Дан старт поворотному моменту - переходу на областные коэффициенты

Интервью
15.07.2022, 08:26
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

АО «НК «ҚТЖ» с 1 июля 2022 года начало поэтапный переход с участковых региональных коэффициентов в оплате труда на областные. До настоящего времени применялись исторически сложившиеся региональные коэффициенты – так называемые участковые. О том, как это отразится на заработной плате работников, на сколько она повысится, рассказал руководитель аппарата АО «НК «ҚТЖ» Серик Кеулимжаев.

– Серик Жеткергенович, известно, что национальный перевозчик уделяет особое внимание вопросам повышения благосостояния работников и улучшению условий труда. Расскажите, пожалуйста, что же такое региональный коэффициент, как он связан с заработной платой работников? Как определяется областной региональный коэффициент? 

– Да, действительно, для ҚТЖ, как для крупнейшего работодателя страны с коллективом порядка 113 тысяч человек, главной ценностью являются именно сотрудники и их благосостояние. При этом отмечу, что вопросы оплаты труда напрямую связаны с финансовым состоянием компании. Фонд оплаты труда составляет порядка 34% в структуре расходов АО «НК «ҚТЖ». 

С учетом финансовых возможностей с 1 июля 2022 года АО «НК «ҚТЖ» начало поэтапный переход с исторически сложившихся участковых региональных коэффициентов в оплате труда на областные (это единый региональный коэффициент внутри одной области). 

Что касается второй части вопроса, то региональный коэффициент – это коэффициент, применяемый при расчете месячной тарифной ставки работника в зависимости от того региона, где он трудится. При этом каждый областной коэффициент определен как максимальный из действующих участковых региональных коэффициентов в области.

– Почему переход на областные коэффициенты осуществляется поэтапно? Во сколько этапов планируется переход на них? 

– Для начала хотелось бы остановиться на проведенных ранее мероприятиях по повышению заработной платы работников, которые уже позволили увеличить по итогам работы за 5 месяцев 2022 года уровень заработных плат производственного персонала на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и на 16% к среднемесячной заработной плате в целом по стране. 

Отмечу, что данного уровня удалось достичь за счет нескольких мероприятий. Это двойное повышение в 2021 году с 1 января на 10% и с 1 июля на 10%. А так- же единовременное повышение тарифных ставок с 1 января 2022 года – дифференцированно в зависимости от группы разрядов. К примеру, со 2-го по 9-й разряды было фиксированное повышение на 40 тысяч тенге, с 10-го по 13-й – на 35 тысяч, с 14-го по 19-й разряды – на 30 тысяч. А работникам, имеющим с 20-го по 22-й разряды, руководителям повышения зарплаты не было. В результате наибольший прирост заработной платы в процентном соотношении был у работников с самыми маленькими разрядами. На эти цели компания направила порядка 63 миллиардов тенге в 2021 году и 70 миллиардов в 2022-м. Подчеркну, что источником финансирования повышения заработной платы являются собственные средства ҚТЖ.

Надо отметить, что такого существенного повышения заработной платы работников основного производственного персонала не производилось с 2013 года. Сейчас же для единовременного перехода на областные коэффициенты необходим дополнительный фонд оплаты труда более 22 миллиардов тенге. К сожалению, в текущем году компанией ожидается получение убытка в размере порядка 35,4 миллиарда тенге, и, соответственно, средств для единовременного перехода в компании нет. В этой связи принято решение начать поэтапный переход на областные коэффициенты с интервалом в 6 месяцев и завершением не позднее 1 января 2024 года. 

– Расскажите, пожалуйста, детальнее, как планируется переход на областные коэффициенты? На сколько вырастет заработная плата железнодорожников? 

– Чтобы была понятна суть перехода на областные коэффициенты, прежде всего отмечу, что участковые коэффициенты привязаны к участкам железнодорожного пути, станциям, обгонным пунктам, но не к областям. И в отдельных регионах страны их количество доходит до четырех в одной области. Поэтому переход от участковых к областным коэффициентам обеспечит единый региональный коэффициент внутри одной области, что исключит разницу в уровне заработной платы работников по одинаковым должностям.

Региональные коэффициенты внутри одной области поэтапно повысятся до уровня максимального действующего участкового коэффициента области.

Для наглядности рассмотрим переход на областные коэффициенты по Карагандинской области. В данной области на сегодняшний день действуют два участковых коэффициента: 1,15 и 1,25. По завершении всех этапов перехода на единый областной коэффициент по всей территории Карагандинской области будет установлен максимально действующий коэффициент 1,25. Переход на областной коэффициент позволит установить единую базовую тарифную ставку для всех работников и увеличить заработную плату работникам в зависимости от уровня действующих участковых коэффициентов. Соответственно, более существенное повышение заработной платы будет в тех участках области, где применялся наименьший действующий участковый коэффициент. 

