История ВЖДО: 100 лет на службе магистрали
История железной дороги
16.06.2021, 10:03

В 2021 году исполнится 100 лет с момента образования военизированной охраны железнодорожного транспорта. На протяжении века она стоит на страже транспортных артерий нашей страны. Сегодня ТОО «ВЖДО» – одна из крупнейших многофункциональных охранных организаций Казахстана, обеспечивающих безопасность объектов магистрали, сопровождение и сохранность перевозимых грузов.
Подразделения ТОО «Военизированная железнодорожная охрана» дислоцированы на 95 станциях АО «НК «ҚТЖ», в том числе на 16 межгосударственных стыковых пунктах.
Товарищество представляет собой разветвленную сеть из 11 филиалов, в составе которых – 70 стрелковых команд, включая 12 мобильных групп оперативного реагирования и 9 команд, задействованных в охране железнодорожных мостов и тоннелей.
– Наш коллектив – это более 7 тысяч квалифицированных работников, ответственно несущих службу по охране материальных ценностей АО «НК «ҚТЖ», перевозимых грузов и предотвращению различных правонарушений на железнодорожных объектах, – отмечает генеральный директор ТОО «ВЖДО» Бауржан Наханов.По его словам, чаще всего подвергаются нападению грабителей такие грузы, как уголь и металлолом. Расхищают также детали вагонов и локомотивов, оборудование сигнализации и связи, кабеля. Есть определенные проблемы и на границе с Китаем – нарушители стремятся поживиться товарами из Поднебесной. Для предотвращения краж на железнодорожном транспорте сотрудниками ТОО «ВЖДО» ведется сопровождение грузов и круглосуточное дежурство. Так, в сутки по территории Казахстана выходят на смену и добросовестно выполняют свою работу более 1 000 охранников. Что касается сопровождения грузов, оно осуществляется двумя способами: группой охранников, которые сменяются на отдельных железнодорожных станциях в пути следования, либо нарядами, охраняющими грузы от станции отправления до станции назначения. К слову, речь идет лишь о тех грузах, которые входят в перечень подлежащих обязательному сопровождению военизированной охраной, вместе с тем ВЖДО тесно взаимодействует с органами внутренних дел в раскрытии краж и охране общественного порядка. Стоит отметить, что ТОО «ВЖДО» наделено правом ношения и применения служебного нарезного огнестрельного оружия. В практической деятельности подразделения военизированной охраны используют резиновые палки, приборы ночного видения, радиостанции, фонари и т.д. Для проведения оперативно-профилактических мероприятий на наиболее криминогенных участках, доставки работников до охраняемых объектов и контроля брошенных поездов на балансе товарищества имеется порядка 160 автомобилей высокой проходимости (УАЗ и Нива), оборудованных системами GPS-мониторинга. Из-за пандемии коронавируса и связанных с ней проволочек на границе с Китаем и Россией количество брошенных поездов, стоящих на отстое в Казахстане, значительно увеличилось. Соответственно, возросла нагрузка на охранников, так как они вынуждены охранять такие поезда.
