Цель инновации – достижение эффективности

Интервью
10.07.2018, 12:27
Қазақстан теміржолшысы

За последние десятилетия цифровые технологии изменили образ жизни каждого человека,  их влияние с каждым годом ощущается все сильнее. Инновации приходят и на железную дорогу. Они повышают клиентоориентированность железнодорожного транспорта и эффективность его работы. За счет цифровизации в ҚТЖ рассчитывают сократить влияние человеческого фактора, уменьшить объемы бумажного документооборота, повысить надежность и безопасность движения. В рамках программы «Цифровая железная дорога»  в структурных подразделениях АО «НК «ҚТЖ» реализуются  18 проектов, из них пять в АО «КТЖГрузовые перевозки». О проводимой работе рассказал и.о. вице-президента по интегрированному планированию и информатизации АО «КТЖГрузовые перевозки» Сагиндик Жумабаев.   В данный момент электронный обмен данными реализован в объеме железнодорожной накладной между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.  Планируется ли аналогичная работа  с другими государствами?

– Организация электронного обмена данными и  внедрение безбумажного документооборота на основе сквозных информационных технологий с использованием юридически значимых перевозочных и коммерческих документов является одним из приоритетных проектов для повышения конкурентоспособности перевозок как во внутриреспубликанском, так и в международном сообщениях. На сегодняшний день подписано Соглашение между железными дорогами Китая, Беларуси, Германии,  Монголии, Польши и России об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа. В рамках данного Соглашения разработан план информационного взаимодействия. В 2012 году между АО «НК «ҚТЖ» и Министерством железных дорог  КНР  заключено Соглашение об электронном обмене данными. В  связи с реформированием Министерства и образования корпорации «Китайские железные дороги» в документ потребовалось внести изменения. Казахстанской стороной подготовлен новый проект Соглашения, с китайскими коллегами согласованы технические решения по организации информационного обмена, создана рабочая комиссия, разработан план мероприятий, согласно которому планируется начать электронный обмен данными до конца этого года. Также до конца года планируется начать электронный обмен данными с Азербайджанской железной дорогой. Ведутся  переговоры с Кыргызстаном  по организации аналогичной работы.

Какие новые технологий внедряются для удовлетворения клиентов железной дороги?

– Перед нами стоят задачи по обеспечению своевременной доставки грузов, их сохранности, переходу на безбумажную процедуру перевозок, электронному обмену данными с государственными органами и с другими железнодорожными администрациями для упрощения процедуры пересечения границ. В рамках повышения клиенториентированности релизован сервис по онлайн-отслеживанию грузов. Система позволяет обеспечить своевременную доставку и сохранность грузов, перейти на безбумажную процедуру перевозок и обмен электронными данными с госорганами и другими  железнодорожными администрациями. Хорошим подспорьем в обеспечении сохранности и контроля грузов стали электронные замки, которые устанавливаются на контейнеры с прошлого года. Это исключило несанкционированный доступ к грузам. К полностью безбумажной подаче заявок на перевозку грузов позволила перейти система «Договорная и коммерческая работа», к которой в настоящее время подключены 24 000 внешних клиентов. Система удобна тем, что она интегрирована с сервером Комитета государственных доходов МФ РК, благодаря чему можно заблаговременно подать электронную транзитную декларацию и получить уникальный идентификационный номер (УИНП). Грузоотправители по достоинству оценили преимущества новой системы, потому что АСУ дала возможность пользоваться услугами по перевозке грузов, не выходя из дома. Достаточно иметь выход в Интернет.

Расскажите о проводимой работе по цифровизации локомотивов.

