KAZLOGISTICS предложил создать программу контейнеризации ж/д перевозок

Любовь Негембелева

Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» предложил разработать отраслевой программный документ, направленный на увеличение доли контейнерных перевозок.

В 2018 году объем контейнерных перевозок достиг 152 миллионов ДФЭ, демонстрируя ежегодный рост в пределах 3-7% в течение последних лет.

Кроме того, с конца 90-х годов прошлого столетия по настоящее время наблюдается пятикратный рост перевозок в направлении Европа – Азия – Европа – с 5 миллионов ДФЭ в 1995 году до 25 миллионов в 2018-го.

Исследовав рынок контейнерных перевозок в нашей стране, специалисты KAZLOGISTICS пришли к выводу, что в Казахстане необходимо создать программу контейнеризации железнодорожных перевозок, которая может стать драйвером для всей транспортной отрасли.

Анализ мировых тенденций показал, что в настоящее время контейнеризация на развитых рынках Европы и Америки приблизилась к 100%. В ближайшей перспективе основными полюсами роста мирового контейнерного рынка станут Африка, Индия и другие страны Азии, а также Латинская Америка.

Сегодня наблюдаются глобальный тренд увеличения уровня контейнеризации мировой торговли, а также опережающие темпы роста рынка в абсолютных величинах.

При этом текущая ситуация на рынке железнодорожных перевозок Казахстана характеризуется крайне низким уровнем контейнеризации, не превышающим 2-3%. Учитывая, что такой уровень в основном обусловлен высокими темпами роста транзита грузов в контейнерах – на 50-60% в год за последнее время.

Перевозка грузов в стандартных контейнерах – двадцатифутовом эквиваленте – начала развиваться в 60-х годах прошлого века. Его основными преимуществами являются экономия при перевозках благодаря эффекту масштаба, удобство при сочетании с другими видами транспорта, скорость и своевременность доставки и отсутствие необходимости работать с грузом напрямую, поскольку товары находятся в запломбированном контейнере.

Стоит отметить, что в мировой транспортной системе 60-70% всего объема перевозимых грузов составляет морской транспорт. Начиная с 2000 года динамика перевозок в разрезе грузов демонстрирует трехкратный рост контейнерных грузов. При этом их доля растет и в общем объеме сухих грузов – с 24 до 42% в период с 2000-го по 2017 год.

Вместе с тем, наблюдается переток грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт, в основном за счет предоставления сервиса «от двери до двери» и меньших сроков доставки. Так, за последние годы доля железнодорожного транспорта снизилась с 49 до 41%.

Анализ структуры грузов, перевозимых по железной дороге, показывает, что потенциал уровня контейнеризации составляет около 11%.

Опираясь на полученные данные, СТК «KAZLOGISTICS» предложил разработать отраслевой программный документ, направленный на увеличение доли контейнерных перевозок и включающий такие меры, как пересмотр тарифных условий на перевозку грузов в контейнерах (обеспечение их конкурентоспособности как с повагонными отправками, так и с автомобильными перевозками, в особенности на небольшие расстояния) и консолидация железнодорожных и сопутствующих активов в рамках одного предприятия для обеспечения эффективной и целенаправленной работы.

Это, по мнению специалистов KAZLOGISTICS, позволит оптимизировать издержки во всех элементах логистической цепочки за счет улучшения технологии и сокращения непроизводительных материальных и временных потерь, снять ограничения скорости при проследовании контейнерных поездов через станции по главному пути, а также устранить узкие места, вызывающие ограничения участковой скорости на маршрутах перспективного движения маршрутных контейнерных поездов и так далее.

Потенциал контейнеризации в экспортном направлении составляет 7,6 миллиона тонн. Это зерно, черные и цветные металлы, удобрения, битум, гудрон и другие грузы.

В результате разработки и реализации мер по увеличению уровня контейнерных перевозок в стране ожидается рост доходов от транзита грузов на железной дороге, увеличение объемов контейнерных перевозок несырьевого экспорта с высокой добавленной стоимостью.

Все это может оказать мультипликативный эффект на развитие всего транспортно-логистического комплекса Казахстана, уверены в Союзе транспортников Казахстана.

При этом текущая ситуация на рынке железнодорожных перевозок Казахстана характеризуется крайне низким уровнем контейнеризации, не превышающим 2-3%.

Учитывая, что такой уровень в основном обусловлен высокими темпами роста транзита грузов в контейнерах – на 50-60% в год за последнее время.

