Павлодарцы рассказали, как принимали участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали

Регионы
14.06.2024, 16:00
Фото автора
Айдана Ертай

В этом году исполняется 50 лет со дня начала строительства крупнейшей в мире железной дороги Байкало-Амурской магистрали (далее БАМ), возводить которую приезжали добровольцы со всех советских республик, в их числе были и павлодарцы, передает Rail-news.kz.

9 декабря 1981 года на железнодорожном вокзале Павлодара решивших отправиться на строительство БАМа 84 добровольцев проводили на станцию Новая Чара. До пункта назначения они добирались 14 дней.

Несмотря на то, что некоторая часть БАМовцов Казахской ССР проживает в других городах и странах, они продолжают поддерживать связь. В этот раз встретились начальник отдела кадров ССМП КазахБАМстрой Надежда Загорулько, плотник-бетонщик, художник-оформитель Василий Зейф, начальник финансового отдела управления строительства «Бамстройпуть» Станислава Зейф, экономист планового отдела ССМП Светлана Полякова, завхоз и секретарь Людмила Трухманова.

«В составе этого отряда ехали и мы с мужем, оставив на попечение моей мамы двух малолетних детей – шестилетнюю дочь Елену и четырехлетнего сына Сергея. Через полгода я привезла детей и маму Павлову Тамару на БАМ в поселок Новая Чара. К сожалению, она не дожила до настоящего времени. Моя мама работала в ССМП «КазахБАМстрой» рабочей кухни, сторожем детского сада до августа 1992 года. Награждена медалью «За строительство БАМа». На БАМе в 1988 году наша семья пополнилась двойняшками – мальчиком Славой и девочкой Светой. Так мы стали многодетной семьей, – рассказывает Надежда Загорулько.

Сейчас Надежда Ивановна на заслуженном отдыхе, но продолжает заниматься общественной жизнью в совете ветеранов Павлодарской области, а также занимает должность заместителя председателя совета ветеранов строителей Павлодара.

Василий Зейф, помимо строительных работ, занимался художественным оформлением возведенных зданий. О строительстве оленеводческого комплекса совхоза Чарский в июне 1984 года он вспоминает с большим воодушевлением.

«Вот этот альбом сделал сам, включая оформление. Здесь собрана практически вся летопись строительства БАМа. Природа тех краев, конечно, удивляет. Мы встречали медведей. А поскольку там было хозяйство оленей, мы решили, почему бы нам не построить для жителей поселка комплекс для этих животных?», – говорит Василий Зейф.

Строительство БАМа проходило в сложнейших природно-климатических условиях: долгая зима с морозами до 50-60 градусов, короткое лето с 30-40-градусной жарой, снежные вьюги и лавины, вечная мерзлота. Все эти обстоятельства испытывали на прочность строительные материалы, машины и людские характеры.

Павлодарцы возвели многоквартирные жилые дома, железнодорожный вокзал на 300 человек, торговый центр, детские сады и многое другое. В первое время они сами жили во временных вагонах с буржуйкой. Металлический пол всегда был ледяным.

Стоит отметить, что после прибытия павлодарцев через некоторое время приехали другие организованные отряды из Алматы, Уральска, Караганды, Щучинска. Напомним, возведение БАМ называли стройкой века. Она надежно связала промышленно развитые области СССР с Тихим океаном и разгрузила перенапряженную Транссибирскую железнодорожную магистраль.

 

КТЖ в лицах
15.12.2025
Проверка вагонов, выявление дефектов, ремонт и наставничество: стальные будни ремонтника вагонов
Новости
15.12.2025
ОТЛК ЕРА признано лучшим проектом по транзитному потенциалу в ЕАЭС
Регионы
15.12.2025
Итоги работы по предупреждению инцидентов на железной дороге подвели в Карагандинском отделении магистральной сети
Пассажирские перевозки
15.12.2025
Нацперевозчик доставил около 100 пассажиров поездом «Атырау — Актобе» при закрытии трассы
Грузовые перевозки
15.12.2025
Транзитные перевозки занимают 10% в структуре грузооборота КТЖ
Регионы
15.12.2025
Контейнерные перевозки: более 1,3 млн тонн грузов отправлено из Костанайского региона
Новости
13.12.2025
Реконструкция вокзалов в Алматинской области идет высокими темпами
Новости
12.12.2025
Ж/д линия Дарбаза – Мактаарал снизит нагрузку на станцию Сарыагаш на 40%
Регионы
12.12.2025
Железнодорожники проводят профилактическую работу с населением в Павлодаре
Регионы
12.12.2025
Илецкие железнодорожники подготовились к зимнему периоду
Интервью
12.12.2025
Ревизорский аппарат усиливает комплексные меры по повышению безопасности движения: показатели улучшились в Акмолинском регионе
Регионы
12.12.2025
Капитальный ремонт Дома отдыха локомотивных бригад завершён на станции Кызылжар
Новости
12.12.2025
Модернизация участка Алтынколь – Жетыген выходит на решающий этап
Новости / Архив
12.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №103 от 12 декабря 2025 года
Новости
11.12.2025
Вице-министр транспорта рассказал таразским школьникам о новых возможностях отрасли
Новости
11.12.2025
ҚТЖ признан самым доброжелательным коллективом страны
КТЖ в лицах
11.12.2025
Повышение квалификации онлайн, знакомые маршруты и уважение пассажиров: будни проводника Асель Казиевой
Регионы
11.12.2025
Костанайское отделение ГП увеличило погрузку до 26 миллионов тонн
Пассажирские перевозки
10.12.2025
Дополнительные пригородные поезда перевезут более 3 тысяч пассажиров в период новогодних праздников
Новости
10.12.2025
Технический семинар с участием Alstom прошёл в КТЖ