Листая страницы истории
Собственный корреспондент по Алматинской области
Перелистывая номера газеты старых лет, убеждаешься, что черно-белые фотографии на пожелтевших страницах о многом могут рассказать. Например, о том, кто стоял у истоков сооружения Туркестано-Сибирской магистрали, которая была и остается непревзойденным свидетельством героизма работников железнодорожного транспорта.
Артериями жизни называют у нас железнодорожный транспорт. На карте извилистыми линиями тянутся обозначения путей сообщения. Станции Жамбыл, Жанатас, Каратау, Шу, Отар, Луговая – всем им дал импульс к жизни знаменитый Турксиб, соединивший кратчайшим путем богатую хлебом, лесом и углем Сибирь с хлопководческими районами Южного Казахстана и Средней Азии.
На фото – Турар Рыскулов, который принимал непосредственное участие в возведении железнодорожной линии. Он не был кабинетным работником и постоянно находился в гуще событий. Как зампредседателя Совнаркома РСФСР и председатель Комитета содействия строительству Турксиба, неоднократно выезжал в командировки в различные районы строительства магистрали.
Выступая на собраниях, подчеркивал, что Турксиб – это кузница национальных кадров. Турар Рыскулов призывал своих сородичей влиться в ряды железнодорожного пролетариата, учиться и жить по-новому. Он сумел убедить многих коренных жителей идти на Турксиб. Сначала их было две тысячи, потом – около пяти, а к концу стройки уже насчитывалось не менее 15 тысяч рабочих. Нелегко они отрывались от старых обычаев, меняли образ жизни, становились членами профсоюза.
Досрочное завершение строительства Турксиба стало победой строителей, инженеров и техников. За два дня до 1 мая, на 17 месяцев раньше срока, была осуществлена смычка Северного и Южного участков Турксиба. Турар Рыскулов вручил ордена героям труда. Их было немного – 10 человек из 50-тысячной армии Турксиба.
Всего 10, но каких! Все они вошли в историю. Это Ахметжан Маженов, Жумагул Балгаев, Александр Гнусарев, Иван Бубчиков, Владимир Шатов и другие.
На Северном и Южном участках в укреплении дружбы народов помогали и журналисты. В своем первом выступлении на губисполкоме Владимир Шатов заявил: «Огромную помощь в нашей работе мы ожидаем от печати… Нужно, чтобы общественность была правильно и своевременно информирована обо всех наших мероприятиях». О чем писала газета в те далекие годы? Нельзя недооценить Турксиб, были образованы ячейки партии, которые проводили большую работу по укреплению роли печати того времени. Газеты «Джетысуйская искра», «Рельсы гудят», « Турксиб» писали о делах и людях великой стройки, и в каждой строчке слышалось дыхание времени. Журналисты поднимали очень острые темы. Время не знало компромиссов. Одно из интервью с заведующим отдела здравоохранения Турксиба – доктором Дмитриевичем содержало реальную картину быта строителей:
«В Чокпаре при 35-градусном морозе рабочие продолжают жить в юртах. Почему не переселили их в барак? Водоснабжение до сих пор не налажено. До сих пор никак нельзя добиться удовлетворительного состояния в поселках, находящихся в непосредственном соседстве с Турксибом».
Журналисты не подвели, обо всех событиях писали по горячим следам, освещая значимые этапы строительства, жизнь и быт участников стройки. Перелистывая пожелтевшие страницы, где в каждом номере бьется пульс народной стройки, ощущаешь, как преобразовалась жизнь кочевников, поднималась их культура, крепли основы братской дружбы между разными народами, а журналисты «Турксиба» выступали мощным авангардом отраслевой печати – ровесницы Турксиба.