Удивительные люди – рационализаторы!

Новости
13.07.2018, 10:09
После того, как в прошлом году на станции Майкайын во время обычного технологического «окна» произошел неожиданный перевод стрелки, приведший к неприятным последствиям, начальник участка СЦБ Павлодарского отделения магистральной сети Владимир Боровик, признанный лучшим рационализатором в регионе, приступил к разработке «защиты» от подобных ситуаций. За последний год рационализатором было предложено варианта три защитной схемы. Над последним из них и, скорее всего, окончательным, он сегодня и работает. Суть предложения состоит в сбросе рабочих напряжений токов фрикции при длительной работе стрелки. То есть благодаря новой схеме стрелка при длительной работе будет автоматически отключаться, что позволит избежать ее несанкционированного перевода. В принципе, даже дилетанту очевидно, что данное нововведение сыграет глобальную роль в обеспечении безопасности движения, не говоря об экономическом эффекте,  и его доработки с нетерпением ждут как павлодарская служба СЦБ, центральная лаборатория департамента автоматики, телемеханики и телекоммуникаций, так и вся дорога в целом. Павлодарский изобретатель придумал и другое новшество –  альтернативный источник питания. – После внедрения на железной дороге новой системы связи DX-500 потребность в прежних источниках питания –  аккумуляторах –  отпала. Но у нас еще есть виды устройств СЦБ, которые зависят от них. Поэтому я предложил к использованию альтернативный источник питания. Его активно сегодня применяют на станции Екибастуз, – рассказал Владимир Боровик. Оба новшества нашли отклик и поддержку в центральной лаборатории Дирекции магистральной сети, которая является на сегодня единственным экспертным органом на железной дороге, дающим одобрение и утверждающим рационализаторские предложения. Однако, по мнению Владимира Леонидовича, лаборатория нуждается в расширении и развитии до уровня не просто проектного, а научно-технического, проектного института. Обосновано это тем, что все новые идеи, предлагаемые казахстанскими рационализаторами, по старой привычке приравнивают к стандартам, разработанным в России еще в 60-70-х годах прошлого столетия, и соседи сейчас идут по пути модернизации прежних моделей устройств СЦБ, тогда как казахстанская дорога внедрила у себя совершенно иные технологии. В течение года в Павлодарском регионе было представлено и удачно внедрено порядка десяти рацпредложений Боровика. Для нас, обывателей, это все-таки удивительное явление и в определенной степени гордость за одаренного соотечественника. Между тем, Владимир Боровик – из потомственных железнодорожников, который вступив в свою профессию, объездил весь Казахстан, участвуя либо на восстановлении участков, либо в пусковых, наладочных работах. А талант изобретатя был всегда, но особо он проявился, по словам самого Владимира Леонидовича, в период, «продиктованный ужесточением требований к безопасности движения и в связи с увеличением скоростного режима поездов». С 22 лет в службе СЦБ и связи работает другой, не менее талантливый конструктор-изобретатель из Павлодара Петр Кытьков. Его должность –электромеханик, место работы –  ремонтно-технологический участок, где он занимается ремонтом и поверкой электронных приборов. 630 тысяч тенге в год – вот такую точную сумму, подсчитанную в условиях предприятия, назвал начальник Центра научно-технической информации Павлодарского отделения магистральной сети Мурат Смаилов, говоря об  оборудовании, сконструированном Петром Кытьковым, по точечной сварке контактных пружин предохранителей. – Я и не предполагал, что это рацпредложение окажется с экономическим эффектом. Наверное, потому что мы привыкли, что модернизация различных устаревающих устройств идет постоянно, в том числе своими силами. Однажды у нас появилась потребность устранить проблему с предохранителями. На их выводах есть пружины, приваренные контактной сваркой. Со временем эти пружины отваливаются, так как происходит разрушение с одной или с двух сторон контактной сварки. Оголенные ножки, без пружин, уже