алма-Ата-1 началась основная школа производственной специализации. Затем были должности дежурного по станции, маневрового и поездного диспетчера, старшего помощника начальника станции, заместителя начальника станции Алма-Ата-1. В 1964 году его назначают начальником оперативно-распорядительного отдела – заместителем начальника службы движения Казахской железной дороги.
Период с 1967 по 1971 годы особо значим и дорог ветерану. В это время его деятельность была связана с Кызыл-Ординским отделением дороги. Благодаря организаторскому таланту, смекалке и умелому руководству в 1971 году Рымбека Турганбаева избрали председателем Дорпрофсожа Казахской железной дороги.
Взлет его служебной карьеры пришелся на восьмидесятые годы, когда он возглавил Западно-Казахстанскую железную дорогу, принял эстафету от другого корифея железнодорожного транспорта Кудайбергена Копжасарова.
Надо отметить, что Западно-Казахстанская железная дорога за 20 лет своего существования получила огромное техническое развитие. Из отсталого участка она превратилась в технически развитую, жизнеспособную магистраль с большими потенциальными возможностями в обеспечении перевозочного процесса.
И это окупилось сторицей. Дважды Рымбек Турганбаев избирался депутатом Верховного Совета ССР и членом ЦК Компартии Казахстана. Китель ветерана усыпал орденами и медалями, среди которых блистает орден Великой Отечественной войны I степени, 2 ордена Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.
Жизнь этого человека, специалиста высокого класса, воспитавшего не одно поколение железнодорожников, безусловно, достойна примера и высоких похвал.