Эффективная организация перевозок грузов – источник роста бизнеса компании
Одним из пяти основных приоритетов, выделенных Главой государства в рамках ежегодного Послания, является дальнейшее развитие транспорта и логистики. О состоянии и перспективах перевозочной работы рассказал исполняющий обязанности вице-президента по развитию и корпоративному обеспечению АО «ҚТЖ – Грузовые перевозки» Адильжан ИСМУХАМБЕТОВ.
Задачи, поставленные в Послании, открывают новые возможности в реализации транспортно-логистического потенциала Казахстана, вхождении в мировую транспортно-коммуникационную систему. Другими словами, мы движемся к модели, которая создает единую систему доставки и хранения грузов из Китая в Казахстан и далее в страны Восточной и Западной Европы. То есть речь идет о континентальном и трансконтинентальном транзите в направлениях Север – Юг и Запад – Восток. И хотя на глобальном рынке грузовых перевозок развернулась настоящая борьба за грузопотоки, наша страна, благодаря своему выгодному географическому расположению, имеет ряд преимуществ в этой растущей конкуренции. Задача нашей компании как национального грузоперевозчика – привлекать грузы в традиционных и новых видах для обеспечения роста грузовых, в том числе транзитных перевозок.
Основным источником роста бизнеса компании является повышение эффективности эксплуатационной работы при осуществлении перевозок массовых грузов. Эксплуатационные показатели за первый квартал 2017 года нас радуют. Грузооборот перевыполнен к плану на 9,3% и к факту прошлого года на 13,9%, погрузка в тоннах превысила план на 7,9% и факт прошлого года на 15,6%. У нас улучшены качественные показатели эксплуатационной работы. Так, средняя участковая скорость движения поезда и среднесуточная производительность локомотива выполнена на 100%. Улучшение качественных показателей достигнуто за счет внедрения и выполнения вариантного графика движения поездов; отправления и прибытия грузовых поездов по рейсовой модели; разработки единой технологии взаимодействия (единые технологические процессы работы станций) новой региональной структуры с учетом объединения вагонного и локомотивного хозяйств; организации тяжеловесного движения наряду с повышением качества управления локомотивным парком для обеспечения перевозок меньшим количеством тягового подвижного состава; совместной работы с собственниками вагонов и грузоотправителями по оптимизации порожнего пробега вагонов. АО «ҚТЖ – Грузовые перевозки» продолжит работу по внедрению инноваций в планирование и организацию перевозок, а также техническое и технологическое перевооружение отрасли. Разрабатывается концепция технической политики АО «НК «ҚТЖ» до 2025 года и IT-стратегия, предусматривающие автоматизацию, применение цифровых и роботизированных технологий. – В рамках проекта «Цифровая железная дорога» внедряется автоматизированная система управления «Договорная и коммерческая работа». Каков эффект этой программы в целом для работы компании, систему уже оценили ваши клиенты? – В АО «ҚТЖ – Грузовые перевозки» для повышения клиентоориентированности компании, достижения качественно нового уровня взаимодействия с клиентами и обеспечения прозрачности внедряется стратегический проект «Автоматизированная система управления «Договорная и коммерческая работа» (АСУ ДКР). Система построена на использовании принципа «единого электронного окна» при планировании, организации и осуществлении перевозок, однократного ввода информации о перевозке в электронном виде с последующим ее многоразовым и многоцелевым использованием в режиме online на всем пути следования груза, электронной оплаты услуг, связанных с перевозкой грузов и круглосуточного доступа к базам данных системы. АСУ ДКР является многокомпонентной системой, на текущий момент на сети АО «НК «ҚТЖ» функционируют компоненты «Формирование месячного портфеля заявок» на всех отделениях грузовых перевозок, введен компонент «Работа с клиентами по внутренним перевозкам, экспорту, импорту, транзиту» на восьми отделениях. Система АСУ ДКР направлена на минимизацию бумажного документооборота, обеспечение прозрачности и эффективности процесса отправки и транспортировки грузов по территории Казахстана. Система должна повысить качество оказываемых услуг по погрузке и доставке грузов. Пилотный проект впервые был введен на станциях Павлодарского отделения ГП с участием