– На сегодняшний день внедрена автоматизированная система управления «Энергодиспетчерская тяги» (АСУ ЭДТ), которая позволяет производить контроль потребления дизельного топлива и электроэнергии с передачей всех данных в центральную диспетчерскую службу АО «НК «ҚТЖ» в режиме реального времени. Данный контроль производится комплектом датчиков, которые установлены на электровозы и тепловозы компании. В рамках данной системы произведена оцифровка всей сети АО «НК «КТЖ», осуществлен переход на электронное ведение маршрута машиниста. Также реализуется проект «Цифровая система ТRIP OPTIMIZER для грузовых локомотивов серии ТЭ33А». Целью проекта является достижение эффективной работы локомотива в составе поезда, рациональное планирование и выполнение графика движения поездов, помощь локомотивной бригаде в ведении поезда в режиме «круиз-контроль», экономия топливно-энергетических ресурсов. Проект направлен на снижение расхода топлива на 5%, снижение уровня вредных выбросов на 3-17%, оптимальное ведение поезда для соблюдения расписания движения поездов, увеличения скорости доставки грузов. В 2018-2020 годах запланировано внедрение проекта «Автоматизированная система для разработки прогнозного (вариантного) графика движения поездов». Внедрение данной системы  позволит усовершенствовать работу по составлению графиков, повысит оперативность и точность расчетов. Целью данной автоматической системы, в первую очередь, –  повышение эффективности перевозочного процесса за счет сокращения ручного труда, а также совершенствование системы планирования движения поездов. Новая система направлена на автоматизацию построения энергооптимального прогнозного (вариантного) и ситуационного графика движения поездов с учетом всех условий пропуска и заданных параметров поездопотока. Кроме того, она подразумевает и автоматизацию планирования предоставления «окон» с передачей расписания на борт локомотива, автоматизацию анализа выполнения прогнозного (вариантного) графика движения. За счет интеграции этой системы с системой АСУ ЭДТ в реальном режиме времени будет поступать информация об отправлении, прибытии и проследовании поезда, что, в свою очередь, позволит исключить человеческий фактор и ручной ввод информации о времени хода поезда и обеспечит достоверную информацию. Путем интеграции вышеупомянутых систем планируется достичь заявленную клиентом скорость, ускорить и более точно прогнозировать сроки доставки грузов, а также определить стоимостную оценку «нитку» графика. Планируется автоматизировать весь процесс перевозки грузов, от заявки по погрузку грузоотправителями до «нитки» в графике движения поездов, что позволит добиться повышения эффективности грузовых перевозок.

Ирина БЕКЕТОВА

Новости
15.09.2025
КТЖ и РЖД определили приоритетные направления стратегического сотрудничества
Грузовые перевозки
15.09.2025
Почти 24 млн тонн угля перевезли к отопительному сезону в Казахстане
Регионы
15.09.2025
Месячник по предупреждению несчастных случаев на железной дороге проходит в Уральске
Регионы
15.09.2025
Машинист электропоезда Иван Смоляк предотвратил сход поезда
Регионы
15.09.2025
Железнодорожники и полиция усилили профилактику травматизма на путях в Павлодаре
Новости
15.09.2025
Систему Express International для международных пассажирских перевозок представили в Санкт-Петербурге
Спорт
15.09.2025
Машинист Асылхан Какимов завоевал золото на международном турнире в Бишкеке
Регионы
15.09.2025
Костанайские железнодорожники более 18 миллионов тонн грузов
Пассажирские перевозки
12.09.2025
Поддержка отечественного производства, долгосрочные контракты и внедрение ИИ: что изменилось в системе закупок КТЖ в 2025 году
Регионы
12.09.2025
Месячник «Автосцепному устройству локомотивов – надежную работу!» проходит в ТЧЭ-22
Новости
12.09.2025
Журналистов ознакомили с производством подвижного состава на предприятиях Трансмашхолдинга (ФОТО)
Регионы
12.09.2025
Грузооборот по станции Алтынколь вырос на 18%
Новости
12.09.2025
Более 1 400 работников КТЖ отмечены государственными и отраслевыми наградами
Новости / Архив
12.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №74 от 12 сентября 2025 года
Пассажирские перевозки
11.09.2025
Более 70 тысяч пассажиров воспользовались спутниковым интернетом в поездах
Новости
11.09.2025
Более 63 тысяч нарушителей наказаны на объектах транспорта
Новости
11.09.2025
ТЭ26 заменит сразу четыре серии тепловозов
Новости
11.09.2025
Транспортная полиция определила задачи на предстоящий период
КТЖ в лицах
11.09.2025
Дежурная Лариса Коломынцева посвятила станции Жайык более 40 лет
Грузовые перевозки
11.09.2025
Перевозку зерна обсудили в КТЖ