Перевозка грузов в стандартных контейнерах – двадцатифутовом эквиваленте – начала развиваться в 60-х годах прошлого века.

Его основными преимуществами являются экономия при перевозках благодаря эффекту масштаба, удобство при сочетании с другими видами транспорта, скорость и своевременность доставки и отсутствие необходимости работать с грузом напрямую, поскольку товары находятся в запломбированном контейнере.

Стоит отметить, что в мировой транспортной системе 60-70% всего объема перевозимых грузов составляет морской транспорт.

Начиная с 2000 года динамика перевозок в разрезе грузов демонстрирует трехкратный рост контейнерных грузов.

При этом их доля растет и в общем объеме сухих грузов – с 24 до 42% в период с 2000-го по 2017 год. Вместе с тем, наблюдается переток грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт, в основном за счет предоставления сервиса «от двери до двери» и меньших сроков доставки.

Так, за последние годы доля железнодорожного транспорта снизилась с 49 до 41%. Анализ структуры грузов, перевозимых по железной дороге, показывает, что потенциал уровня контейнеризации составляет около 11%.

Опираясь на полученные данные, СТК «KAZLOGISTICS» предложил разработать отраслевой программный документ, направленный на увеличение доли контейнерных перевозок и включающий такие меры, как пересмотр тарифных условий на перевозку грузов в контейнерах (обеспечение их конкурентоспособности как с повагонными отправками, так и с автомобильными перевозками, в особенности на небольшие расстояния) и консолидация железнодорожных и сопутствующих активов в рамках одного предприятия для обеспечения эффективной и целенаправленной работы.

Это, по мнению специалистов KAZLOGISTICS, позволит оптимизировать издержки во всех элементах логистической цепочки за счет улучшения технологии и сокращения непроизводительных материальных и временных потерь, снять ограничения скорости при проследовании контейнерных поездов через станции по главному пути, а также устранить узкие места, вызывающие ограничения участковой скорости на маршрутах перспективного движения маршрутных контейнерных поездов и так далее.

Потенциал контейнеризации в экспортном направлении составляет 7,6 миллиона тонн.

Это зерно, черные и цветные металлы, удобрения, битум, гудрон и другие грузы. В результате разработки и реализации мер по увеличению уровня контейнерных перевозок в стране ожидается рост доходов от транзита грузов на железной дороге, увеличение объемов контейнерных перевозок несырьевого экспорта с высокой добавленной стоимостью.

Все это может оказать мультипликативный эффект на развитие всего транспортно-логистического комплекса Казахстана, уверены в Союзе транспортников Казахстана. 

Регионы
04.06.2025
Воспитанникам детской деревни и дома «Үміт» организовали экскурсию на станции Оскемен-1
Регионы
04.06.2025
Уральские железнодорожники отметили Международный день защиты детей
Регионы
04.06.2025
Праздник ко Дню защиты детей провели на станции Караганда-Сортировочная
Новости
03.06.2025
Экспорт растительных масел и кормов в Китай вырос в 10 раз за пять лет
Инфраструктура
03.06.2025
Обводная железная дорога разгрузит Алматинский узел на 40%
Новости
03.06.2025
Павлодарские железнодорожники провели благотворительную акцию в Доме ребёнка
Новости
03.06.2025
Первый контейнерный поезд примет новый контейнерный терминал Zhetysu
Пассажирские перевозки
03.06.2025
Пятимиллионного пассажира торжественно встретили на столичном вокзале
Новости
03.06.2025
Более 240 наездов на скот зафиксировано на железной дороге в Казахстане
Новости / Архив
03.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №42 от 03 июня 2025 года
Новости
02.06.2025
Стотысячный контейнер отправлен из Сианя по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в Павлодарском регионе
Регионы
02.06.2025
Учения по тушению лесного пожара прошли в окрестностях Риддера
Новости
02.06.2025
Карагандинский железнодорожный колледж отмечает 60-летний юбилей
Новости
02.06.2025
Участие ÖBB в развитии ТМТМ обсудили в Астане
Новости
02.06.2025
Казахстан представил транспортный потенциал на AIF-2025
Новости
02.06.2025
Минтранс РК и CMA CGM обсудили развитие перевозок по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Школьникам напомнили о правилах безопасности на железной дороге в Костанае
Пассажирские перевозки
01.06.2025
Более 484 тысяч детей перевезено поездами КТЖ
Новости
01.06.2025
Водитель бросил авто на железнодорожных путях в Туркестанской области