История одного паровоза: жизнь легендарного "Лебедя" до появления на станции Павлодар

Камила Олжабаева

Любой памятник обязательно имеет свою историю. Идея украсить станцию Павлодар паровозом возникла в 2018 году. Идейным вдохновителем выступил почетный железнодорожник и почетный гражданин города Аби Саркыншаков.

По рассказам начальника Павлодарского эксплуатационного локомотива депо Алмаса Толеубаева, собрали команду энтузиастов и приступили к поиску подходящего паровоза серии «Л», который получил название среди машинистов «Лебедь». Розыск привел в Усть-Каменогорск на станцию «Шемонаиха», где находится база запасов локомотивов, невольный поставщик паровозов – памятников станций ВКО.   

Дело было в феврале. Павлодарцы нашли на базе десяток заброшенных и заснеженных паровозов. Если с искомой серией было все в порядке, то с техническим состоянием – не очень. Наиболее подходящий паровоз имел серьезные неисправности в ходовой части, и от него пришлось отказаться.

Наконец достойный, а главное, транспортабельный экземпляр отыскался в Алматинском депо – из него тоже хотели сделать памятник, поставить на площади вокзала Алматы-1, но не получилось.

Табличка изготовителя указывает, что паровую машину создали в 1955 году. Если взглянуть на детали пристальнее, то можно увидеть: подпорка котла отмечена 1952 годом, вагонная тележка и котел имеют маркировку 1954 год, отдельные колеса изготовлены и в 1953 и в 1954 году, шток поршня отлили в 1939 году, а устройство передней автосцепки – в 1938 году. Возможно, эти детали установили в процессе ремонтов – паровоз эксплуатировался до 70-х годов.

Как поведал машинист-инструктор подменного пункта станции «Шемонаиха» Нурлан Амерханов, паровоз с номером «3993» обслуживал участок Рубцовск – Риддер, возил пассажирские и грузовые составы, а в 1973 году встал на консервацию, в резерв министерства путей сообщения на случай войны.

Паровоз в Алматы скучал без дела до августа 2018 года, когда наконец павлодарцы получили разрешение его забрать. Чтобы подготовить машину к перегону, на базе запаса локомотивов нашли двух последних машинистов паровозов Валерия Подкорытова и Алексея Серохвостова. Их командировали в Алматы. Мастера своего дела умели управлять паровозом, знали, какие смазочные материалы применять, где и как смазывать ходовую часть, однако о перегоне локомотива своим ходом не шло даже речи.

Как рассказывает Валерий Подкорытов, транспортировали «Лебедя» «бронепоездом» – сцепкой между двух тепловозов: первый тянул, второй страховал, так как паровоз шел без тормозов. Шли под статусом «ремонтного», поэтому диспетчера вперед них сначала пропускали пассажирские и грузовые составы. 

С учетом почтенного возраста паровоза (63 года) добирались до Павлодара две недели. Ехали со скоростью 25 км/ч, а по стрелкам не более 5 км/ч.  От высокой скорости колеса могли перегреться и заклинить. На станциях машинисты проверяли состоянии колесного хозяйства, тщательно смазывая узловые детали.

Когда паровая машина приехала в Павлодар и попала в руки ремонтной бригады, там сумели оценить масштаб будущей работы. По воспоминаниям ремонтника, по совместительству помощника машиниста электровоза Павлодарского филиала КТЖ «Грузовые перевозки» Жаната Сеитова, паровоз пребывал в плачевном состоянии: обшивка парового котла прохудилась, осыпалась, местами из него торчала стекловата, пол в будке машиниста прогнил, медные парорабочие трубы, воздухопроводы, стекла, тяговое дышло и много других деталей отсутствовали.

Реконструкция растянулась на три месяца. За это время залатали дыры, заново затянули днище котла. Сохраняя общий вид локомотива, оставили часть крупных агрегатов и силовых узлов, пескопроводы, поддувало – а все остальное убрали за ненадобностью.

Варили швы, листы затягивали болтами, так что при внимательном рассмотрении можно увидеть, как ряды заклепок перемежаются с гайками. Очистили слоями спекшиеся масло и золу, вычистили котел, перестелили пол в кабине, вставили стекла, вырезали из металла порядковый номер и аббревиатуру КЗХ – «Казахстан». Искали по станциям всей страны и нашли в оригинале буферные фонари. За крупными деталями снова обратились за помощью на базу запаса локомотивов.

Когда-то на панели управления находились краники, вентили, инжекторы, паровой и тормозной манометры, углеподатчик и много еще чего. По итогу оставили, но заварили топку и чудом сохранившийся рычаг.

Идея посадить в кабину манекены в форме железнодорожников так идеей и осталась. Когда все собрали, паровоз покрасили в заводские цвета: корпус в черный, колеса и звезду в красный, поручни – они же выполняли роль габаритов – в белый.

Пока в депо приводили паровоз в божеский вид, в кабинете решали – куда его поставить. Изначально хотели поднять его на постамент на привокзальной площади, подыскали место рядом с часами, но вышло то же самое, что и у алматинских железнодорожников – возникли непреодолимые земельные вопросы, и от этой идеи пришлось отказаться.

Тогда решили устанавливать его на станции, на перроне. Подготовили постамент с рельсами: ходил по рельсам и пускай покоится на рельсах. Установку произвели в мае 2019 года с помощью единственного в городе крана грузоподъемностью 300 тонн: сам паровоз весил 65 тонн, а тендер еще 33 тонны. Кто видел памятник, может представить, чего стоило опустить железную махину точно на рельсы.

Как рассказывает начальник Павлодарского эксплуатационного локомотива депо Алмас Толеубаев, сейчас появилась новая идея: установить рядом с паровозом чудом сохранившийся насос для воды – создать дополнительный антураж того легендарного времени. Возможно, идею удастся воплотить в следующем году, когда будет ровно 100 лет Павлодарскому эксплуатационному депо, чьи стены помнят первые и последние паровозы города.

Автор Константин Шелков 

Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО
Новости
20.11.2024
Главы транспортных ведомств Казахстана и России обсудили сотрудничество в Москве
Новости
19.11.2024
Акмолинские железнодорожники стали победителями республиканского IT-семинара
Новости
19.11.2024
Интеллектуальную игру провели в Акмолинском отделении ГП
Новости
19.11.2024
Вопросы развития транспортно-логистической отрасли обсудили в правительстве Казахстана
Новости
19.11.2024
Развитие транспортно-логистического комплекса в современных экономических условиях обсудили на круглом столе ЕЭК и КСТП
Новости
19.11.2024
Создание торгово-распределительного центра обсудили Казахстан и Узбекистан в порту Актау
Спорт
19.11.2024
Железнодорожник стал чемпионом Казахстана по пауэрлифтингу
Инфраструктура / Цифра недели
19.11.2024
Около 570 км железной дороги капитально отремонтировано в Казахстане
Новости / Архив
19.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №98 от 19 ноября 2024 года