эксплуатировать нельзя. Припаивать их тоже смысла нет, так как предохранители имеют свойство нагреваться, и пайка может отойти. Более того, сама пружина может застрять, то есть остаться в гнезде предохранителя. Вот мы и придумали приспособление, которое под воздействием высоких токов приваривает пружины обратно к ножкам, причем одновременно с двух сторон, в течение каких-то нескольких минут. Стоимость одного нового предохранителя, закупаемого сегодня компанией, примерно 3 тысячи тенге. То есть, полетели пружины, предохранитель считается негодным и требуется новый. А при помощи «аппарата» Кытькова, не затрачивая практически ни копейки на закуп, прежние пружины благополучно привариваются к прежним ножкам, и предохранитель снова как «новенький», от заводского и не отличишь. Опять же, как тут не удивляться: за полтора месяца использования самодельного сварочного агрегата было восстановлено около 300 предохранителей. Помножьте теперь это на 3 тысячи. Какую сумму экономии получите?! Петр Викторович говорит, что аппарат получил рождение благодаря дружной команде КИПа. – Всем коллективом собирали, – гордится изобретатель, отставляя  свои заслуги на второй план. –  Было не сложно: нашел трансформатор от микроволновки, силовой кабель, автомат купил, взял трубы от хоккейной клюшки, обрезал их, и все это в цехе соединили. Согласитесь, то ли две, три минуты потратить, чтобы восстановить  ножку с контактными пружинами, то ли купить новый. Бережется не только денежка, но и время! – Конструировать различные приспособления Петр Кытьков начал давно, но как рацпредложения их никогда не оформлял, пока коллеги-друзья не сказали: напиши, это и для дистанции хорошо, и тебе будет, на что собирать другие приставки и приспособления. Вот он и решился, – рассказал со слов его коллег по цеху Мурат Смаилов. –  Радует, что вслед за Боровиком и Кытьковым, большую активность проявляют молодые специалисты, которые  хоть и недавно работают на железной дороге, но уже изобретают технические средства, улучшающие и облегчающие труд наших работников. Спасибо нашим рационализаторам! Ирина БЕКЕТОВА
Регионы / Спорт
26.07.2024
Турнир по бадминтону среди железнодорожников прошел в Усть-Каменогорске
Спорт
26.07.2024
Футбольное поле для железнодорожников открыли в Таразе
Регионы
26.07.2024
Более 30 экстренных торможений применили машинисты из-за вышедшего на ж/д пути скота в границах Павлодарской дистанции пути
Регионы
26.07.2024
Вопросы перевозок угля обсудили в Усть-Каменогорске
Новости
26.07.2024
Тарифы на парковку у железнодорожного вокзала «Астана» обновят с 5 августа
Новости
26.07.2024
Сотрудничество в сферах транспорта и логистики обсудили вице-премьеры Казахстана и России в Москве
Новости
26.07.2024
Алгоритм погрузки, доставки и выгрузки техники при ЧС поручили разработать Минтрансу
Новости / Архив
26.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №61 от 26 июля 2024 года
Регионы
25.07.2024
Железнодорожники Карагандинской и Акадырской дистанций пути продолжают работы по смене рельсовых опор
Новости
25.07.2024
Развитие сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта обсудили страны ЕАЭС
Регионы
25.07.2024
Итоги отгрузки за первое полугодие 2024 года подвели в ВКО
КТЖ в лицах
25.07.2024
«Каждый день уникален и полон вызовов»: Поездной диспетчер рассказал о своей работе
Новости
25.07.2024
Транспортный контроль и лицензирование экспедиторской деятельности обсудили в Минтранспорта
Пассажирские перевозки
24.07.2024
В КТЖ выявили факт провоза безбилетного пассажира в Шымкенте
Регионы
24.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Регионы
24.07.2024
Более 7 тысяч жителей ЗКО обратились к специалистам поезда «Саламатты Қазақстан»
Новости
24.07.2024
Более 600 железнодорожных подъездных путей переданы в доверительное управление АО «Центр транспортного сервиса»
Спорт
24.07.2024
Турнир по настольному теннису приурочили к 100-летию станции Павлодар
Регионы
24.07.2024
Фестиваль КВН прошел на станции Караганда-Сортировочная
Новости
23.07.2024
Повышение эффективности казахстанских морских портов обсудили в Актау