Свыше 95 тысяч километров пути обследовано мобильными диагностическими комплексами с начала года

Безопасность
13.04.2023, 15:33
Фото Александра ЖАБЧУКА
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

С начала года мобильными диагностическими комплексами (МДК) обследовано 95 357 километров пути. Уникальный инновационный проект, разработанный казахстанскими железнодорожниками, давно доказал свою эффективность и позволил значительно снизить количество нарушений безопасности движения.

В настоящее время комплексная диагностика состояния железнодорожного полотна в АО «НК «ҚТЖ» производится с помощью семи МДК. Комплексы объединили в себе усовершенствованные функции вагона-путеизмерителя и вагона-дефектоскопа. 

Первый МДК введен в эксплуатациюв 2015 году на основании технической спецификации, разработанной специалистами филиала компании – «Центр диагностики пути» в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Главной целью проекта стал переход от системы планового обслуживания пути к ремонту по его фактическому состоянию. 

До появления мобильных диагностических средств не было таких инструментов, которые позволяли бы проводить комплексную диагностику пути, исключая человеческий фактор. К примеру, степень износа рельса проверялась вручную, поэтому точность таких данных сложно было контролировать. На кривых участках дистанция пути проводила измерения через каждые 10 метров, в то время как МДК охватывает весь путь и позволяет мониторить один и тот же участок дважды в месяц, а не раз в два года, как было ранее. До минимума сокращает влияние человеческого фактора и автоматизированная обработка результатов диагностики. 

В 2016 году благодаря положительному опыту эксплуатации первого МДК на заседании Научно-технического совета АО «НК «ҚТЖ» принято решение о тиражировании комплексов до шести единиц. Инновационный проект, разработанный специалистами Центра диагностики пути в рамках АСУ «Магистраль» и не имеющий аналогов на пространстве колеи 1520, включили в госпрограмму «Цифровой Казахстан». Поставщиком услуг выступило АО «Транстелеком». 

Партия из трех новых мобильных диагностических комплексов поступила на службу АО «НК «ҚТЖ»в мае 2019 года, еще три введены в эксплуатацию в 2020 году. Они закреплены на станции Сороковая в столице, Алматы-1 и Актобе.

Не имеющие аналогов

  По сравнению с первым шесть новых МДК значительно усовершенствованы. Помимо современной лазерной системы измерения геометрических параметров рельсовой колеи, они оснащены системами видеоконтроля верхнего строения пути с автоматизированным распознаванием таких параметров, как боковой износ рельсов, стыковые зазоры и т. д., а также ультразвуковой и магнитной дефектоскопии, также увеличена скорость диагностики до 90 километров в час. 

Дополнительно один из комплексов оборудован системами пространственного сканирования и георадиолокации, позволяющими зондировать балластную призму и земляное полотно на глубину до восьми метров, получать данные о слоях грунтов, их состоянии и степени увлажненности, а также видеть контактную сеть, межпутье и  контролировать габариты приближения строений.Этот МДК используется на проблемных участках – где есть деформация земляного полотна или планируется капитальный ремонт. 

– Есть параметры, которые зимой 3D-сканером и георадаром мы не смотрим, так как снежный покров влияет на качество диагностики земляного полотна, поэтому этот вагон в зимнее время диагностируют южные регионы, а летом – северные, – отметил заместитель начальника МДК Бауыржан Тынышбай. – Ежегодно утверждается план периодичности курирования МДК, исходя из потребностей дистанций пути и департамента пути и сооружений, и мы выполняем его в полном объеме. 

В среднем за месяц один МДК проверяет до шести тысяч километров пути, за год – 70 тысяч.

 

К новой системе диагностики

С момента внедрения новых МДК – мая 2019 года – обследован 1 191 921 километр пути. При этом выявлено 17 863 несоответствия в текущем содержании пути и 19 741 дефектный рельс. За январь-март 2023 года промерено 95 357 километров и выявлено 1 879 неисправностей. 

Технологии не стоят на месте, и производители оборудования для МДК – российские «НПЦ Инфотранс» и «Твема» – постоянно совершенствуют установленные программы, обновляют оборудование. Раз в год при проведении ремонтных работ диагностического оборудования проводится обучение работников МДК. 

– Мы ввели комплексный анализ состояния бесстыкового пути. Программа КАПС-БП по контролю и анализу его предотказного состояния на основе данных вагона проводит  анализ измерения геометрических показаний рельсовой колеи, исключая человеческий фактор. Если раньше человек смотрел и анализировал две диаграммы, то сейчас программа сама анализирует и указывает на участок, где  через какое-то время будет опасная неисправность. Ее заранее устраняют, - рассказывает главный менеджер отдела комплексного анализа ЦПД Бекбол Ебилов.

Проект предусматривает поэтапный переход на новую систему диагностики путевого хозяйства, оптимизацию устаревших съемных двухниточных дефектоскопов без регистраторов, путеизмерительных вагонов.

Во время внедрения МДК оптимизирован штат операторов дефектоскопных тележек. Штат МДК в основном укомплектован из числа оптимизированных   операторов дефектоскопных тележек из разных регионов страны. 