ведущих грузоотправителей региона – ТОО «Богатырь Комир», АО «Евроазиатская энергетическая корпорация», разрез Восточный, предприятий узла Екибастуз, которые первыми апробировали новую систему. В настоящее время декадное планирование с оформлением электронных заявок на погрузку внедрено по всему Казахстану. Формирование электронных перевозочных документов посредством АСУ ДКР осуществляется на Акмолинском, Костанайском, Павлодарском, Восточно-Казахстанском, Семипалатинском, Алматинском, Актобинском, Уральском отделениях грузовых перевозок. Пользователи АСУ ДКР высоко оценили удобство безбумажной технологии отправки грузов. Теперь грузоотправителям не нужно тратить время и ресурсы на «хождение по кабинетам» и сбор подписей. Весь процесс от подачи заявки формы ГУ-12 до оформления перевозочного документа полностью автоматизирован и прозрачен. – Эта система применяется для улучшения сервиса оформления отправки экспортно-импортных грузов? Как она себя зарекомендовала в этом плане? – Электронный обмен сообщениями для экспортных и импортных перевозок – это часть проекта по внедрению автоматизированной системы управления договорной и коммерческой работы. В рамках АСУ ДКР внедрена система предварительного информирования о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза. Успешно внедряем электронный обмен сообщениями о вагонах, проходящих через границу с РЖД. Экспериментальный поезд с первой партией на экспорт в Россию угля, оформленной по безбумажной технологии, 16 марта этого года впервые проследовал с казахстанской станции Екибастуз-2 на российскую станцию Малорефтинская. Для упрощения и ускорения прохождения таможенных формальностей в пунктах пропуска АСУ ДКР интегрирована с информационной системой Комитета госдоходов Минфина РК по подаче предварительной информации в качестве электронной копии транзитной декларации. Таможенные органы могут в режиме реального времени просматривать полученную из АСУ ДКР предварительную информацию и заблаговременно, до прибытия грузов в пункты пропуска, принимать решения о проведении необходимых форм таможенного контроля с применением системы управления рисками. Такое взаимодействие информационных систем позволит обеспечить прозрачность и доступность информации таможенным органам, что, в свою очередь, облегчает процедуры прохождения пунктов пропуска. Безбумажная технология будет применяться и во время пересечения межгосударственных стыковых пунктов назначения на станции Российской железной дороги, что позволит оперативно проверять данные о грузоотправителях, об оплате ими услуг по транспортировке транзитных грузов и согласованных объемах перевозок. Посредством системы АСУ ДКР информация о товарах и транспортных средствах и электронная транзитная декларация будут поступать в Комитет госдоходов Минфина РК до пересечения таможенной границы ЕАЭС, расположенной на территории Казахстана. Такая информация в электронном виде уже обрабатывается и отправляется из ключевых стыковых пунктов Актау, Достык, Сарыагаш, Алтынколь, Болашак. Поэтапное внедрение АСУ ДКР во всех пятнадцати региональных филиалах АО «ҚТЖ – Грузовые перевозки» планируется завершить во втором квартале 2017 года. – Как осуществляется запуск сервисных центров в регионах? – Пилотный вариант сервисного центра запускаем в ближайшее время в Костанае. Он будет располагаться в здании железнодорожного вокзала. Костанайский регион – зерновой, с большим экспортным потенциалом. Соответственно, есть необходимость такого «единого окна», где все предприниматели могли бы оформить необходимые документы на транспортировку формируемого в Костанае груза. – Костанай будет хабом для севера? – Эта практика планируется и для других. Караганда отправляет уголь, Петропавловск – зерно. Принцип «единого окна» актуален для всех грузоотправителей во всех регионах, которые работают на больших объемах. «Сервисный центр» – это и есть принцип «единого окна» для удобства грузоотправителей. Для прозрачности деятельности, сохранности грузов, ускорения оформления документов в целом. Все это делается по части улучшения сервиса. В целом, в результате применения современных технологий будет достигнуто увеличение скорости перевозок, снижение транспортных расходов, что положительно повлияет на рост деловой активности, производительности и транзитного потенциала страны.
Ирина Бектиярова Фото Александра ЖАБЧУКА