Школьникам Уральска из первых уст рассказали об ужасе войны

Социум
06.05.2022, 13:13
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

В преддверии Дня Победы в Уральском музее железнодорожников прошла встреча тружеников тыла с учащимися подшефной школы №45, передает Rail-news.kz.

  Председатель Совета ветеранов уральских железнодорожников Акназар Карибаев представил детям бессменного хранителя истории железной дороги Приуралья, Почетного железнодорожника Михаила Надточего. Михаил Тихонович верен себе и к 77-летию Победы над фашизмом подготовил большой исторический материал. Он рассказывал четвероклашкам, какой вклад в Победу над фашизмом внес Казахстан, в том числе Уральск и железнодорожники Приуралья, доступно, интересно, подкрепляя рассказ демонстрацией экспонатов музея. 

– С оккупированных фашистами территорий в Казахстан было эвакуировано более миллиона человек и более 200 промышленных предприятий, в Уральскую область – 21 предприятие и более 80 тысяч человек, где они нашли кров и хлеб. Заводы размещались под открытым небом, начинали выпуск снарядов, мин, а параллельно возводились стены цехов. Практически все школы области (31 средняя, 138 семилетних и 363 начальные) стали госпиталями, а уроки проводили в приспособленных помещениях. В Уральске было размещено 20 госпиталей в школах, в том числе и в той, где учитесь вы, – говорил ребятишкам Михаил Тихонович, показывая газеты и фотографии военного времени. – Город Уральск был ближним тылом Сталинградской битвы, а 16 октября 1942 года вся Западно-Казахстанская область, тогда она называлась Уральской, была включена в зону фронта. Это единственная в республике область, подвергавшаяся массированным бомбардировкам. Особенно доставалось железной дороге, поскольку она была единственной транспортной артерией Сталинграда. В мирное время в сутки по нашему участку железной дороги проходило до 12 поездов в одну и другую стороны, а в военные годы – по 24 состава, – рассказывал хранитель музея, а дети рассматривали соответствующие экспонаты: карты, приказы, письма, макеты, сохранившееся оборудование. 

С июля по декабрь 1942 года в результате налетов было повреждено более 100 паровозов, погибли 1 393 и ранено 1 800 железнодорожников. Однако за всю войну западноказахстанские железнодорожники не допустили ни одной аварии или задержки поезда. Только с 1 по 19 ноября 1942 года на Сталинградский фронт было переправлено 160 тысяч солдат, 10 тысяч лошадей, 430 танков, 600 орудий, 14 тысяч автомашин. После Победы на железной дороге в Уральске трудились   60 оставшихся в живых участников войны, сейчас он один. Борис Шолубай в феврале отметил 98-летие и собирался на встречу со школьниками, однако попал в больницу. Но ребята помнят Бориса Сергеевича, ведь они – частые гости в музее железнодорожников, и пожелали ему скорейшего выздоровления. 

Школьники с большим интересом послушали рассказы труженицы тыла Глафиры Герасимовой, задавали вопросы. Глафира Андреевна родилась в селе Боярка Сталинского района (ныне Аккольский) Акмолинской области. Родители работали в совхозе «Заветы Ильича», там же десятилетней девочкой начала свою трудовую биографию и она. Рассказала о трудностях, с которыми столкнулись дети войны, об их стремлении к учебе и огромном желании помочь армии скорее победить и вернуться к мирной жизни. 

С 1952 года она работала на железной дороге осмотрщиком вагонов по пробе автотормозов, стрелочником, сигналистом, завершила трудовую деятельность в 1988 году оператором поста централизации. Ее супруг был машинистом локомотива. 

Поблагодарив ветеранов за интересную встречу, классный руководитель 4 «В» класса Асель Сарбасова выразила надежду, что еще не раз ее выпускники придут в музей железнодорожников, а она приведет сюда своих новых учеников. Дети пригласили ветеранов на свой выпускной в конце мая.

Грузовые перевозки
13.03.2025
Казахстан и ОЭСР обсуждают перспективы дальнейшего сотрудничества
Новости
13.03.2025
Развитие транспортного коридора Север-Юг обсудили Казахстан и Россия
Регионы
13.03.2025
Более 60 раз в течение двух лет машинистам поездов пришлось экстренно тормозить в Карагандинском регионе
Инфраструктура
13.03.2025
Почти 50 км железной дороги капитально отремонтируют в Кызылординском регионе
Регионы
13.03.2025
Учебно-показательный комиссионный осмотр прошел на станции Оскемен-1
КТЖ в лицах
13.03.2025
Райхан Альсеитова - 37 лет на железной дороге
КТЖ в лицах
13.03.2025
«Душа поет, и есть уверенность в будущем»: Оператор по обработке перевозочных документов Гульсара Жайляуова — о работе на станции Илецк
Регионы
13.03.2025
Показательный комиссионный осмотр прошел на станции Жанаарка
Новости
13.03.2025
Около 200 участников собрал форум «Сенімді тұлек» в КТЖ
Новости
13.03.2025
Теорию цифрового перехода транспортно-логистического комплекса в странах ЕАЭС обсудили в Ташкенте
Новости
13.03.2025
Джип преградил путь пассажирскому поезду на перегоне Медеу – Жетісу
КТЖ в лицах
12.03.2025
«Вижу свое будущее на стальной магистрали»: сигналист Ирина Шаханова — о начале трудового пути
Инфраструктура
12.03.2025
Движение по маршруту «Достык – Бескөл» в марте откроют в Казахстане
КТЖ в лицах
12.03.2025
«Внести вклад в развитие железнодорожного транспорта»: Инженер-технолог станции Алтынколь Шолпан Мукашева — о своей работе
Инфраструктура
12.03.2025
Около 160 км пути оздоровят железнодорожники Шымкентского отделения магистральной сети
КТЖ в лицах
12.03.2025
О необычном хобби рассказала электромеханик-приемщик приборов СЦБ Лариса Григорьева
Новости
12.03.2025
Машинисту поезда удалось избежать ДТП в районе станции Сурган
Новости
12.03.2025
КТЖ добилось ужесточения ответственности за нарушение правил безопасности на железной дороге
Пассажирские перевозки
12.03.2025
Финиками и водой угощают пассажиров проводники поездов КТЖ
КТЖ в лицах
11.03.2025
«Не могу сидеть без дела»: 31 год работает слесарем по осмотру и ремонту локомотива Алмагуль Нурмахина