Школьникам Уральска из первых уст рассказали об ужасе войны

Социум
06.05.2022, 13:13
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

В преддверии Дня Победы в Уральском музее железнодорожников прошла встреча тружеников тыла с учащимися подшефной школы №45, передает Rail-news.kz.

  Председатель Совета ветеранов уральских железнодорожников Акназар Карибаев представил детям бессменного хранителя истории железной дороги Приуралья, Почетного железнодорожника Михаила Надточего. Михаил Тихонович верен себе и к 77-летию Победы над фашизмом подготовил большой исторический материал. Он рассказывал четвероклашкам, какой вклад в Победу над фашизмом внес Казахстан, в том числе Уральск и железнодорожники Приуралья, доступно, интересно, подкрепляя рассказ демонстрацией экспонатов музея. 

– С оккупированных фашистами территорий в Казахстан было эвакуировано более миллиона человек и более 200 промышленных предприятий, в Уральскую область – 21 предприятие и более 80 тысяч человек, где они нашли кров и хлеб. Заводы размещались под открытым небом, начинали выпуск снарядов, мин, а параллельно возводились стены цехов. Практически все школы области (31 средняя, 138 семилетних и 363 начальные) стали госпиталями, а уроки проводили в приспособленных помещениях. В Уральске было размещено 20 госпиталей в школах, в том числе и в той, где учитесь вы, – говорил ребятишкам Михаил Тихонович, показывая газеты и фотографии военного времени. – Город Уральск был ближним тылом Сталинградской битвы, а 16 октября 1942 года вся Западно-Казахстанская область, тогда она называлась Уральской, была включена в зону фронта. Это единственная в республике область, подвергавшаяся массированным бомбардировкам. Особенно доставалось железной дороге, поскольку она была единственной транспортной артерией Сталинграда. В мирное время в сутки по нашему участку железной дороги проходило до 12 поездов в одну и другую стороны, а в военные годы – по 24 состава, – рассказывал хранитель музея, а дети рассматривали соответствующие экспонаты: карты, приказы, письма, макеты, сохранившееся оборудование. 

С июля по декабрь 1942 года в результате налетов было повреждено более 100 паровозов, погибли 1 393 и ранено 1 800 железнодорожников. Однако за всю войну западноказахстанские железнодорожники не допустили ни одной аварии или задержки поезда. Только с 1 по 19 ноября 1942 года на Сталинградский фронт было переправлено 160 тысяч солдат, 10 тысяч лошадей, 430 танков, 600 орудий, 14 тысяч автомашин. После Победы на железной дороге в Уральске трудились   60 оставшихся в живых участников войны, сейчас он один. Борис Шолубай в феврале отметил 98-летие и собирался на встречу со школьниками, однако попал в больницу. Но ребята помнят Бориса Сергеевича, ведь они – частые гости в музее железнодорожников, и пожелали ему скорейшего выздоровления. 

Школьники с большим интересом послушали рассказы труженицы тыла Глафиры Герасимовой, задавали вопросы. Глафира Андреевна родилась в селе Боярка Сталинского района (ныне Аккольский) Акмолинской области. Родители работали в совхозе «Заветы Ильича», там же десятилетней девочкой начала свою трудовую биографию и она. Рассказала о трудностях, с которыми столкнулись дети войны, об их стремлении к учебе и огромном желании помочь армии скорее победить и вернуться к мирной жизни. 

С 1952 года она работала на железной дороге осмотрщиком вагонов по пробе автотормозов, стрелочником, сигналистом, завершила трудовую деятельность в 1988 году оператором поста централизации. Ее супруг был машинистом локомотива. 

Поблагодарив ветеранов за интересную встречу, классный руководитель 4 «В» класса Асель Сарбасова выразила надежду, что еще не раз ее выпускники придут в музей железнодорожников, а она приведет сюда своих новых учеников. Дети пригласили ветеранов на свой выпускной в конце мая.

Новости
02.12.2025
Навигационные пломбы в ЕАЭС начнут применять с февраля 2026 года
Новости
02.12.2025
Программно-аппаратный комплекс установили на автомотрисах Астанинской дистанции электроснабжения
Пассажирские перевозки
02.12.2025
ЕАЭС упростит железнодорожные пассажирские перевозки
Грузовые перевозки
02.12.2025
Перевозки грузов по сети ҚТЖ выросли до 287,8 млн тонн
Новости
02.12.2025
Порт Актау получил финансовую поддержку Европейского Союза
Новости / Архив
02.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №100 от 02 декабря 2025 года
Новости
01.12.2025
Железнодорожники обсудили вопросы интеграции охраны труда в бизнес-процессы
Регионы
01.12.2025
«Ұлттық диктант» написали кокшетауские железнодорожники
Новости
01.12.2025
Более 3 700 казахстанцев привлекли к ответственности за нарушения на железной дороге
Регионы
01.12.2025
Внедрение цифровых технологий и экономию топлива обсудили на семинаре в Павлодаре
Регионы
01.12.2025
Месячник «Внимание – тормозное оборудование» выявил дефекты у вагонов в ВЧД-24
Регионы
01.12.2025
Более 1 млн 26 тыс. тонн зерна нового урожая погружено в Костанайском регионе
Пассажирские перевозки
01.12.2025
Нацперевозчик запустил новые вагоны на маршрут Алматы – Новосибирск
Новости
28.11.2025
КТЖ и транспортная полиция усиливают меры безопасности на железнодорожной сети
Грузовые перевозки / Цифра недели
28.11.2025
Более 1,2 тысячи поездов прошли по вторым путям Достык – Мойынты
Новости
28.11.2025
Более 25 компаний стали участниками V Заседания Казахстанско-Швейцарского делового совета
Новости
28.11.2025
В АО «ҚТЖ» провели обучение работе в системе E-Otinish
Новости
28.11.2025
Работники станций Достык и Алтынколь приняли участие в семинаре в КНР
Регионы
28.11.2025
Строительство линии Кызылжар – Мойынты завершат к декабрю 2026 года
Новости
28.11.2025
Подкомитет по железнодорожному транспорту определил задачи на 2026 год