Ввод вторых путей обеспечит рост перевозок из Китая до 35 миллионов тонн уже в 2025 году

Новости
26.09.2025, 09:03
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В электропоезде «Burabay Express» состоялась медиа-встреча с директором филиала АО «НК «Қазақстан темір жолы» – «Дирекция интегрированного планирования» Вадимом Копыловым, передает Rail-news.kz.  

Вадим Копылов представил информацию о реализации крупного инфраструктурного проекта – строительства вторых путей на участке Достык – Мойынты протяженностью 836 километров, мерах по увеличению пропускной способности сети и скорости перевозки грузов.

«В 1990 году была произведена стыковка между станцией Достык и Алашанькоу, тогда в сутки сдавалось около 10 вагонов. Сегодня среднесуточная сдача по Достыку составляет более 800 вагонов. Вопрос увеличения пропускной способности на участке Достык – Мойынты назревал довольно давно. Строительство вторых путей позволит увеличить пропускную способность линии с 12 до 60 пар поездов в сутки, то есть обеспечит пятикратный рост», – отметил Вадим Копылов.

За последние десять лет объём перевозок из Китая увеличился в 4,5 раза — с 7,5 миллиона до рекордных 32 миллионов тонн в прошлом году. Контейнерный транзит также демонстрирует устойчивый рост: за десятилетие направление Китай – Европа – Китай выросло в 12 раз, а транскаспийский маршрут (ТМТМ) — в 21 раз. За восемь месяцев 2025 года объём перевозок между Казахстаном и Китаем увеличился на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составил 23,2 миллиона тонн.  

Таких высоких показателей, несмотря на начатые в 2022 году строительные работы, удалось достичь благодаря ряду эффективных логистических решений.  

«Одним из них стало использование погрузки прибывающих с китайской стороны контейнеров в освободившиеся после сдачи груза полувагоны. Тем самым мы экономили порожние нитки, экономия доходила до 100-120 поездов в месяц», – сообщил Вадим Копылов.

 Кроме того, чтобы максимально выгодно использовать инфраструктуру, линия Мойынты – Достык сдавалась по участкам. В первую очередь вводились участки, которые были принципиально нужны в текущее время. Так, сначала ввели Мойынты – Балхаш, разгрузив Балхашский узел, затем участок Бесколь – Достык, далее – Актогай – Бесколь.  

«К настоящему моменту сдали участок Балхаш – Саяк и сдается Саяк – Актогай. Строительство велось усиленными темпами и завершается преждевременно, потому что потребность дает о себе знать», – отметил спикер.

С вводом вторых путей на участке Достык – Мойынты перевозки из КНР могут достичь 35 миллионов тонн уже в 2025 году, включая экспорт руды, металлов и продовольствия, а также транзитные грузы по маршрутам Восток – Запад и Восток – Центральная Азия. Интеграция проекта с портами Каспия и коридором ТМТМ укрепит позиции Казахстана как ключевого евразийского транспортно-логистического хаба.  

АО «НК «ҚТЖ» также активно развивает инфраструктуру. В Алматы введен в эксплуатацию терминал «Жетысу» мощностью 115 тысяч ДФЭ в год, построенный всего за 88 дней. В порту Актау запущена первая очередь контейнерного хаба мощностью 240 тысяч ДФЭ. Международная сеть расширяется за счет терминалов в Китае, Беларуси, России и на Каспии, в планах – новые площадки в Азербайджане, Венгрии, Румынии и Грузии.

Вместе с тем ведется масштабный ремонт железнодорожного полотна, внедряется автоблокировка на так называемых лимитированных участках. Так, после оборудования автоблокировкой линии Аксу – Дегелен в этом году ее пропускная способность увеличится с 8 до 20 пар поездов в сутки.  

«Наряду со строительством вторых путей на участке Достык – Мойынты проводится модернизация на участке Алтынколь – Жетыген, где пропускная способность увеличится с 15 до 30 пар поездов. Недавно в Послании Главы государства было анонсировано строительство участка Кызылжар – Мойынты, что позволит еще больше увеличить пропускную способность», – рассказал Вадим Копылов.  

Благодаря реализации инфраструктурных проектов обеспечивается повышение скорости перевозок.  Ранее средняя скорость транзитных поездов, которые проходят в пути следования без переработки, составляла порядка 550 километров в сутки, сегодня этот показатель достиг 700-800 километров, а в перспективе планируется утвердить ее на уровне 1 000-1 100 километров в сутки.  

«Перевозки грузов по железной дороге Казахстана демонстрируют постоянный рост. Если в 2023 году объем перевозок во всех видах сообщения составлял 298 миллионов тонн, в 2024 году достиг 303 миллионов, то в этом году он уже вырос на 8 миллионов тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы будем готовы обеспечить весь экспортный потенциал Казахстана и транзитный потенциал, который находится, можно сказать, на пороге страны Казахстана», – заключил спикер. 

Регионы
22.12.2025
Илецкие железнодорожники показали воспитанникам детского дома работу депо и локомотивов
Новости
22.12.2025
Более 1 200 нарушителей выявлены на объектах транспорта во время ОПМ «Правопорядок»
Новости
22.12.2025
КТЖ обновило дома отдыха локомотивных бригад на ряде станций
Новости
22.12.2025
Книгу об истории эксплуатационного локомотивного депо издали в Астане
Новости
22.12.2025
На 9 вокзальных объектах завершены строительно-монтажные работы
Новости
22.12.2025
Опыт Японии используют для повышения безопасности движения поездов в Казахстане
КТЖ в лицах
19.12.2025
Почетного железнодорожника Сергея Балашова проводили на пенсию
Новости
19.12.2025
Итоги инфраструктурных работ подвели в Акмолинском отделении магистральной сети
Регионы
19.12.2025
Железнодорожников наградили ко Дню Независимости в Усть-Каменогорске
Грузовые перевозки
19.12.2025
Перевозки зерна по железной дороге за 11 месяцев выросли на треть
Новости
19.12.2025
Около 47 тысяч кубометров снега убрали железнодорожники с начала снегоборьбы
Новости / Архив
19.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №106 от 19 декабря 2025 года
Новости
18.12.2025
Проектно-конструкторское бюро инфраструктуры открылось в КТЖ
Регионы
18.12.2025
Уральские железнодорожники отметили День Независимости в отраслевом музее
Регионы
18.12.2025
Круглый стол ко Дню Независимости прошел в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости
18.12.2025
День Независимости отметили в Астанинском эксплуатационном депо
Регионы
18.12.2025
Строительство современного перрона на Сарыбеле выходит на финишную прямую
КТЖ в лицах
18.12.2025
Общественная работа и профессионализм: путь Кенеса Дюсекеева на железной дороге
Регионы
18.12.2025
На Кумистауской дистанции пути усилили очистку инфраструктуры от снега
Регионы
18.12.2025
Карагандинские железнодорожники разработали план работы в зимний период