Первая задача руководителя- создать продуктивную рабочую среду

Интервью
18.03.2024, 19:02
Фото Александра Жабчука
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В этом интервью директор департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Сауле Истлеева рассказала насколько важно создавать и поддерживать продуктивную рабочую среду в компании.  

- На одном из тренингов, вы сказали, что ваша миссия заключается в том, чтобы «Помогать развить бизнес-компетенции и затем через них создать эффективную среду для рождения новых лидеров, новых целей, новых проектов». Расскажите подробнее о подходах, типовых ошибках руководителей и поделитесь советами о повышении эффективности на рабочих местах в регионах компании.  

- Одни из ведущих экспертов в области управления эффективностью Роб Гоффи, Гарет Джонс (профессора организационного поведения международных школ бизнеса) говорят о том, что есть определенные принципы для повышения командной эффективности через раскрытие индивидуальности каждого, для создания продуктивной рабочей среды. Здесь поддерживается эффективный обмен информацией, занимаются повышением ценности сотрудников, а не выжимают из них соки. Ставятся значимые задачи, и сама работа служит вознаграждением, нет бестолковых правил.

Думаю, что надо в первую очередь понять, что эта тема не сложная и не простая. Главное - начинать действовать, создавая культуру продуктивной (эффективной) рабочей среды каждый день и разными способами. Каждый день, потому что каждая новая задача в новых условиях требует нового подхода. Человек каждый день растет, его знания и навыки имеют свойство медленно устаревать, новые знания и привычки постоянно создавать без определенных усилий не каждый готов. Осознание собственной значимости, вовлеченности и потребности человека также зависит от внешней среды, что также необходимо руководителю постоянно учитывать при постановке задач.  

Но, есть определенные принципы управления эффективностью...    

В первую очередь, принцип наличия понятных целей и оценки результатов. Уровень эффективности той или иной компании, подразделения зависят конечно от профиля деятельности и от уровня корпоративной культуры. Говоря о производственной стратегической компании, такой как КТЖ, надо понимать, что тут важна дисциплина в соблюдении правил, регламентов, бизнес-процессов. Качество оказываемых услуг – результат всей слаженной работы различных подразделений компании. И каждый работник при трудоустройстве в производственную компанию должен осознавать, что он становится важным звеном большой цепочки создания качественной продукции/услуги и берет на себя ответственность за соблюдение установленных правил, достижение амбициозных целей и результатов предприятия.  

Принцип вовлеченности сотрудников в работу также является приоритетным. Рекомендую руководителям при приеме на работу провести личную беседу с работником, показав на своем личном примере, как важно быть вовлеченным на начальном этапе трудовой деятельности. Так вы обеспечите ускоренную адаптацию к рабочей среде. На этой встрече важно обменяться ожиданиями, расставить приоритеты в текущих и долгосрочных задачах подразделения. Новый работник примет на себя ответственность за сохранение и развитие корпоративных ценностей компании, сформированных предыдущими поколениями работников на основе опыта и убеждений. Принцип своевременной обратной связи – это один из современных инструментов менеджеров всех уровней управления. Согласно независимым исследованиям, почти 60% работников чувствуют себя недооцененными на работе. Не все чувствуют признательность одинаково, слова похвалы работают не для всех. Поэтому задача руководителя дать возможность работникам почувствовать, что их видят, слышат и ценят – последовательная и личная обратная связь поможет это обеспечить, создать атмосферу позитивной корпоративной культуры.

К топовым подходам обратной связи в моей личной руководящей практике относятся:

- Слова одобрения. Половина работников предпочитает слова одобрения в режиме реального времени в личной беседе или в общих каналах коммуникации. Важно подчеркнуть влияние поведения работника на бизнес-цели подразделения/предприятия.

- Выделенное качественное время на рабочем месте. Используйте регулярное общение с подчиненными, добавьте в командные встречи обсуждение разных вопросов, создайте условия для неформального общения членов команды.

- Реальная поддержка через совершение небольших действий, которые могут поддержать или просто привнести больше радости в чей-то день. Помогайте коллегам и поощряйте других делать это, распределяйте задачи равномерно между членами команды, будьте внимательны к потребностям коллег всех уровней.  

- В современных трендах по управлению командой часто звучит понятие коучинг. Подскажите, пожалуйста, как он применим на практике.  

- Коучинговый подход в управлении как один из принципов управления эффективностью звучит немного по-новому, но тут речь в целом идет о культуре самообучающейся компании. Это такая эффективная корпоративная среда, когда руководители развивают своих подчиненных через инструменты наставничества, менторства, внутреннего тренерства и коучинга.

Так, к примеру, с 2022 года по настоящее время в рамках модульных корпоративных программ развития производственных руководителей регионального и линейного уровня мы проводим ряд тренингов по лидерским компетенциям, таким как управление эффективностью, цифровые навыки, основы ESG, внутренние коммуникации, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, этика поведения, управление переговорами и другое. В качестве бизнес-тренеров выступают наши внутренние эксперты, сертифицированные внутренние тренеры, носители корпоративных ценностей компании.  