– Если раньше они в мороз и зной, дождь и ветер вручную перемещали дефектоскопную тележку выявляли дефекты, сейчас условия их работы кардинально изменились, – говорит заместитель директора ЦПД Руслан Альжанов.  – Тележки, конечно, еще остались, но объемы у них уменьшены с вводом МДК. 

В штате – профессионалы

 

Экипаж одного МДК состоит из 18 человек, по девять в каждой смене, включая начальника смены, его заместителя, четырех инженеров, двух наладчиков и проводника. Работают смены вахтовым методом – по 15 дней. 

В комплексах оборудованы рабочие места – шесть компьютеров, 12 мониторов. Дополнительные промышленные компьютеры установлены также в здании ЦПД. Созданы и все бытовые условия – душевая, стиральная машина,  полноценная кухня со всей необходимой техникой. 

– Средний возраст наших работников – 35-40 лет. Основной костяк – работники путевого хозяйства из всех отделений, которые от и до знают свое дело. Так как они много времени проводят вместе при формировании смен проводится психологическая работа, учитываются особенности характера, язык общения, чтобы не было барьеров, и другие моменты, – делится заместитель директора ЦПД Руслан Альжанов.

Каждую поездку сопровождают работники дистанции пути, ответственные за свой участок. По итогам 15-дневного мониторинга результаты диагностики в завершенном виде передается в Дирекцию магистральной сети и департамент пути и сооружений и далее по отделам, которые определяют балльность пути, планируют ремонтные работы, а также рассчитывают премию по коэффициенту трудового участия (КТУ) для монтеров пути. 

Долгое время начальником мобильного диагностического комплекса проработал настоящий профессионал своего дела Сергей Эйхорн, который уезжает на ПМЖ в Германию. Перед этим ответственный и грамотный специалист подготовил для себя достойную смену. Сейчас его обязанности исполняет заместитель начальника вагона МДК-70156 (118) Бауыржан Тынышбай. 

Его путь на стальной магистрали начинался с монтера пути Астанинской дистанции пути, он прошел все ступени, работал наладчиком и знает вагон МДК от болтика до винтика, говорят коллеги. 

– В отрасли я тружусь седьмой год, около двух лет являюсь заместителем начальника вагона. Конечно, ответственность сразу повысилась, мы в ответе за безопасность людей и  грузов. Имея возможность сравнить работу до внедрения МДК, не могу не выразить восхищения тем, как новая техника помогает путейцам. Когда-то это казалось чем-то недосягаемым, – делится Бауыржан Тынышбай.

Действительно, непрерывный мониторинг с помощью МДК позволил определять причины происходящих в пути изменений под влиянием проходящих поездов, климатических и других факторов, качественно и количественно оценивать эти изменения, вовремя выявлять неисправности, прогнозировать предотказное состояние железнодорожного пути и давать достоверную оценку эффективности выполняемых ремонтных работ.

Грузовые перевозки
02.04.2025
Более 35 800 вагонов прошли с начала года через станцию Достык
Пассажирские перевозки
02.04.2025
Трое подростков попытались зацепиться за хвостовой вагон
Новости
02.04.2025
Сотрудничество в сфере транспорта и логистики обсуждают компании Словении и КТЖ
Пассажирские перевозки
01.04.2025
Поезда «Тальго» Астана — Алматы перестанут заезжать на станцию Шу
Грузовые перевозки
01.04.2025
Рекордный объем зерна перевезли железнодорожным транспортом в 1 квартале
Новости
01.04.2025
Вице-министр транспорта встретился с жителями области Улытау
Новости
01.04.2025
FESCO и ОТЛК ЕРА договорились о развитии сотрудничества в контейнерных железнодорожных перевозках
Новости / Архив
01.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №24 от 01 апреля 2025 года
Пассажирские перевозки
31.03.2025
Нацперевозчик объявил о скидках до 35% на билеты на поезда «Тальго»
Регионы
31.03.2025
Более 1 200 замечаний выявил ревизорский аппарат по Павлодарскому участку
Новости
31.03.2025
Корпоративный омбудсмен КТЖ посетил Акмолинское отделение ГП
Новости
31.03.2025
Президенты Казахстана и Словении обсудили присоединение морского порта «Лука Копер» к проекту ТМТМ
Регионы
31.03.2025
Технические занятия по вопросам безопасности и охране труда прошли на станциях Уштобе и Бесколь
Регионы
31.03.2025
Осмотрщика вагонов премировали за внимательность на станции Оскемен-1
Новости
31.03.2025
Новый кран приобрели для восстановительного поезда на станции Аягоз
Грузовые перевозки / Цифра недели
31.03.2025
Железнодорожные перевозки грузов за два месяца выросли на 6,6%
Регионы
31.03.2025
К пропуску паводковых вод подготовились уральские железнодорожники
Регионы
31.03.2025
О подготовке пути к пропуску паводковых вод рассказали в Костанайском отделении ГП
Новости
29.03.2025
Сотрудники административного управления КТЖ провели субботник
Грузовые перевозки
29.03.2025
Итоги перевозок обсудили с грузоотправителями в КТЖ