Коллективный договор на 2018-2020 годы: о социальном положении железнодорожников

Интервью
13.02.2018, 11:14
Қазақстан теміржолшысы

Коллективный договор на 2018-2020 годы, заключенный между АО «НК «ҚТЖ» и трудовым коллективом, обеспечивает реализацию основных направлений социальной политики, льгот и гарантий работникам и пенсионерам-железнодорожникам. В новом договоре появились дополнительные нормы по улучшению социального положения железнодорожников. Подробнее об этом рассказал заместитель председателя ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» Жупарбек Сабитов.

– Жупарбек Абзалбекович, какая работа проделана для разработки Коллективного договора?

– Перед подписанием Коллективного договора представители ОО «Казпрофтранс» и ҚТЖ в течение первого полугодия посетили предприятия ряда отделений грузовых перевозок и магистральной сети. На встречах с железнодорожниками обсуждали исполнение норм существующего Коллективного договора, предоставление льгот и компенсаций, а также шел сбор предложений в новый договор. В общем, поступило свыше 100 предложений. После рассмотрения рабочей группой спорные вопросы были вынесены на рассмотрение комиссии. Комиссия приняла новый Коллективный договор в нынешней редакции. Его подписали президент АО «НК «ҚТЖ» и председатель профсоюза.

– Изменился ли размер социальных выплат работникам и пенсионерам?

– В Коллективном договоре на 2018-2020 годы сохранены все социальные гарантии по защите трудовых прав, охране труда, оздоровлению и отдыху работников и их детей. В документ внесены дополнительные нормы по улучшению социального положения работников. Всего в компании свыше 130 тысяч работников, более 47 тысяч ветеранов-железнодорожников и около 170 тысяч детей работников. Исходя из этих данных, приходилось кроить бюджет Коллективного договора Увеличен размер компенсации на санаторно-курортное лечение. Если заработная плата работника составляет менее 60 МРП, то ему возмещается стоимость путевки в санаторий в размере не более 60 МРП. В прошлом Коллективном договоре возмещалось не более 17 МРП при зарплате в 50 МРП. В перечень работников, получающих социальные выплаты, включены работники – участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, воины-интернационалисты, работники, в одиночку воспитывающие двух и более детей. Внесены изменения и дополнения в порядок возмещения расходов работникам компании на проезд, разрешен транзитный проезд в поездах один раз в год. Включен проезд в вагонах «Бизнес» поездов «Тұлпар-Тальго» для работников и пенсионеров компании, награжденных знаком «Почетный железнодорожник». На сегодня в компании числятся 440 работающих и 1318 пенсионеров, носящих это гордое звание. Коллективный договор стал совершеннее и с точки зрения оформления. Впервые в начале брошюры появился раздел «Общие понятия», где четко оговорено, кем являются, к примеру, работники, пенсионеры или иждивенцы. Нововведением стало и разграничение социального пакета работникам и пенсионерам. В старой редакции социальные льготы обеим группам были расписаны в одном разделе, что усложняло чтение и поиск информации.

– С 1 января 2018 года установлены новые ставки минимальных расчетных показателей. Сказалось ли это на социальных выплатах железнодорожникам?

– В договоре сохранена индексация заработной платы. В трудовом кодексе РК такая норма не предусмотрена. В результате появилась возможность повысить заработную плату работникам АО «НК «ҚТЖ» на 10%. Наряду с тем, все нормы в Коллективном договоре прописаны в месячных расчетных показателях (МРП) и минимальных размерах заработной платы (МРЗП). В прошлом году МРП составлял 2 269 тенге. В новом году – 2 405. МРЗП составлял 24 459, сейчас он составляет 28 284 тенге. Так как социальные выплаты и премии выплачиваются в этих двух показателях, то работники теперь получат больше.

– Как Вы оцениваете Коллективный договор АО «НК «ҚТЖ» на 2018-2020 годы в целом?

– Можно сказать, он один из лучших в республике. В договорах других компаний нет раздела, посвященного пенсионерам. Но основной упор при разработке нового Коллективного договора был сделан в пользу работников, которые сегодня трудятся на стальной магистрали. Получили хорошую поддержку многодетные и неполные семьи. Значительно увеличен бюджет Коллективного договора на приобретение санаторно-курортных путевок для оздоровления работников, также вырастут расходы на детское оздоровление. Коллективный договор стал весомее предыдущего на 22% по сравнению с 2017 годом. В связи с тем, что железная дорога – объект повышенной опасности и на ней происходят несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью, для защиты семей железнодорожников и их поддержки, в случае гибели работника на производстве, в Коллективном договоре ҚТЖ сохранена и действует норма, по которой выплачивается его 10-кратная годовая заработная плата. И эти выплаты производятся сверх того, что предусмотрено законодательными актами при таких ситуациях. Это жизненно важные вопросы, и они должны работать на опережение.

– Не возникает ли проблем на местах с выплатами гарантированных социальных выплат работникам и пенсионерам?

– Мы держим на контроле вопросы реализации пунктов Коллективного договора. После его вступления в силу работники профсоюза совместно с представителями работодателей выезжают в регионы с последующим докладом о результатах поездки на аппаратном совещании в АО «НК «ҚТЖ». В первом полугодии комиссия, состоящая из работников ОО «Казпрофтранс» и АО «НК «ҚТЖ», посетит предприятия, находящиеся в границах четырех отделений магистральной сети.

– Спасибо за беседу!

Маржан БАКИЕВА

Фото Александра ЖАБЧУКА

Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом
Инфраструктура
18.07.2024
Более 180 железнодорожных станций модернизируют в Казахстане до 2030 года
Новости
18.07.2024
Более 757 тонн зерна отправлено по железной дороге из Казахстана в Китай