Уникальные экспонаты времён войны храни музей боевой и трудовой славы в Кокшетау

Регионы
28.04.2025, 16:10
Фото автора
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В этом году в Казахстане отмечают 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Унесшая миллионы жизней война была окончена 8 мая 1945 года. Сообщение о капитуляции Германии на следующий день опубликовала и газета «Гудок». Номер от 9 мая 1945 года занимает центральное место среди экспонатов музея боевой и трудовой славы, расположенного на вокзале Кокшетау.

«Сегодня день всенародного торжества – Праздник Победы! Слава нашему великому народу, народу победителю!», – этими словами открывается праздничный номер газеты «Гудок» от 9 и 10 мая 1945 года. Здесь же можно ознакомиться с обращением И. В. Сталина к народу по случаю Победы в Великой Отечественной войне, Приказом Верховного Главнокомандующего с поздравлениями войскам Красной Армии и Военно-морского флота с Победой, Указом Президиума Верховного совета СССР «Об объявлении 9 Мая Праздником Победы». Это позволяет окунуться в атмосферу тех незабываемых дней мая 1945 года и почувствовать себя на месте наших дедов и прадедов, которые своим героизмом на фронте и нечеловеческим трудом в тылу приближали победу над врагом.

Найти столь уникальные экспонаты удалось ветерану железнодорожного транспорта Мажиту Галимжанову. В первые годы становления музея он лично обзванивал всех старожилов предприятия, ветеранов с просьбой принести фотографии, документы, все, что представляло для музея ценность. Так и появились в коллекции два номера газеты «Гудок», датированные 9 и 10 мая 1945 года. Принес печатные издания бывший начальник ПЧ Леонид Дмитриев. Дополняют коллекцию четыре огромных полотна, написанные местным художником Сакеном Култасовым: на одной – проводы мужчин на фронт, на другой – картина поля боя со взрывами и смертью, затем – встречи оставшихся в живых солдат, прибытие первого эшелона с первоцелинниками, выписан каждый фрагмент с любовью и внутренним душевным трепетом.

Эти и многие другие экспонаты передают, какой вклад внесли акмолинские железнодорожники в Победу.

За годы войны из региона были призваны в ряды Красной армии более 41 тысячи человек, свыше 20 тысяч мобилизованы в трудармию. На станции Курорт-Боровое были сформированы специальные колонны железнодорожных войск особого назначения. В ходе войны менялись направления движения поездов. Теперь они следовали по направлению Москва, Дон, Украина, Польша, Чехословакия.

Кроме того, работники стальной магистрали под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» в феврале 1942 года со станции Акмолинск отправили состав с продовольственными подарками и более чем двумя с половиной тысячами индивидуальных посылок для воинов Волховского и Ленинградского фронтов. В феврале 1942 года железнодорожники Акмолинского узла и управления дороги на личные средства соорудили и отправили на фронт даже передвижную баню из 10 вагонов, а также очередной эшелон на Юго-Западный фронт.

В общей сложности на фронт было отправлено 711 автомашин, 12 860 лошадей, 3 290 повозок.

С особой заботой и теплом встречали акмолинцы эшелоны с ранеными во время ожесточенных боев солдатами. На территории области действовали семь эвакогоспиталей (ЭГ): в Акмолинске, Атбасаре, в Сталинском районе (ныне Аккольский), на станции Курорт-Боровое в железнодорожной больнице. В Кокшетау дислоцировались три эвакуационных госпиталя: № 2396, 2447, 3604.

Благодаря экспозициям музея мы можем узнать о подвигах людей, обеспечивавших бесперебойную работу магистрали, тем самым приближая Победу в Великой Отечественной войне.

Грузовые перевозки
18.09.2025
Опытную партию растительного масла доставили из Казахстана в Китай в 40-футовых контейнерах
КТЖ в лицах
18.09.2025
Династия Орысбаевых: три поколения машинистов
КТЖ в лицах
18.09.2025
Монтер пути Кайрат Арчабаев удостоен звания «Почетный железнодорожник»
Новости
18.09.2025
Более 60 замначальника локомотивных депо прошли обучение эффективным коммуникациям
Пассажирские перевозки
17.09.2025
АО «Пассажирские перевозки» запустит состав Talgo на маршруте Алматы — Костанай в 2026 году
Пассажирские перевозки
17.09.2025
Нацперевозчик подключит к Starlink ещё два поезда до конца года
Регионы
17.09.2025
Десять рационализторских предложений внедрили в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости
17.09.2025
Развитие грузоперевозок в Казахстане обсудили Kazlogistics и BCG в Астане
Грузовые перевозки
17.09.2025
КТЖ провело выездное заседание зернового штаба в Костанае
Новости
17.09.2025
Железнодорожники учатся сортировать отходы: в филиалах ГП прошли экосессии
Новости
16.09.2025
Центр диагностики пути КТЖ продемонстрировал современные технологии
Новости
16.09.2025
Подготовку железнодорожников к зиме обсудили в Минтрансе
Интервью
16.09.2025
Новые поезда, интернет в пути и туристические маршруты: железная дорога становится комфортнее
Новости
16.09.2025
Казахстан и Россия запускают совместный агроиндустриальный парк в Alatau City
Новости
16.09.2025
Жумангарин: Объем грузоперевозок через Казахстан вырастет в 2 раза к 2029 году
Новости / Архив
16.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №75 от 16 сентября 2025 года
Новости
15.09.2025
КТЖ и РЖД определили приоритетные направления стратегического сотрудничества
Грузовые перевозки
15.09.2025
Почти 24 млн тонн угля перевезли к отопительному сезону в Казахстане
Регионы
15.09.2025
Месячник по предупреждению несчастных случаев на железной дороге проходит в Уральске
Регионы
15.09.2025
Машинист электропоезда Иван Смоляк предотвратил сход поезда