Кроме того, в 2023 году впервые стартовала программа менторинга «Қажымас Тәлім Жолы», в которой изъявили принять участие 22 руководителя сетевого и регионального уровня в качестве менторов. Получено 141 заявка, из которых 39 одобрены к дальнейшему взаимодействию в качестве менти. Важно, что это двусторонний процесс: ментор – делится своими знаниями и опытом, получая возможность быть востребованным, посмотреть на свои задачи новым, свежим взглядом, получить радость от достижений своего менти. Менти, в свою очередь, имеет возможность, примерить на себя карьерный и жизненный опыт ментора, стать успешнее, ставить амбициозные цели, и, конечно, достигать их эффективнее благодаря приобретенным знаниям.

- Поделитесь своими лайфхаками личной эффективности руководителя…

- У каждого руководителя в его копилке навыков есть своего рода «материально-техническая часть» в вопросах управления собственной и командной эффективностью. Многое я переняла в свое время от уважаемых наставников, экспертов, консультантов.  

В моей копилке навыков руководителя в первую очередь стоит лайфхак- быть ролевой моделью и показывать на деле, как навыки и знания помогают легко и экологично решить ту или иную проблему. Если я работник этой компании, то вне зависимости от должности я должна показывать всем своим поведением, как я поддерживаю корпоративные ценности компании.  

К примеру, ценность «Ответственность». Именно с нее начинается безопасность, лидерство и другие ценности и принципы работы успешной компании. Тут есть лайфхак из копилки Стивена Кови («Семь навыков высокоэффективных людей») - будьте проактивными.

Проактивность, это именно тот первый навык, который помогает осознать свою сопричастность к проблеме/ситуации и взять на себя ответственность за ее разрешение. По природе человек ленив и инертен, лишь только личная выгода или сопричастность к тому или иному вопросу может его реально вовлечь. Можно просто наблюдать за ситуацией и обсуждать ее, бояться сложностей и выжидать, не рисковать и замалчивать – вот поведение непроактивного работника. Проактивность проявить это не просто начать обсуждать, а надо начать решать проблему в рамках своей компетенции. К примеру, достаточным на первом этапе является проинформировать руководителя о предпосылках в вопросах безопасности, о социальном и коррупционном рисках, о снижении темпов производственных планов и т.п. – эти навыки эффективного работника не сложные, но очень важные. И если вы, информируя об этом, еще предложите несколько путей решения проблемы, то это вообще «высший пилотаж». Именно такие компетенции сейчас самые топовые при формировании команды единомышленников.  

На ум приходят тезисы Стива Джобса, предпринимателя и "отца" цифровой революции, выдающегося новатора и удивительного провидца: "Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе зачем мы здесь?"

Надеюсь, мои практические советы помогут коллегам посмотреть на свои инструменты управления командой под другим взглядом, задуматься об их обновлении, чтобы повысить личную и командную эффективность, поставить амбициозные цели и успешно их достичь.  

Развивайте профессиональные и лидерские компетенции коллег на ежедневной практике через личную сопричастность и вовлеченность, развивайте подчиненных через проекты, совместный поиск решений проблем, передачу навыков и знаний, тем самым раскрывая потенциал подчиненных и закладывая уверенность в продвижение компании вперед.

Завершить нашу беседу хочется словами великого Абая о значимости знаний, умений, честного труда: «Хочешь быть богатым – учись ремеслу. Богатство со временем иссякает, а умение – нет».  

- Благодарю Вас за очень интересную беседу!

 

Новости
22.02.2025
Провинция Шэньси вложит 2,5 млрд юаней в развитие контейнерных поездов Китай-Европа
Новости
22.02.2025
В 2025 году будут запущены 3 новых казахстанско-китайских терминала
Грузовые перевозки
21.02.2025
Уровень нарушений безопасности движения снижен на 11% в ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки»
Инфраструктура
21.02.2025
Более 200 км железнодорожного пути оздоровят в 2025 году в Павлодарском регионе
Новости
21.02.2025
Huawei начнет развертывание LTE-R на Трансказахстанском железнодорожном коридоре
Новости
21.02.2025
АО «KTZ Express» обратится в Верховный суд
Регионы
21.02.2025
Знание правил безопасности дежурных по переезду проверили в Алматинской дистанции пути
Новости
21.02.2025
Использование навигационных пломб и QR-кодов для грузов обсудили представители ЕЭК и Ирана
Регионы
21.02.2025
К паводковому сезону готовятся в Костанайском регионе
Регионы
21.02.2025
Профилактическую работу по обеспечению безопасности на железной дороге ведут в Карагандинской области
Грузовые перевозки
21.02.2025
Перевозки между Казахстаном и Китаем в январе выросли на 18%
Новости / Архив
21.02.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №13 от 21 февраля 2025 года
Новости
20.02.2025
Бектенов обсудил с предпринимателями проблемы и перспективы развития транспортно-логистической отрасли
Новости
20.02.2025
Руководство КТЖ проводит инспекцию противопаводковых мероприятий в регионах
Регионы
20.02.2025
Опытные железнодорожники из Карагандинской области обучают технический персонал предприятий Южного региона
Регионы
20.02.2025
Планы на 2025 год озвучили в Павлодарском отделении ГП
Новости
20.02.2025
Технику восстановительных поездов обновляют в КТЖ
Регионы
20.02.2025
Нестандартные ситуации обсудили на плановых технических занятиях на станции Илецк
Регионы
20.02.2025
Пожарный поезд задействовали в тушении жилого дома в Актюбинской области
Регионы
20.02.2025
Внеплановые технические занятия провели на станции Жанаарка