Листая страницы истории

Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Перелистывая номера газеты старых лет, убеждаешься, что черно-белые фотографии на пожелтевших страницах о многом могут рассказать. Например, о том, кто стоял у истоков сооружения Туркестано-Сибирской магистрали, которая была и остается непревзойденным свидетельством героизма работников железнодорожного транспорта.

Артериями жизни называют у нас железнодорожный транспорт. На карте извилистыми линиями тянутся обозначения путей сообщения. Станции Жамбыл, Жанатас, Каратау, Шу, Отар, Луговая – всем им дал импульс к жизни знаменитый Турксиб, соединивший кратчайшим путем богатую хлебом, лесом и углем Сибирь с хлопководческими районами Южного Казахстана и Средней Азии.

На фото – Турар Рыскулов, который принимал непосредственное участие в возведении железнодорожной линии. Он не был кабинетным работником и постоянно находился в гуще событий. Как зампредседателя Совнаркома РСФСР и председатель Комитета содействия строительству Турксиба, неоднократно выезжал в командировки в различные районы строительства магистрали.

Выступая на собраниях, подчеркивал, что Турксиб – это кузница национальных кадров. Турар Рыскулов призывал своих сородичей влиться в ряды железнодорожного пролетариата, учиться и жить по-новому. Он сумел убедить многих коренных жителей идти на Турксиб. Сначала их было две тысячи, потом – около пяти, а к концу стройки уже насчитывалось не менее 15 тысяч рабочих. Нелегко они отрывались от старых обычаев, меняли образ жизни, становились членами профсоюза.

Досрочное завершение строительства Турксиба стало победой строителей, инженеров и техников. За два дня до 1 мая, на 17 месяцев раньше срока, была осуществлена смычка Северного и Южного участков Турксиба. Турар Рыскулов вручил ордена героям труда. Их было немного – 10 человек из 50-тысячной армии Турксиба.

Всего 10, но каких! Все они вошли в историю. Это Ахметжан Маженов, Жумагул Балгаев, Александр Гнусарев, Иван Бубчиков, Владимир Шатов и другие.

На Северном и Южном участках в укреплении дружбы народов помогали и журналисты. В своем первом выступлении на губисполкоме Владимир Шатов заявил: «Огромную помощь в нашей работе мы ожидаем от печати… Нужно, чтобы общественность была правильно и своевременно информирована обо всех наших мероприятиях». О чем писала газета в те далекие годы? Нельзя недооценить Турксиб, были образованы ячейки партии, которые проводили большую работу по укреплению роли печати того времени. Газеты «Джетысуйская искра», «Рельсы гудят», « Турксиб» писали о делах и людях великой стройки, и в каждой строчке слышалось дыхание времени. Журналисты поднимали очень острые темы. Время не знало компромиссов. Одно из интервью с заведующим отдела здравоохранения Турксиба – доктором Дмитриевичем содержало реальную картину быта строителей:

«В Чокпаре при 35-градусном морозе рабочие продолжают жить в юртах. Почему не переселили их в барак? Водоснабжение до сих пор не налажено. До сих пор никак нельзя добиться удовлетворительного состояния в поселках, находящихся в непосредственном соседстве с Турксибом».

Журналисты не подвели, обо всех событиях писали по горячим следам, освещая значимые этапы строительства, жизнь и быт участников стройки. Перелистывая пожелтевшие страницы, где в каждом номере бьется пульс народной стройки, ощущаешь, как преобразовалась жизнь кочевников, поднималась их культура, крепли основы братской дружбы между разными народами, а журналисты «Турксиба» выступали мощным авангардом отраслевой печати – ровесницы Турксиба. 

Новости
21.05.2024
Строительство железной дороги в обход Алматы идет активными темпами
Новости
21.05.2024
Минпром: В 2,4 раза выросли объемы производства продукции железнодорожного машиностроения в Казахстане
Новости
21.05.2024
Главные инженеры вагонных депо обменялись опытом в области производственной безопасности и охраны труда в Таразе
Новости
21.05.2024
Вопросы наращивания грузоперевозок по ТМТМ обсудили в Прибалтийских странах
Новости
21.05.2024
Делегация Дорпрофжел на Октябрьской железной дороге приняла участие в круглом столе в Астане
Новости / Архив
21.05.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №43 от 21 мая 2024 года
Новости
20.05.2024
На 14 маршрутах действует скидка при покупке билета с дисконтной картой «Саяхатшы»
Новости
20.05.2024
О поставке 140 пассажирских вагонов в 2024 году сообщил Минтранс
Регионы
20.05.2024
Студенты посетили алматинские дистанции пути и электроснабжения
Новости
20.05.2024
Перевозка железнодорожным транспортом между Казахстаном и Китаем выросла на 14%
Спорт
20.05.2024
Железнодорожники приняли участие в соревновании по баскетболу в Караганде
Регионы
20.05.2024
Противоэпидемическое учение провели на железнодорожном вокзале в Караганде
Новости
17.05.2024
Столичные абитуриенты посетили Высший колледж транспорта и коммуникации
Новости
17.05.2024
Представители порта Актау приняли участие в бизнес-форуме по транспорту в Риге
Регионы
17.05.2024
Тренировочное противоэпидемическое учение провели в пассажирском поезде «Алтай – Оскемен-1»
Интервью
17.05.2024
КТЖ и МВД усилят работу по обеспечению безопасности на железной дороге
Грузовые перевозки
17.05.2024
Более 81 млн тонн грузов перевезено железнодорожным транспортом за 4 месяца 2024 года
Новости / Архив
17.05.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №42 от 17 мая 2024 года
Новости
16.05.2024
Железнодорожники участвуют в республиканских командно-штабных учениях «Өрт-2024»
Новости
16.05.2024
Меморандум о развитии ТМТМ подписали Казахстан и Латвия