Цель инновации – достижение эффективности

Интервью
10.07.2018, 12:27
Қазақстан теміржолшысы

За последние десятилетия цифровые технологии изменили образ жизни каждого человека,  их влияние с каждым годом ощущается все сильнее. Инновации приходят и на железную дорогу. Они повышают клиентоориентированность железнодорожного транспорта и эффективность его работы. За счет цифровизации в ҚТЖ рассчитывают сократить влияние человеческого фактора, уменьшить объемы бумажного документооборота, повысить надежность и безопасность движения. В рамках программы «Цифровая железная дорога»  в структурных подразделениях АО «НК «ҚТЖ» реализуются  18 проектов, из них пять в АО «КТЖГрузовые перевозки». О проводимой работе рассказал и.о. вице-президента по интегрированному планированию и информатизации АО «КТЖГрузовые перевозки» Сагиндик Жумабаев.   В данный момент электронный обмен данными реализован в объеме железнодорожной накладной между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.  Планируется ли аналогичная работа  с другими государствами?

– Организация электронного обмена данными и  внедрение безбумажного документооборота на основе сквозных информационных технологий с использованием юридически значимых перевозочных и коммерческих документов является одним из приоритетных проектов для повышения конкурентоспособности перевозок как во внутриреспубликанском, так и в международном сообщениях. На сегодняшний день подписано Соглашение между железными дорогами Китая, Беларуси, Германии,  Монголии, Польши и России об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа. В рамках данного Соглашения разработан план информационного взаимодействия. В 2012 году между АО «НК «ҚТЖ» и Министерством железных дорог  КНР  заключено Соглашение об электронном обмене данными. В  связи с реформированием Министерства и образования корпорации «Китайские железные дороги» в документ потребовалось внести изменения. Казахстанской стороной подготовлен новый проект Соглашения, с китайскими коллегами согласованы технические решения по организации информационного обмена, создана рабочая комиссия, разработан план мероприятий, согласно которому планируется начать электронный обмен данными до конца этого года. Также до конца года планируется начать электронный обмен данными с Азербайджанской железной дорогой. Ведутся  переговоры с Кыргызстаном  по организации аналогичной работы.

Какие новые технологий внедряются для удовлетворения клиентов железной дороги?

– Перед нами стоят задачи по обеспечению своевременной доставки грузов, их сохранности, переходу на безбумажную процедуру перевозок, электронному обмену данными с государственными органами и с другими железнодорожными администрациями для упрощения процедуры пересечения границ. В рамках повышения клиенториентированности релизован сервис по онлайн-отслеживанию грузов. Система позволяет обеспечить своевременную доставку и сохранность грузов, перейти на безбумажную процедуру перевозок и обмен электронными данными с госорганами и другими  железнодорожными администрациями. Хорошим подспорьем в обеспечении сохранности и контроля грузов стали электронные замки, которые устанавливаются на контейнеры с прошлого года. Это исключило несанкционированный доступ к грузам. К полностью безбумажной подаче заявок на перевозку грузов позволила перейти система «Договорная и коммерческая работа», к которой в настоящее время подключены 24 000 внешних клиентов. Система удобна тем, что она интегрирована с сервером Комитета государственных доходов МФ РК, благодаря чему можно заблаговременно подать электронную транзитную декларацию и получить уникальный идентификационный номер (УИНП). Грузоотправители по достоинству оценили преимущества новой системы, потому что АСУ дала возможность пользоваться услугами по перевозке грузов, не выходя из дома. Достаточно иметь выход в Интернет.

Расскажите о проводимой работе по цифровизации локомотивов.

– На сегодняшний день внедрена автоматизированная система управления «Энергодиспетчерская тяги» (АСУ ЭДТ), которая позволяет производить контроль потребления дизельного топлива и электроэнергии с передачей всех данных в центральную диспетчерскую службу АО «НК «ҚТЖ» в режиме реального времени. Данный контроль производится комплектом датчиков, которые установлены на электровозы и тепловозы компании. В рамках данной системы произведена оцифровка всей сети АО «НК «КТЖ», осуществлен переход на электронное ведение маршрута машиниста. Также реализуется проект «Цифровая система ТRIP OPTIMIZER для грузовых локомотивов серии ТЭ33А». Целью проекта является достижение эффективной работы локомотива в составе поезда, рациональное планирование и выполнение графика движения поездов, помощь локомотивной бригаде в ведении поезда в режиме «круиз-контроль», экономия топливно-энергетических ресурсов. Проект направлен на снижение расхода топлива на 5%, снижение уровня вредных выбросов на 3-17%, оптимальное ведение поезда для соблюдения расписания движения поездов, увеличения скорости доставки грузов. В 2018-2020 годах запланировано внедрение проекта «Автоматизированная система для разработки прогнозного (вариантного) графика движения поездов». Внедрение данной системы  позволит усовершенствовать работу по составлению графиков, повысит оперативность и точность расчетов. Целью данной автоматической системы, в первую очередь, –  повышение эффективности перевозочного процесса за счет сокращения ручного труда, а также совершенствование системы планирования движения поездов. Новая система направлена на автоматизацию построения энергооптимального прогнозного (вариантного) и ситуационного графика движения поездов с учетом всех условий пропуска и заданных параметров поездопотока. Кроме того, она подразумевает и автоматизацию планирования предоставления «окон» с передачей расписания на борт локомотива, автоматизацию анализа выполнения прогнозного (вариантного) графика движения. За счет интеграции этой системы с системой АСУ ЭДТ в реальном режиме времени будет поступать информация об отправлении, прибытии и проследовании поезда, что, в свою очередь, позволит исключить человеческий фактор и ручной ввод информации о времени хода поезда и обеспечит достоверную информацию. Путем интеграции вышеупомянутых систем планируется достичь заявленную клиентом скорость, ускорить и более точно прогнозировать сроки доставки грузов, а также определить стоимостную оценку «нитку» графика. Планируется автоматизировать весь процесс перевозки грузов, от заявки по погрузку грузоотправителями до «нитки» в графике движения поездов, что позволит добиться повышения эффективности грузовых перевозок.

Ирина БЕКЕТОВА

Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО