Почти 40% казахстанского экспорта приходится на четвертый квартал года
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Вопросы транспортировки грузов по железной дороге обсудили на заседании штаба по вопросам экспорта под председательством министра торговли и интеграции Казахстана Армана Шаккалиева.
Сегодня основной объем готовой казахстанской продукции отправляется в Россию, страны Европейского союза, Узбекистан и Китай. Порядка 60% экспортного грузопотока приходится на уголь, нефтепродукты, руды цветных металлов, удобрения и прокат плоский.
– Мы видим, что общая пропускная способность железных дорог по итогам прошлого года составляет 196 млн тонн – это расчетные данные. При этом нужно учитывать сезонность перевозки грузов: почти 40% экспорта приходится на четвертый квартал. Чтобы упорядочить грузоперевозки по железной дороге, нам нужно совместно расставить приоритеты. АО «НК «ҚТЖ», как и любая структура, хочет работать предсказуемо и на плановой основе. Поэтому необходимо разработать методику, как в условиях нехватки подвижного состава обеспечить оптимизацию плана перевозок экспортных товаров. Это ключевой вопрос, – обратился к участникам заседания Арман Шаккалиев.
В ходе заседания было отмечено, что приоритет должен уделяться в первую очередь на обработанную продукцию и товары с высокой экспортной эффективностью в определенные сезоны.
– В мае – середине июня у нас отмечается спад по перевозкам. Стабильны только поставки отрасли машиностроения. По остальным коэффициент низкий. В целом за девять месяцев 2023 года общий объем экспорта железнодорожным транспортом вырос на 7,4% и составил 62,9 млн тонн. Из них наибольший рост показала железная руда – два миллиона тонн, зерно – два миллиона тонн, неплохие результаты показали наши экспортеры по химикатам, удобрениям и цветной руде, – констатировал управляющий директор по производственным процессам ҚТЖ Бауыржан Урынбасаров.
Он также сообщил, что сейчас в национальной компании создана рабочая группа по разработке программы динамической модели загрузки инфраструктуры. В документе будут учитываться специфика казахстанских железных дорог и пропускная мощность, а также приоритетность грузов и направлений.
– До этого момента нам совместно с представителями бизнеса на заседании штаба необходимо определить приоритеты и перечень товаров, – сказал Бауыржан Урынбасаров.
В ходе заседания также был затронут вопрос поставок экспортных товаров в Китай через станцию Алашанькоу. Планируется, что ситуация по приему контейнерных поездов улучшится в ноябре, когда завершится реконструкция перегрузочных терминалов.
– Суть сегодняшнего заседания штаба – это определение паритетов и приоритетов. Наш штаб должен четко контролировать паритеты транзита и экспорта, а также приоритеты по вагонам. Чтобы в ближайшее время сформировать план вагонов на ноябрь. Мы со своей стороны, как Национальная палата предпринимателей, готовы консолидировано дать предложения по направлениям грузов растениеводческой продукции, зерна и ГМК, отработать планы с нашими товаропроизводителями, – отметил председатель президиума НПП «Атамекен» Раимбек Батталов.
По итогам заседания представители бизнеса договорились предоставить планы на ноябрь по железнодорожным поставкам экспортных грузов в ҚТЖ до 11 октября 2023 года в соответствии с правилами.
– До 11 октября НПП предоставит консолидированный план вагонов на ноябрь. Сейчас мы должны вместе договориться и сказать, какая ранжировка по видам и объемам товаров идет, по каким направлениям нам нужен экспорт, чтобы все эти данные включить в программу динамической модели загрузки инфраструктуры. Пока этой программы нет, мы, как штаб по вопросам оптимизации перевозок, будем определять приоритетность в ручном режиме, а ҚТЖ будет ориентироваться на этот план, – резюмировал министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев.