Политолог рассказал о перспективах ТМТМ
В интервью Rail-news.kz политолог Эдуард Полетаев ответил на вопросы о Транскаспийском международном транспортном маршруте и рассказал, в каком направлении его стоило бы развивать, чего коридору не хватает сейчас, какие страны могли бы инвестировать в его развитие, а также какие проекты логично было реализовать в рамках ТМТМ, чтоб улучшить/ускорить транзит.
По словам политолога Эдуарда Полетаева, Транскаспийский международный транспортный маршрут выступает сейчас как альтернатива сухопутному маршруту «Китай – Европа».
«В нынешних непростых геополитических условиях страны понимают, что складывать все яйца в одну корзину нельзя, надеяться на одного партнера или один маршрут - тоже не очень разумно», — сказал он.
Эксперт также отметил, что в настоящий момент бюджет Казахстана не особо зависит от транзита. ТМТМ - это перспективное направление, и наша страна, используя свою локацию, пытается улучшить свою транспортную инфраструктуру, чтобы получать логистические возможности и деньги за транзит.
Политолог подчеркнул, что коридор следует рассматривать именно как проект, которому требуется инвестиционная государственная поддержка, у него должна быть определенная степень разработки и хорошая юридическая база. Чтобы оценить перспективы ТМТМ, его нужно рассматривать как систему: все минусы, плюсы, а также роль, которую он играет в торговле.
По словам Эдуарда Полетаева, ТМТМ требует усиления возможностей. Есть несколько факторов, которые в разной степени влияют на маршрут: многограничная транспортировка, неустойчивые погодные условия Каспия, недостаточно развитые (к этому моменту) для увеличения транзита порты Актау и Курык, а также таможенная очистка, которая тормозит скорость передвижения груза. Многие другие эксперты среди факторов, препятствующих развитию маршрута, назвали бы его политизацию, но Полетаев считает, что Казахстан выигрывает от этого.
«Этот проект в значительной степени политизирован, и это для него хорошо. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на разных международных площадках и в обращениях к народу упоминал о возможностях ТМТМ и транзита в целом, потому как это выгодно и важно для Казахстана. Вторая политизация произошла в связи с российско-украинским конфликтом. У России с Европой произошла переориентация товарно-денежных взаимоотношений. Уже более 50% товарооборота перешло в юго-восточную Азию, в частности в Китай. Казахстан в какой-то степени встает на пути этого транзита, и это тоже выгодно. Кроме того, Европе, которая сейчас в гораздо меньшей степени торгует с Россией, выгодно использовать этот альтернативный маршрут», — говорит политолог.
Также специалист отметил, что в большей степени ТМТМ выгоден двум странам - Казахстану и Азербайджану. И последнему, к слову, — в большей степени, поскольку наш сосед по морской границе уже вложился в инфраструктуру и построил второй порт, возможности которого превышают реальный товарооборот.
Определенную заинтересованность в маршруте показывает ЕС, который намерен привлечь 10 миллиардов евро на развитие ТМТМ. Но, по словам политолога, инвестирование следует рассматривать не просто как вложение в инфраструктуру, но и как укрепление своего влияния в регионе.
Он также отметил, что в перспективе развития Среднего коридора многое зависит от Китая.
«Мы же транзитная страна, от нас зависит не все, мы можем идеально все выстроить, но тут вопрос в Китае в первую очередь. Осенью прошлого года было подписано соглашение о развитии ТМТМ. Китай в первую очередь заинтересован развивать свои западные провинции. В транспортном отношении Китай - совсем не маленькая страна, расстояние между его востоком и западом - почти пять тысяч километров. Конечно, ему выгоднее отправить по железной дороге через Казахстан продукцию из Синьцзяня, чем тащить ее через всю свою страну, чтоб везти по морю. Вопрос в том, насколько продукция западного Китая востребована будет для европейских покупателей, а также в том, чтобы назад контейнеры не приходили пустыми.
Рассматривание ТМТМ - как транзит из Китая в Европу, а не двусторонний транзит, сильно ограничивает его возможности. И, конечно же, перетянуть весь объем грузов он не в состоянии», — говорит Полетаев.
По словам политолога, говоря о развитии коридора, можно рассчитывать на инвестиции Китая, но следует рассматривать не только транзит китайских товаров, но подключать Центральноазиатские страны, которые находятся в транспортном тупике.
«Какие-то экспортные возможности есть у Таджикистана, у Узбекистана, у Туркменистана. Поэтому этот коридор должен работать со всеми проектами, в том числе с потенциальным проектом по строительству железной дороги через Афганистан, он даст выход к индийскому океану.
Надо учитывать транзитные перевозки постсоветского пространства. Например, Российская Федерация для Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана - один из основных торговых партнеров. Перевозки осуществляются по старому советскому коридору через Актобе, Аральск, Шымкент. Теоретические возможности этого маршрута можно задействовать в этом направлении (ТМТМ – прим.ред). Тут нужно много комбинировать, интермодальностью заниматься, мультимодальностью. Можно даже новые проекты придумать. Почему нет проекта Урал-Индийский океан? Или Сибирь-Ближний Восток? Однако это потребует высокого уровня координации действий», — говорит Эдуард Полетаев.
Среди заинтересованных в развитии ТМТМ стран эксперт называет Турцию и Грузию.
И если есть факторы, на которые Казахстан повлиять не может, то есть и то, над чем, по словам эксперта, нужно работать - при транспортировке грузов необходимо повысить прозрачность, облегчить пограничный режим, модернизировать инфраструктуру и внедрить цифровизацию.
Он отметил, что для мировой и региональной торговли важна не столько скорость поставок, сколько стабильность и предсказуемость.
«На этот аспект необходимо акцент делать. Пусть даже где-то транзит будет более дорогостоящим, но пусть будет более надежным.
Традиционный морской коридор периодически испытывает какие-то проблемы (перегрузы в Суэцком канале, политические вопросы, связанные с хуситами, в Красном море).
Воздушный транспорт пока слишком дорогой.
Посмотрите, как организованы транспортировки в Сибири или на Дальнем Востоке. Когда идет летний ход, топливо и продукты питания обеспечивают сразу на несколько месяцев вперед. Скорость там не очень серьезная, стабильность гораздо важнее», — уверен эксперт.
Также он считает, что для того, чтобы более эффективно использовать потенциал ТМТМ, нужно серьезно анализировать, как это вся система будет работать.