История формы железнодорожников Казахстана: от советской до современной

В каждой стране форменная одежда любых структур всегда вызывает уважение и почтение. Форма подчеркивает статус человека, а также демонстрирует его определенные права и полномочия. Не удивительно, что высокий статный машинист в красивой синей форме за пультом управления мощного локомотива производит сильное впечатление. 

Сегодня мы хотели бы подробнее рассказать о том, как менялась форма работников железнодорожного транспорта. Какую эволюцию прошел облик современного работника стальной магистрали.

С чего все начиналось?

История форменного обмундирования специалистов, имеющих отношение к железной дороге, началась задолго до появления железных дорог на территории современного Казахстана - в 1809 году. Именно в том году создается Управление водяными и сухопутными сообщениями, куда на службу поступали сначала чиновники, состоявшие ранее на службе в Департаменте водяных коммуникаций. В будущем предполагалось комплектовать Управленческий аппарат только людьми, закончившими тогда же созданный Институт корпуса инженеров путей сообщения.

Воспитанник института корпуса инженеров путей сообщения

В те годы впервые создается форма для инженеров путей сообщения и чиновников, служащих в Ведомстве путей сообщения. Так как Институт был полувоенным учебным заведением, то форма учащихся и выпускников соответствовала военной форме того времени.

Формы служащих ведомства путей сообщения 1850-е годы

Мундир военного покроя темно-зеленого сукна с черным бархатным воротником и красной выпушкой, на воротнике две шитые серебряные петлицы, пуговицы белые, гладкие, шляпа - офицерская треуголка с черным плюмажем, из петушиных перьев и серебряной петлей с левой стороны, носится крыльями к плечам; шпага с серебряным темляком. На рукавах манжеты из черного бархата и три серебряных петлицы, которые крепятся на клапаны. Брюки цвета мундира с красной выпушкой, носятся поверх сапог.

Первые воспитанники корпуса носили офицерские мундиры, но без эполет. В 1830 году был были введены пуговицы с изображением крестообразно положенных топора и якоря - этот знак сохранился вплоть до 1932 года, то есть до введения знака из ключа и молотка.

 

Нужно отметить, что впервые железная дорога прошла по территории современного Казахстана в 1893-1894 году. Это была железнодорожная линия Покровская Слобода — Уральск, из которых 113 км пролегли в Казахстане. Также, 190 км Транссиба прошли по территории Казахстана в районе Петропавловска. А годом основания железнодорожного транспорта в Казахстане считается 1904 год, когда по северной части Оренбург-Ташкентская железная дорога было открыто движение поездов для перевозки пассажиров и грузов. Вдоль железнодорожной линии выросли города и промышленные центры: Актюбинск, Новоказалинск, Туркестан, Кызыл-Орда, Аральск и другие.

Советский период

В 1932 году вводится первая советская железнодорожная форма. Особенностью первой советской железнодорожной формы являлся темно-синий цвет ткани. Введены были тренчи и очень интересный зимний головной убор, представлявший собой шапку типа “финки”, с кожаным верхом, затыльная половина которой при желании опускалась и закрывала затылок и уши.

Отличительные знаки располагались на петлицах: у высшего начального состава - эмалированные звездочки, у среднего - эмалированные шестигранники, у младшего начального состава и у рядовых - красные эмалированные углы. 

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР. Железнодорожный транспорт был переведен на военное положение. 25 апреля 1943 года был утвержден Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта.

Форма железнодорожников 1943 год

Знаки различия располагалась на погонах. У высшего, старшего и среднего начальствующего состава форма погон была обычной. А у младшего начальствующего и рядового составов погоны представляли собой два соединенных между собой шестиугольника. Длина верхнего шестиугольника 8,5-10,5 см, нижнего - 5 см. Для определения принадлежности к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства на погонах носили эмблемы. Так, например, железнодорожники, относящиеся к локомотивному хозяйству носили изображение паровоза, к вагонному - вагона, пути и строительства - форму места и т.д. Эта форма была действительная до 1955 года, пока не была введена форма гражданского образца. С 1955 года форма становится более демократичной и удобной, при этом должностные знаки различия сохраняются. 

Форма железнодорожников 1955 года

Интересной особенностью являлась форма машинистов - была возрождена традиция пошива серебряного галуна на фуражку. Знаки отличия были снова перенесены на петлицы. В зависимости от принадлежности к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства менялся цвет выпушки. Так, например, у локомотивщиков она была синего цвета, у строителей - зеленого, связистов - платинового и т.д.

Последний тип формы на советских железных дорогах утверждается в 1963 году. Кителя заменяются пиджаками, брюки носятся только поверх ботинок. Появляется и новая эмблема, очень похожая на эмблему Общества Российских железных дорог, - то же колесо и крылья. 

