Как железнодорожник стал сапером и спас четырех девушек

Социум
09.05.2019, 12:47

В послевоенное время сапер, приравненный к ветеранам Великой Отечественной войны, Евгений Набоков разминировал более 2500 взрывоопасных единиц.

Евгений Набоков родился в послевоенное время. Сразу после окончания школы устроился работать в Сортировке Карагандинской области помощником машиниста. В 1966 году 18-летнего парня призвали служить в ряды Советской Армии. На протяжении трех лет молодой солдат осваивал азы армейской службы – марш-броски, прыжки с парашютом, занятия по специальной подготовке, зачеты по мерам безопасности при работе со взрывоопасными предметами. Во время войны фашисты оставили на советской земле большое количество складов с артиллерийскими боеприпасами, которые подлежали разминированию. Саперы регулярно выезжали и очищали местность от мин, а потом гремели взрывы.

По словам Евгения Набокова, работать приходилось в различных экстремальных условиях. В 1967 году на его счету было уже обезврежено 2500 взрывоопасных единиц. 

Только саперы знают, что кроется за этой цифрой – сотни исхоженных километров, десятки кубометров выброшенного грунта, мозоли на руках. Непривычного к такой работе человека от усталости валит с ног, но молодые сильные ребята не считаясь ни с чем, работали не покладая рук.

– Однажды из военкомата пришла заявка на подрыв снаряда, – вспоминает он. – В состав группы, высланной на задание, вошел и я. Ехать далеко, на место прибыли к концу дня, а справиться с работой нужно было засветло. Особенно много времени заняла подготовка котлована для заряда, поэтому мы сразу же взялись за лопаты. Приблизительно через час котлован был готов. Снарядов оказалось тысяч пять, но они были мелкими – от самолетных пушек. Решили взорвать их все вместе, укладывали прямо в ящики. Когда все было готово к взрыву, бросились бежать от опасного места (за три с лишним минуты нужно добежать до укрытия). Вдруг лейтенант Федоров остановился, как вкопанный, лицо его побледнело.

Набоков глянул в ту сторону, куда тот смотрел и тоже окаменел. Размахивая лукошками, из лесу шли четверо девчат. Набоков бросился им навстречу, чтобы остановить. Прошло больше минуты, значит, до взрыва осталось примерно полторы. Он их пытался остановить, но девушки продолжали идти. Они не слышали Евгения, и тогда он рванулся вперед. После очередного крика девушки остановились. Они не могли понять, почему незнакомый солдат так быстро бежит к ним. Наконец догадались и бросились к водосточному колодцу. Вот-вот должен был грянуть взрыв. Набоков упал в неглубокую, наполненную водой выемку. Тут же вздрогнула земля. Разорвались целые снаряды и ящики. Рядом с сапером падали комья грязи и изуродованный металл. После того, как отгремели взрывы, перестали падать осколки, он все не поднимался. Спустя некоторое время пришел в себя. В это время  к нему подбежали перепуганные девчата. Несколько месяцев спустя после этого случая Евгений Набоков стал коммунистом и получил медаль «За боевые заслуги».

После службы в армии Дмитрий вернулся в родное депо и 41 год проработал на железной дороге. Сейчас он находится на заслуженном отдыхе. Никто из коллег даже не подозревал, что бок о бок трудится с легендарным сапером. Сам он в силу своей скромности не рассказывал о подвигах, которые когда-то совершил. Сейчас на примере Евгения Набокова учатся молодые железнодорожники, они хотят быть похожими на него как профессионала, патриота и личность.

Грузовые перевозки
02.05.2025
Почти 72 млн тонн угля доставлено железнодорожным транспортом в отопительном сезоне 2024–2025 годов
Новости
02.05.2025
Представители Минтранса проводят профориентационную работу
Пассажирские перевозки
30.04.2025
Более 120 пассажиров отправились в путешествие на туристическом поезде «Jibek Joly»
Новости
30.04.2025
Казахстан и Пакистан расширяют транспортное сотрудничество
Грузовые перевозки
30.04.2025
Казахстанское зерно отправили по железной дороге в Марокко
Регионы
30.04.2025
Память фронтовиков-железнодорожников почтили в Караганде
Интервью
30.04.2025
Жером Бойе рассказал о миссии Alstom, новых депо и будущем железнодорожной отрасли Казахстана
Регионы
30.04.2025
Вокзалы реконструируют на 6 станциях в Костанайском регионе
Грузовые перевозки
30.04.2025
Казахстан значительно нарастил поставки зерна в Иран и Азербайджан
Регионы
30.04.2025
Отчетно-выборная конференция профсоюзного комитета прошла в Алматинском отделении ГП
Регионы
30.04.2025
Стали известны подробности о системе видеоаналитики, испытанной КТЖ на переездах
Новости
29.04.2025
Заседание профсоюзного актива железнодорожного узла «Астана» посвятили Дню охраны труда
Регионы
29.04.2025
Павлодарские железнодорожники обсудили важность использования современных технологий в День охраны труда
Регионы
29.04.2025
Железнодорожники провели викторину ко Дню охраны труда в Усть-Каменогорске
Новости
29.04.2025
KTZ Express представил планы развития на форуме ESE ASIA 2025
Новости
29.04.2025
Повышение конкурентоспособности ТМТМ обсудили в Бишкеке
Новости / Архив
29.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №33 от 29 апреля 2025 года
Новости
28.04.2025
КТЖ и РЖД подвели итоги сотрудничества и наметили планы до 2027 года
Новости
28.04.2025
Итоги работы по предупреждению несчастных случаев на железной дороге подвели в Кокшетау
Новости
28.04.2025
Встреча с ветеранами-железнодорожниками прошла в Высшем колледже транспорта и коммуникаций