Хочу подчеркнуть, что переход на областные коэффициенты будет осуществляться помимо ежегодной индексации тарифных ставок на коэффициент инфляции, осуществляемой при наличии финансовых возможностей компании.

– Как было принято решение о долгожданном переходе на областные коэффициенты? 

– Это был долгий и сложный путь. Для принятия комплексного и ответственного решения о переходе на областные коэффициенты компанией была создана совместная с уполномоченными органами комиссия. В ее состав вошли представители Министерства труда и социальной защиты, Министерства индустрии и инфраструктурного развития, Комитета по регулированию естественных монополий, Министерства национальной экономики, АО «Самрук-Қазына», также представители центрального, региональных профсоюзов и рабочих коллективов. Как я уже отмечал, на комиссии озвучено, что в текущем году компанией ожидается получение убытка в размере порядка 35 миллиардов тенге. Ожидание убытка обусловлено несколькими причинами: геополитической ситуацией в мире, которая оказывает отрицательное влияние на грузооборот ҚТЖ; существенным ростом цен на материалы; произведенным повышением заработной платы в 2021-м и 2022 годах. При этом для единовременного перехода на областные коэффициенты необходим дополнительный фонд оплаты труда – более 22 миллиардов тенге. 

– Когда работники получат заработную плату с учетом областного коэффициента? Повлияет ли переход на областные коэффициенты на размеры доплат и надбавок? 

– Поэтапный переход начинается с 1 июля текущего года, поэтому заработная плата за июль уже будет начислена с учетом областного коэффициента первого этапа. Доплаты и надбавки же начисляются на тарифную став- ку, рассчитываемую на основе единой базовой тарифной ставки и областного коэффициента. Таким образом, при переходе на областной коэффициент размер тарифной ставки работников увеличится. Соответственно, размер доплат и надбавок увеличится пропорционально. 

– Коснется ли новшество работников административного персонала? 

– Новшество коснется работников административного и производственного персонала, находящихся на тарифной системе оплаты труда в регионах. 

– Куда работнику необходимо обратиться, если у него возникли вопросы по правильности определения областного коэффициента при расчете заработной платы? 

– Для более детальной разъяснительной работы с 11 июля текущего года создан CALL-центр с тремя линиями поддержки. Первая линия – это специалисты по вопросам оплаты труда по месту работы (НЖС, НОД, ПЧ, ШЧ и т. д). Также действуют еще две дополнительные линии поддержки на уровне корпоративных центров филиалов и дочерних организаций (ГП, ЦЖС, ПП, КТТ и т.д.) и на уровне центрального аппарата компании. 

Кроме того, для качественного проведения разъяснительной работы разработан сборник актуальных ответов на часто задаваемые вопросы работников на тему областных региональных коэффициентов, с которым работники могут ознакомиться у специалистов по вопросам оплаты труда по месту работы.

Регионы
18.07.2025
Воспитанники детсада посетили Уральский железнодорожный музей
Новости
18.07.2025
Более 9 млн тонн казахстанского зерна отправлено на экспорт
Новости
18.07.2025
Эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы ограничат в Казахстане
Инфраструктура
18.07.2025
Железнодорожный мост построят через Сырдарью
Новости
18.07.2025
Развитие морской отрасли обсудили в Министерстве транспорта РК
Новости
18.07.2025
АО «Кедентранссервис» обсуждает сотрудничество в сфере цифровизации логистики с китайскими компания
Новости
18.07.2025
Цифровой модуль для договоров с нерезидентами запущен в KTZ Express
Инфраструктура
18.07.2025
Половина ремонтной кампании на железной дороге завершена в Казахстане
Новости / Архив
18.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №54 от 18 июля 2025 года
Регионы
17.07.2025
Лучших осмотрщиков-ремонтников вагонов определили на станции Караганда-Сортировочная
Регионы
17.07.2025
Меры по противодействию коррупции обсудили на станции Илецк
Регионы
17.07.2025
Финансового ревизора Южного регионального отдела ревизии Валентину Нейман проводили на пенсию
Регионы
17.07.2025
Учения по реагированию на случай холеры прошли на станции Павлодар
Новости
17.07.2025
Капитальный ремонт 16 домов отдыха локомотивных бригад проводит КТЖ
Регионы
17.07.2025
Костанайские железнодорожники отгрузили почти 7 млн тонн
Инфраструктура
17.07.2025
Строительство логистического хаба «Тобыл» начато в Костанае
Пассажирские перевозки
16.07.2025
Нарушения в туристических поездах выявила комиссия АО «Пассажирские перевозки»
Регионы
16.07.2025
В июне экспорт угля «Шубарколь комир» достиг рекордных 841 тыс. тонн
Новости
16.07.2025
Брейн-ринг для машинистов электровозов прошел в Центре оценки и развития персонала железнодорожного транспорта
Новости
16.07.2025
На обходной линии в обход ж/д узла станции Алматы выполнено более 96% земляных работ