Внимание Китая к Центральной Азии открывает новые возможности для ж/д перевозок
Китай все больше ориентируется на транспортное сообщение со странами Центральной Азии. Огромные инвестиции находятся в стадии разработки и подписываются соглашения о сотрудничестве. Новый Шелковый путь, возможно, потерпел неудачу из-за сокращения объемов через Россию, Китай видит новые возможности для железнодорожных перевозок в соседнем регионе, пишет Rail Freight.
В этом месяце министр иностранных дел Китая Ван И встретился с лидерами пяти центральноазиатских государств, чтобы наметить ключевые точки сотрудничества, которые, как ожидается, будут свидетельствовать о новых инвестициях и расширении железнодорожных грузовых сообщений Восток-Запад. В совещании министров иностранных дел Китая и Центральной Азии (C+C5) приняли участие представители Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Сотрудничество
Выступая на третьей встрече C+C5 в Нур-Султане Ван призвал страны «углубить сотрудничество в области связи» и «улучшить зеленые коридоры для грузов». Хотя маршрут через Россию не закрыт, объемы через Россию значительно сократились после ситуации в Украине. Поезда между Европой и Китаем находят несколько альтернатив, пока, скорее всего, через Каспийское море.
Но в регионе Центральной Азии есть еще много возможностей, которые Китай готов исследовать. Хорошим примером является проект железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан (ККУ) протяженностью 523 километра, который протянется от Кашгара в Китае до Ташкента в Узбекистане. С предполагаемой ценой, превышающей 4,5 миллиарда долларов США, проект томился в течение многих лет без видимого прогресса, но недавние геополитические сдвиги теперь могут ускорить выполнение планов.
Премьер-министр Кыргызстана Акылбек Жапаров теперь заявляет: «Мы ожидаем, что в ходе саммита Шанхайской организации сотрудничества в сентябре лидеры трех стран подпишут документ о начале строительства железной дороги».
Через Туркменистан
Более того, возрастает роль Туркменистана. Хотя на строительство железнодорожной линии ЦКУ потребуется несколько лет, только в этом месяце из казахстанского города Павлодар через Туркменистан и Иран в Турцию отправился поезд. Это всего лишь один пример потенциального транзитного маршрута, поскольку он позволяет избежать транзита через Россию и представляет собой альтернативу уже перегруженному Среднему коридору.
Хотя Афганистан официально не входит в группу C+C5, он также считается страной с потенциалом расширения регионального сотрудничества. Железнодорожная линия Хаф-Герат между Ираном и Афганистаном может быть продлена в сторону Китая как часть железнодорожного коридора Восток-Запад. План состоит в том, чтобы продлить сообщение от Герата до афгано-таджикской границы и, после пересечения Таджикистана, пройти через Кыргызстан, откуда он соединится с Китаем. Также этот проект вызвал новый интерес и мог бы стать еще одним транзитным маршрутом, соединяющим восток и запад.
Финансовая оптимизация
На встрече членов C+C5 на прошлой неделе Китай и пять республик Центральной Азии договорились расширить соглашения о платежах в национальных валютах по отношению к доллару и создать подходящие финансовые механизмы для расширения сотрудничества.
"Мы продолжим качественное сотрудничество в рамках инициативы "Один пояс, один путь", расширим многоплановое сотрудничество, рассмотрим вопрос о создании подходящего финансового механизма и дальнейшем расширении соглашений по национальным валютам", - сказал Ван на встрече.
В целом министр иностранных дел заверил, что Китай обеспечит безопасную и стабильную работу торгового пути в Европу по суше через Среднюю Азию. «Мы будем способствовать упрощению таможенных процедур, оптимизации зеленых коридоров для грузовых перевозок, ускорению возобновления полетов, обеспечению целостности производственных цепочек и непрерывности цепочек поставок в регионе.