Вся жизнь – железная дорога: история проводника Ирины Титовой

КТЖ в лицах
01.08.2025, 10:11
Фото Александра Жабчука
Любовь Негембелева

Железная дорога для Ирины Титовой – это путь длиною в жизнь. Уже более 30 лет она работает проводником пассажирского вагона. За плечами – тысячи километров, сотни историй и лиц, неизменной остается бесконечная верность выбранному делу.

Первая встреча с поездом случилась, когда ей было всего пять лет. Отец Ирины, всю жизнь проработавший на железнодорожном транспорте, в тот день взял ее с собой в поездку.

«Он работал в грузовом депо в резерве проводников – поездным электромехаником. Помню, как усадил меня у окна, и мы любовались красотами нашей необъятной родины. Тогда я и не думала, что однажды стану проводником вагона и вся моя жизнь пройдет в движении между станциями и разъездами. Даже если маршрут повторяется ежедневно – всегда ощущается по-новому. Это наполняет жизнь», – делится Ирина Викторовна.

Окончив школу, она утвердилась в своем желании работать на железной дороге. Поступила на заочное отделение Акмолинского колледжа транспорта и коммуникаций на факультет «Организация перевозок и управление эксплуатацией транспорта». Спустя несколько лет без отрыва от производства окончила тот же факультет Казахстанского университета путей сообщения.

Проводником она работает с 1991 года – тогда еще совсем юной устроилась в цех эксплуатации 3-го основного локомотивного депо Целинной железной дороги.

«С первого рейса я поняла, что железная дорога – это очень ответственная профессия. От внимательности проводника может зависеть чья-то безопасность, от терпения и эмпатии – настроение пассажира, – говорит Ирина Титова. – Каждая поездка – это в первую очередь живое общение с самыми разными людьми. Стараешься ко всем найти подход, помочь, устранить конфликты».

Она отмечает, что за 30 лет многое изменилось. Современные вагоны, Wi-Fi, кондиционеры, информационные экраны, электронные билеты. И пассажирам легче, и проводникам. Но в основе работы остается все то же – человек. Его комфорт, безопасность, настроение.

Ирина Титова работала в разных направлениях по маршрутам: Астана – Кокшетау, Астана – Экибастуз, Астана – Актобе, Астана – Павлодар. И по роду деятельности сталкивалась с различными трудностями. Но одна из поездок особенно отпечаталась в памяти.

«Когда открылась новая железнодорожная линия Аксу – Дегелен, произошло лобовое столкновение нашего дизель-поезда с тепловозом. В момент аварии было по-настоящему страшно – громкий звук, удар, дезориентация. Но уже в первые секунды в голове возник автоматический алгоритм действий проводников в нестандартных ситуациях: быстро оценить обстановку, осмотреть вагон, успокоить пассажиров, при необходимости оказать первую помощь пострадавшим, связаться с экстренными службами, доложить в депо и эвакуировать людей», – вспоминает Ирина Титова.

В момент чрезвычайной ситуации психика переключается в режим «действуй», говорит она. Это помогало и когда приходилось принимать роды в пути.

«Рожает. Прямо в поезде. Пассажиры в панике, женщина плачет. Я встала перед ней, взяла за руку и сказала: «Вы не одна. Я рядом. Все будет хорошо». Родилась чудесная девочка, – рассказывает Ирина. – В другом случае женщина уже родила к моменту прибытия, и мы оперативно вызвали скорую. Наша бригада действовала как часы. Вот в такие моменты понимаешь, что ты не просто сотрудник, а опора и сердце поезда».

Оглядываясь назад, Ирина Титова признается, что не видит себя в другой профессии.

«Я знаю этот стук колес и слышу десятки «спасибо» от пассажиров, чувствую принадлежность к большой системе – это и есть железнодорожная семья. И это мой путь, и другого мне не нужно», – говорит Ирина Викторовна.

В коллективе она пользуется большим уважением, охотно делится знаниями с молодыми коллегами, помогает в трудных ситуациях.

«Проводникам нужно помнить, что мы лицо компании и железной дороги – от нашего отношения к работе зависит не только комфорт, но и безопасность сотен людей. Эта работа сложная, но она нужная, настоящая», — говорит Ирина Титова.

За ответственный труд железнодорожница отмечена многочисленными наградами, среди которых – почетный знак «Теміржол саласында 20 жыл мінсіз қызметі үшін» и медаль «Қазақстан Тәуелсіздігіне 30 жыл».

Новости
12.12.2025
Ж/д линия Дарбаза – Мактаарал снизит нагрузку на станцию Сарыагаш на 40%
Регионы
12.12.2025
Железнодорожники проводят профилактическую работу с населением в Павлодаре
Регионы
12.12.2025
Илецкие железнодорожники подготовились к зимнему периоду
Интервью
12.12.2025
Ревизорский аппарат усиливает комплексные меры по повышению безопасности движения: показатели улучшились в Акмолинском регионе
Регионы
12.12.2025
Капитальный ремонт Дома отдыха локомотивных бригад завершён на станции Кызылжар
Новости
12.12.2025
Модернизация участка Алтынколь – Жетыген выходит на решающий этап
Новости / Архив
12.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №103 от 12 декабря 2025 года
Новости
11.12.2025
Вице-министр транспорта рассказал таразским школьникам о новых возможностях отрасли
Новости
11.12.2025
ҚТЖ признан самым доброжелательным коллективом страны
КТЖ в лицах
11.12.2025
Повышение квалификации онлайн, знакомые маршруты и уважение пассажиров: будни проводника Асель Казиевой
Регионы
11.12.2025
Костанайское отделение ГП увеличило погрузку до 26 миллионов тонн
Пассажирские перевозки
10.12.2025
Дополнительные пригородные поезда перевезут более 3 тысяч пассажиров в период новогодних праздников
Новости
10.12.2025
Технический семинар с участием Alstom прошёл в КТЖ
Новости
10.12.2025
ВЖДО внедряет систему Qorgau для охраны грузов в Казахстане
Регионы
10.12.2025
Первые обильные снегопады потребовали усиленной очистки путей в ВКО
Новости
10.12.2025
Контейнерный поезд Сиань – Санкт-Петербург проследовал через Казахстан
Новости
09.12.2025
Карту цифровой трансформации транспортной отрасли утвердили в Казахстане
Новости
09.12.2025
Минтранс: объем транзитных грузов достиг 29,4 млн тонн
Новости
09.12.2025
В Минтрансе обсудили меры для бесперебойного экспорта зерновых в страны Центральной Азии
Новости
09.12.2025
Kazlogistics и Деловой центр экономического развития СНГ расширяют сотрудничество в транспортно-логистической сфере