Жетыген – Коргас: горизонты будущего
Собственный корреспондент по Алматинской области
Один из крупнейших индустриальных проектов транспортной отрасли Казахстана в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития «Жетыген – Коргас» дал импульс всему региону, повысил транспортный потенциал страны путем открытия второго трансграничного международного перехода с КНР.
Открытие новой дороги придало мощный импульс повышению экспортного и транзитного потенциала страны, облегчило работу на грузонапряженном участке Достык – Актогай и удвоило пропускную способность на границе с Китаем до 35-40 миллионов тонн в год.
ДОРОГА, ВЕДУЩАЯ ВПЕРЕД
В размахе масштабности стройки не приходится сомневаться. Строительство линии стоимостью 154,9 миллиарда тенге началось в декабре 2009 года. Выполняя программу форсированного индустриально-инновационного развития экономики, национальный перевозчик решил обеспечить строительство стратегически важной линии Жетыген – Коргас силами отечественных подрядчиков. Здесь работали почти 4 000 человек, которые проложили 293,2 километра пути, построили 14 раздельных пунктов, из них пять станций, 28 мостов и два путепровода на некогда пустынной и нетронутой земле.
НА МАЖОРНОЙ НОТЕ
Прокладывать железную дорогу – непростой и изнуряющий труд. Специалистам-первопроходцам приходилось строить подъездные пути вдоль магистрали, по ним нужно было подвозить необходимое оборудование, технику и материалы. Следом велась работа по балластировке пути щебнем и выправке верхнего строения пути. Но, несмотря на трудности, коллектив справился со своими задачами.
По словам строителей, протяженность болот в этих местах достигает 80 километров. Рабочим в прямом смысле приходилось менять ландшафт.
Стоит отметить, что на строительстве дороги была задействована современная специализированная техника. На станции Жетыген базировалась компания «Жол жөндеуші», которая занималась верхним строением пути. Необходимо сказать еще об одной особенности строительства линии. Из-за сложности рельефа рабочим приходилось создавать насыпные «барханы». Местами высота искусственной песчаной насыпи доходила до 25 метров. Здесь в работу включалась сложная землеройно-транспортная техника: скреперы, бульдозеры, автогрейдеры, экскаваторы. 26 августа 2011 года на станции Шелек произведена стыковка двух участковых станций – Жетыген и Шелек. Этот день вошел в историю становления линии Жетыген – Коргас как одной из ключевых.
МОСТЫ – СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СИЛА
По оценкам специалистов, самым сложным оказалось возведение мостов. Несмотря на сжатые сроки, казахстанские мостостроители обеспечили готовность всех мостов и путепроводов через реки Талгар, Есик, Балтабай, Тургень и Иле.
Самый большой и сложный мост на всей линии – через реку Иле длиной 969 метров. Он состоит из 12 стальных пролетов на 11 опорах, причем каждая устанавливается на 36 сваях, которые уходят в глубину на более чем 30 метров (это высота примерно 10-этажного дома). Одна такая опора выдерживает 16 тысяч тонн.
16 октября 2011 года на железнодорожном мосту через реку Иле состоялась стыковка двух участков укладки железнодорожного пути, по которым прошел первый рабочий поезд. Мост соединил два района: Уйгурский и Панфиловский.
Благодаря стройке в районы вдохнули новую жизнь. Началось строительство жилья и других социальных объектов на станциях Жетыген, Шелек (поселок Масак), Таскарасу (поселок Рахат), Алтынколь (поселок Нуркент), Кундызды и на разъездах Жарсу и Ортакудык.
1 сентября 2012 года по новой линии открылось регулярное пассажирское движение сообщением Алматы – Алтынколь. А в декабре состоялось официальное открытие железнодорожного пограничного перехода Жетыген – Коргас между Казахстаном и Китаем.
– Дорога дала возможность создать новые рабочие места, связанные как с железной дорогой, так и с вновь создаваемыми предприятиями, повысила деловую активность в регионе. Ныне сама жизнь подтверждает, что восточная дорога в Поднебесную – это не только стратегически важный транспортный коридор, но и открытие новых возможностей, широкой перспективы, – говорит директор Алматинского отделения грузовых перевозок Нурым Жаниязов.
Ожила степь. Тишину просторов оглашают перестук вагонов и гудки локомотивов. Новую жизнь степи дала железная дорога. Для тех, кто строил линию Жетыген – Коргас, – это не просто новый железнодорожный маршрут, а это летопись истории, которую пишут сами люди, это уникальная магистраль, связывающая судьбы, открывшая новые возможности, рисуя горизонты прекрасного будущего.