Навигационные пломбы для отслеживания перевозок на железнодорожном транспорте начали устанавливать в Казахстане

Новости
01.07.2025, 10:12
Фото автора
Любовь Негембелева

В Казахстане стартовал пилотный проект по применению навигационных пломб для отслеживания перевозок на железнодорожном транспорте, передает Rail-news.kz.

На совещании, организованном НПП РК «Атамекен», было озвучено, что в рамках начатого проекта планируется отработать взаимодействие национального оператора – ТОО «Институт космической техники и технологии» (ИКТТ) и таможенных органов, а также процедуру наложения и снятия навигационных пломб. В нем пока не участвуют грузоотправители, грузополучатели и операторы вагонов.

Навигационные пломбы навесили на 10 контейнеров: таможенный пост «Алтынколь жол» – таможенный пост «Астана» – четыре пломбы, таможенный пост «Алтынколь жол» – таможенный пост «Сарыагаш» – шесть пломб. Пилотное апробирование продлится до 15 августа. На этом этапе используются навигационные пломбы китайского производства.

Отечественные производители подобных устройств во время совещания попросили дополнительно рассмотреть, подходят ли их устройства для применения при отслеживании, подчеркнув, что национальный оператор не предъявляет технических требований к навигационным пломбам. НПП РК «Атамекен» ожидает письменный запрос от отечественных компаний по данному вопросу.

Представители Комитета железнодорожного и водного транспорта МТ РК уточнили, что только по результатам пилотного проекта станет понятно о необходимости внесения дополнений в подзаконные НПА о применении навигационных пломб. Но открытых вопросов еще немало. Так, ранее возникали споры о том, как обеспечить доступ специалистам ИКТТ к местам погрузки и выгрузки на подъездных путях и повышенной опасности. Кто будет нести ответственность за их действие и бездействие. Так как навешивание и снятие пломб происходит только на таможенных пунктах.

Проблемным стал также вопрос ценообразования. 20 июня Институт космической техники и технологии провел публичные слушания цен на свои услуги. Представил обоснование стоимости услуг, включая калькуляцию затрат и сравнение проектных тарифов с тарифами других стран ЕАЭС. Несмотря на то что слушания начали проводить еще с прошлого года, сам процесс еще не до конца ясен, а у бизнеса и участников перевозочного процесса еще много вопросов.

В первую очередь они обеспокоены увеличением себестоимости экспортных перевозок и ростом финансовой нагрузки на предпринимателей в связи с применением пломб.

На прошедших онлайн-слушаниях генеральный директор Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов Салтанат Адамбаева отметила, что предлагаемые тарифы уже на стадии разработки представляются завышенными, к тому же сохраняется неопределенность относительно порядка навешивания пломб, мест их установки (например, на подъездных путях грузоотправителя или в других местах), а также механизмов контроля и ответственности за их сохранность.

Договориться во время слушаний стороны так и не смогли – ряд вопросов требует дополнительной проработки и широкого профессионального обсуждения с привлечением всех заинтересованных сторон.

В ходе слушаний национальный оператор также представил информацию о работе информационной системы отслеживания перевозок «Транзит», которая позволит осуществлять контроль ввоза, вывоза и транзита товаров, а также обеспечит законность оборота товаров на внутреннем рынке ЕАЭС.

Это отечественная разработка. Она состоит из трех подсистем: информационного портала, центра обработки данных и навигационных пломб. ИКТТ провел апробацию эффективности системы в шести пилотных проектах для мониторинга грузов, перевозимых как железнодорожным, так и как автомобильным транспортом. Из них два – совместно с Россией, Беларусью и Кыргызстаном, остальные – внутренние.

Результаты пилотных проектов признаны успешными. Кроме того, подтверждена эффективность применения навигационных пломб при транзитных перевозках товаров и целесообразность их использования как одного из элементов создания Единой системы транзита товаров по таможенной территории ЕАЭС.

В 2024 году испытания функциональности ИС «Транзит» подтвердили бесперебойную работоспособность системы, а также соответствие навигационных пломб утвержденным требованиям.

Сама целесообразность применения навигационных пломб в ЕАЭС не вызывает вопросов. Но практика использования пломб внедряется в каждом государстве постепенно. При этом сроки поджимают. Реализовать принятое в 2023 году Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок страны-участницы должны были еще до 31 мая 2025 года.

К примеру, Россия и Беларусь применяют устройства с начала этого года. Министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Руслан Давыдов призвал остальных национальных операторов принять в ближайшее время необходимые меры для практической реализации соглашения.

«Применение цифровых инструментов, таких как навигационные пломбы, а также более полный обмен данными между контролирующими органами обеспечат прозрачность движения товаров от момента ввоза на таможенную территорию союза до конечного потребителя и позволят снизить долю нелегального оборота продукции. По сути, это инструменты «обеления» рынка ЕАЭС, – сказал Руслан Давыдов. – Пункты пропуска должны быть оснащены и модернизированы на основе цифровизации и применения прорывных технологий».

Новости
01.08.2025
Более 1400 железнодорожников награждены к профессиональному празднику
Новости
01.08.2025
Работников Дирекции по организации перевозочного процесса наградили за безупречный труд
Новости
01.08.2025
Почти 7100 железнодорожников отмечены наградами к профессиональному празднику в АО «Пассажирские перевозки»
Новости
01.08.2025
Торжественное мероприятие в честь Дня работников транспорта прошло в Министерстве транспорта
Новости
01.08.2025
Председатель ОО «КАЗПРОФТРАНС» поздравил сотрудников с Днем железнодорожника
КТЖ в лицах
01.08.2025
Билетные кассиры задержали грабителя в Караганде
Новости
01.08.2025
Около 200 работникам транспортной отрасли вручат госнаграды и почетные звания
КТЖ в лицах
01.08.2025
«Здесь нельзя работать вполсилы»: история диспетчера с 30-летним стажем
Новости
01.08.2025
Президент Казахстана вручил госнаграды работникам транспорта
Новости
01.08.2025
Глава государства поздравил работников транспорта
Новости
01.08.2025
КТЖ заняло призовое место в конкурсе «HR-бренд 2025»
КТЖ в лицах
01.08.2025
Почётный железнодорожник Абай Джубаев: 35 лет на благо станции Орал
КТЖ в лицах
01.08.2025
«Вагоны — это моё»: история приёмщика Ержана Тлембекова
КТЖ в лицах
01.08.2025
«Мне нравится сам процесс»: осмотрщик Асылжан Ардабаев — о работе
КТЖ в лицах
01.08.2025
Более 826 лет на рельсах: история железнодорожной династии Капишевых
КТЖ в лицах
01.08.2025
Вся жизнь – железная дорога: история проводника Ирины Титовой
КТЖ в лицах
01.08.2025
«Мне просто нравится моя работа»: история Сайёры Чинпулатовой
КТЖ в лицах
01.08.2025
«Железная дорога – дело жизни»: история Анатолия Кобзева, рационализатора и спасателя участка в паводок
Новости
01.08.2025
ҚТЖ и Alstom открыли центр компетенции в Астане
Новости
01.08.2025
Калтаю Самбетову присвоено звание «Қазақстанның Еңбек Ері»