– Сейчас отмечается большая переработка рабочего времени наших сотрудников. В день мы охраняем 180-200 брошеных поездов в разных регионах страны, – поделился Бауржан Анасович.Я В ОХРАННИКИ ПОЙДУ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ Устроиться охранником в ТОО «ВЖДО» могут граждане РК в возрасте от 19 лет, не имеющие судимости и административных правонарушений, а также прошедшие специальный курс обучения и сдавшие необходимые нормативы. Примечательно, что для этой должности не требуется диплома о высшем образовании. Сейчас в товариществе трудятся свыше 5 тысяч охранников, имеющих среднее образование. Нет деления и по гендерному признаку. Наравне с мужчинами в ТОО «ВЖДО» охранниками работают 340 женщин. Средний возраст коллектива – 40 лет. Важно, чтобы сотрудник был здоров и физически развит. С этой целью в процессе работы весь личный состав проходит обучение по специально разработанной программе, включающей в себя боевую и физическую подготовку. Кроме того, охранники ТОО «ВЖДО» ежегодно направляются в специализированные обучающие центры, где изучают порядок и основы применения служебного оружия. Постоянно проводится практическая тренировочная работа по методам стрельбы. Прежде чем заступить на смену, работники проходят обязательный медосмотр. Чтобы создать для сотрудников благоприятные условия труда, все объекты ТОО «ВЖДО» оснастили медицинскими кабинетами, комнатами отдыха, приема пищи, гардеробными и душевыми. В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ Потребность в применении современных технологий во всех сферах железнодорожного транспорта продиктована временем. В период развития цифровых коридоров, увеличения транзитного грузопотока и скоростей необходимо совершенствование подходов к охране перевозимых грузов и инфраструктуры. Шагая в ногу со временем, ТОО «ВЖДО» разработало проект оснащения 59 станций Казахстана интеллектуальными видеокамерами до 2023 года. – На этот год нами заложены средства на оборудование интеллектуальными видеокамерами 20 станций. Они позволят обеспечить двойной контроль, так как будут вести наблюдение днем и ночью (с помощью инфракрасного излучения) и передавать изображение оператору на пульт станции, а также на центральный пульт. В настоящий момент идет процедура согласования, – рассказал Бауржан Наханов. – Кроме того, есть идея ввести периметральную охрану – когда периметр объекта закрывается, и любое движение, пересечение периметра сопровождается звуковым сигналом и видеоизображением, переданным на центральный пульт. 24-кратный зум позволит детально рассмотреть нарушителя и «вести» его по территории охраняемого объекта. Еще одним новшеством, планируемым в ТОО «ВЖДО», являются навигационные пломбы. – Мы отрабатываем с IT-фирмами вопрос разработки программного обеспечения, мобильного приложения для отслеживания вагонов, оборудованных нашими GPS-пломбами. Это давно зарекомендовавшая себя практика, широко применяемая в разных странах, – отметил Бауржан Анасович. – GPS-пломба позволит отслеживать вагон на всем пути следования в режиме «онлайн» и видеть каждую попытку несанкционированного доступа к грузу. Мы отвечаем за транспортный поток вагонов, которые проходят через Казахстан. К примеру, если на территорию нашей страны прибудет поезд из России, уже оборудованный пломбами их производства, дополнительно мы будем навешивать и свою. При пересечении границы другого государства по желанию грузоотправителя от нашей пломбы можно отказаться. В целом же с ее помощью можно отслеживать груз до пункта назначения. Дополнительную услугу навигационной пломбы планируется сделать для грузоотправителей платной, однако в ТОО «ВЖДО» отмечают, что стоимость ее будет вполне приемлемой. Производить пломбы хотят в Казахстане. Она будет одноразовой, то есть действовать до момента вскрытия вагона. ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ – ЛЮДИ Главной ценностью ТОО «ВЖДО» являются люди. В начале этого года для социальной защиты сотрудников и улучшения условий труда заключен новый Коллективный договор между работниками и работодателем. Документ предусматривает социальные льготы для штатных сотрудников и пенсионеров, а также гарантии оплаты труда, оздоровления и отдыха работников и их детей. Из новшеств в Коллективном договоре на 2021-2023 годы прописана возможность предоставления работникам дополнительных оплачиваемых отпусков, а также включена норма по организации летнего оздоровительного отдыха детям работников, полностью или частично утративших трудоспособность либо погибших в результате несчастного случая на производстве, и другие. В прошлом году сотрудникам и пенсионерам товарищества оказана материальная помощь на сумму 266 539 тысячи тенге.
– Наш филиал объединяет 13 первичных организаций и 6 561 сотрудника ВЖДО. Мы осуществляем контроль за соблюдением трудового законодательства, регулируем вопросы оплаты труда, оказываем юридическую помощь членам профсоюза. Совместно с работодателем проводим культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия, – рассказал председатель филиала ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» «ВЖДО» Талгат Ескенов.Для лучших охранников в товариществе имеется своя профессиональная награда – знак «Үздік күзетші» с ежемесячной надбавкой к заработной плате в размере 10%. Особое внимание в ТОО «ВЖДО» уделяют благотворительности. Так, в 2014 году товариществом взяты на патронат 16 воспитанников детских домов, которым ежегодно оказывается социальная поддержка и перечисляются собранные работниками денежные средства. Трое из детишек за это время нашли новую семью. В минувшем году ТОО «ВЖДО» собрало средства на покупку и оснащение однокомнатной квартиры для воспитанника Алгинского областного детского дома Тержана Мухамбета. В 2021 году на счет детей, взятых на патронат, уже перечислено свыше 18 миллионов тенге. Юбилей – не только повод подытожить ключевые вехи пути, но и новая отправная точка в истории ВЖДО. Работникам предстоит решать новые задачи, лишь миссия охраны остается неизменной – обеспечение безопасности и сохранности грузов от отправителя до получателя, и ее коллектив ВЖДО выполняет на «отлично».
КТЖ в лицах
12.03.2025
«Вижу свое будущее на стальной магистрали»: сигналист Ирина Шаханова — о начале трудового пути
Инфраструктура
12.03.2025
Движение по маршруту «Достык – Бескөл» в марте откроют в Казахстане
КТЖ в лицах
12.03.2025
«Внести вклад в развитие железнодорожного транспорта»: Инженер-технолог станции Алтынколь Шолпан Мукашева — о своей работе
Инфраструктура
12.03.2025
Около 160 км пути оздоровят железнодорожники Шымкентского отделения магистральной сети
КТЖ в лицах
12.03.2025
О необычном хобби рассказала электромеханик-приемщик приборов СЦБ Лариса Григорьева
Новости
12.03.2025
Машинисту поезда удалось избежать ДТП в районе станции Сурган
Новости
12.03.2025
КТЖ добилось ужесточения ответственности за нарушение правил безопасности на железной дороге
Пассажирские перевозки
12.03.2025
Финиками и водой угощают пассажиров проводники поездов КТЖ
КТЖ в лицах
11.03.2025
«Не могу сидеть без дела»: 31 год работает слесарем по осмотру и ремонту локомотива Алмагуль Нурмахина
КТЖ в лицах
11.03.2025
Как совмещать работу и семью, рассказала оператор по обработке перевозочных документов станции Уральск
КТЖ в лицах
11.03.2025
Директора Центрального музея железнодорожного транспорта Гульнару Шормакову проводили на пенсию
КТЖ в лицах
11.03.2025
«Даже мысли не было о смене профессии»: Ольга Дедкова почти 30 лет трудится осмотрщиком вагонов на станции Петропавловск
Новости
11.03.2025
«Прогнозирование – это искусство»: графисты рассказали о своей работе
Новости
11.03.2025
Систему видеоаналитики на переездах испытали в КТЖ
КТЖ в лицах
11.03.2025
«Железная дорога всегда меня выручала»: Дежурная по станции Оскемен-1 Минайым Абдрахманова — о выборе професии
Новости
11.03.2025
КТЖ: Обследованы все водохранилища и плотины выше железнодорожного полотна
Новости
11.03.2025
Глава Минтранспорта посетил открытый после реконструкции вокзал в Экибастузе
Пассажирские перевозки
10.03.2025
Более 300 пассажиров перевезены поездами КТЖ с закрытых из-за непогоды трасс
Пассажирские перевозки
10.03.2025
КТЖ вывезет застрявших из-за непогоды на трассах людей в Астану
Пассажирские перевозки
09.03.2025
Более тысячи пассажирок поездов КТЖ получили подарки на 8 марта