Форма железнодорожников 1963 год

Знаки различия были перенесены на рукава. 

В 1979 году вводятся погоны, правда они приобретают декоративный характер, изменены были и нашивки на рукавах.

Форма железнодорожников 1979 год

Последние изменения в форме советских железнодорожников были в 1985 году. Покрой костюма остался прежним, изменился - он стал темно-синим. Сохранилась зеленая выпушка. Пуговицы, кокарды и шитье - желтого цвета.

Форма железнодорожников 1985 год

С обретением независимости: красиво и удобно

С обретением независимости форменная одежда казахстанских железнодорожников прошла изменения. Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан №242 “Об утверждении перечня должностей (профессий) работников железнодорожного транспорта, имеющих право ношения форменной одежды (без погон), образцов форменной одежды (без погон) и знаков различия, порядка ее ношения и норм обеспечения ею” выходит 29 апреля 2011 года.

На всех формах железнодорожников есть логотип АО "НК "Қазақстан темiр жолы" диаметром 45 мм. 

Нагрудный знак представляет собой эллипсообразное колесо с крыльями. Нагрудный знак для высшего руководящего состава вышивается золотистыми нитями.

Образцы форменной одежды для высшего состава
Образцы форменной одежды для старшего и среднего состава
Образцы форменной одежды для младшего и рядового состава

 Для старшего, среднего, младшего руководящего и рядового состава нагрудный знак изготавливается из металла золотистого цвета. Нагрудный знак располагается на правой стороне форменного костюма и летней форменной блузы на уровне груди. Знак на головном уборе (кокарда) представляет собой круг с вытянутой нижней частью диаметром 40 мм с полем темно-синего цвета в золотистом обрамлении национального орнамента. В нижней части - стилизованное колесо. На темно-синем поле расположены перекрещивающиеся разводной ключ и молоток. Основание обрамлено лавровыми листьями.

У мужчин это пиджак и брюки, у женщин - приталенный жакет, брюки и юбка. Есть на выбор две рубашки - белая и светло-голубая. Также в комплект входят пальто и плащ, шарф, галстук, перчатки, фуражка. Такую форму будут носить работники, начиная от Президента компании и заканчивая начальниками станции, вокзала или резерва проводников.

Нарукавный знак состоит из галуна золотистого цвета с национальным орнаментом высотой 60 мм. Галун окантовывается золотистым шнуром толщиной 4 мм. На золотистом поле золотистыми нитями вышивается пятиконечная звезда размером, в венке из лавровых листьев.

Новости
17.12.2025
Представители России, Армении, Монголии и Кыргызстана впервые приняли участие в форуме молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Более 250 молодых специалистов приняли участие в XIV форуме молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Молодёжь ҚТЖ научили действовать в условиях перемен
Новости
17.12.2025
Командное взаимодействие отработали участники форума молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Более 10 детей получили подарки на «Елке детских желаний»
Новости
17.12.2025
Спокойствие внутри – безопасность снаружи: молодые железнодорожники освоили техники управления стрессом
Новости
17.12.2025
Как ставить цели и расставлять приоритеты: тренинг для молодых специалистов прошел в ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Тренинг по ораторскому мастерству провели для молодых сотрудников ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Чемпионат кейсов по развитию молодежной политики прошёл в ҚТЖ
Спорт
17.12.2025
Железнодорожник стал призером чемпионата Азии по дзюдо и национальным видам борьбы
Пассажирские перевозки
17.12.2025
Более 12,2 млн пассажиров перевезло АО «Пассажирские перевозки» с начала года
Грузовые перевозки
17.12.2025
По сети ҚТЖ перевезено почти 288 млн тонн грузов
Пассажирские перевозки
17.12.2025
Более 300 пассажиров отправились в первый рейс «Полярного экспресса»
Новости / Архив
16.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №104-105 от 16 декабря 2025 года
КТЖ в лицах
15.12.2025
Проверка вагонов, выявление дефектов, ремонт и наставничество: стальные будни ремонтника вагонов
Новости
15.12.2025
ОТЛК ЕРА признано лучшим проектом по транзитному потенциалу в ЕАЭС
Регионы
15.12.2025
Итоги работы по предупреждению инцидентов на железной дороге подвели в Карагандинском отделении магистральной сети
Пассажирские перевозки
15.12.2025
Нацперевозчик доставил около 100 пассажиров поездом «Атырау — Актобе» при закрытии трассы
Грузовые перевозки
15.12.2025
Транзитные перевозки занимают 10% в структуре грузооборота КТЖ
Регионы
15.12.2025
Контейнерные перевозки: более 1,3 млн тонн грузов отправлено из Костанайского региона